Знамение или знамя полка
Географическое окраинное положение Курска между «польской» и «русской» окраинами, по выражению профессора Харьковского университета Дмитрия Ивановича Багалея (1) в его исследовании «Очерк из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства», предопределило необходимость вооружённой защиты города от целого ряда нападений, которые куряне всегда успешно отражали. Когда уставшие жители однажды уже было решили сдать город осаждавшим, то один из народа начал возражать и советовал молиться Божией Матери «Знамение», приводя многочисленные исторические примеры спасения городов.
Воспрянули духом изнемогающие защитники Курска «и внезапу к противным на сопротивление обрелися в велицей храбрости сущей и абие из сего града на противных потекше и с ними брашася крепце и зело многих от них убиша. И видевше се противнии крепостное их в брани утверждение, а свое изнеможение и велие людем побиение велиим страхом объями быша от граждан на бегство уклонишася. Христолюбивое сего града воинство со оного противных победительства во град во всякой суще здравии возвратишася, славяще и благодаряще Бога и скорую помощницу Пресвятую Богородицу». (2)
В память об этой победе начали возводить в 1613 году первые деревянные строения Знаменского монастыря. В 1615 году, при царе Михаиле Фёдоровиче, икона «Знамение» вновь вернулась в Курск из Москвы, куда её перевёз в Смутное время 1-й самозванец.
В старинной рукописи, найденной профессором Д. И. Багалеем в библиотеке графа А. С. Уварова (3) в его подмосковном имении «Поречье», наполненном раритетами, повествуется о чудесном избавлении Курска в 1634 году от войск польского гетмана князя Иеремии Вишневецкого. (4)
Однажды ночью князь Иеремия внезапно подошёл к стенам города, а его защитники в это время уснули. И тогда сам по себе зазвонил колокол на колокольне Знаменского монастыря и пробудил от сна воинов: «яко ж обычай бяше во всех градех на колокольницах вестовые звоны бываша и в такий звон среди града на колокольници стояще и на той колокольнице дневал по очереди Курский стрелец Киприан Ерпылёв и под колоколом спал и за семь часов до света в той вестовой колокол начаше некая божественная сила бить…». (5)
Пан Вишневецкий вынужден был поскорее отступить от Курска. В связи с неоднократными случаями помощи в ратном деле, изображение иконы «Знамение» было вышито на воинской хоругви Слободских полков, стоявших у Белгородской оборонительной линии, когда Курск уступил Белгороду своё место приграничного войскового центра.
Воеводы объединённых Слободских полков князь Г. Г. Ромодановский и князь Ф. А. Хилков одерживали под этим знаменем множество побед, повествуется в рукописи XVII века под таким точным и развёрнутым названием: «Повесть о явлении чудотворные иконы Пречистыя Богородицы Честнаго и Славного Ея Знамения, еже нарицается Курская и о зачале града Курска; в ней же явленно вкратце и о чюдесех от оныя чюдесоточныя иконы Пречистыя Богородицы и о избавлении града Курска в нашествие от пленения и иных чюдесех». (6)
Список с этой иконы сопровождал русскую армию не только в походах Слободских полков, но и в победоносных сражениях П. А. Румянцева-Задунайского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, где участвовали Слободские полки, после 1770-х годов преобразованные в гусарские, а в начале XX века – в кавалерийские.
При царе Иоанне IV Васильевиче (7) на реке Сейм находится сторожевой пункт Московского царства, охраняющий Русь от набегов крымских и ногайских татар. История всей Курской земли связана с событиями, сопровождающими икону «Знамение».
К примеру, рукопись XVI века повествует о рыльском князе Шемяке, который повелел перенести икону в Рыльск, но сам лично не вышел к ней навстречу и потому ослеп, а когда с честью встретил её, только тогда исцелился. Князь построил для пребывания иконы «Знамение» новую церковь, но образ исчез оттуда и нигде обрести невозмогоше. В результате поисков рыльский священник Боголюб нашёл икону «Знамение» в Курском уезде, но внезапно нагрянули татары, образ разрубили пополам, а священника взяли в плен. Вскоре русские посланники выкупили из плена священника Боголюба, который, вернувшись на прежнее жилище, соединил обе половинки иконы, которые срослись. (8)
Четыре раза жители Рыльска пытались перевезти икону «Знамение» к себе, соорудили в городе новый храм, но образ снова удалялся на прежнее место. Царь Фёдор Иоаннович повелел возобновить город Курск, разрушенный и пребывавший в запустении со времён монголо-татарского нашествия.
Уже к 1596 году был возведён Кремль на крутом и высоком берегу реки Тускарь при впадении в неё ручья Кура, разделяющего город на две части. Каменная крепость была расположена по краям отлогой горы, омываемой Тускорью и Куром, и имела вид неправильного треугольника. С двух сторон крепость защищалась рекой и ручьём, а с третьей находился глубокий ров, который был зарыт только около 1783 года. На его месте образовалась Красная площадь. Внутри крепости находилось три храма – Воскресенский собор, церкви свт. Николая и св. Никиты, а также воеводская канцелярия, житницы, постоялые дворы, торговые лавки.
Возобновление Курска после татарского разорения ставится в связь с желанием царя Фёдора Иоанновича почтить икону «Знамение»: «И не хотя сего чудотворного Богородичного образа в тамо стране сущей без прославления оставить, царь Фёдор Иоаннович повелеша от древних лет запустению от царя Батыя преданный град обновити и множеством людей населить и вскоре се восхоте сотворити; в 105 году (т. е. 1597 г.) на Курском прежнем городище повелев град устроити и нарещи его по прежде именованному Куреск и из окрестных тамо градов многими обитателями наполнити»; вскоре Курск превратился в процветающий город «от земных плодов к благовосприятию человеческому довольством исполнен, яко всяким благим изобилием – хлебом и зверем и мёдом исполнен», сюда устремилось по своей воле множество людей для постоянного жительства: «идяху и селение творяху». (9)
Царь Фёдор Иоаннович выразил желание увидеть Курский чудотворный образ иконы «Знамение» у себя в Москве. У царя не было детей. Оставалась надежда вознести молитвы пред чудотворной иконой. Вскоре у царицы Ирины родилась долгожданная дочь. Царь Фёдор Иоаннович, как и обещал, вернул в Курск икону «Знамение», на полях которой московские иконописцы написали образ Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, предварительно увеличив размеры иконы дополнительным ковчегом по периметру изображения. В руках пророки держат свёртки хартий со своими пророческими текстами, предвосхищающими рождение Божией Матери.
Когда в Москве при царе Борисе Годунове были неурожаи и голод из-за нехватки хлеба, то в Курском крае был постоянный урожай и низкие цены – «четверть ржи вначале продавалась 5 алтын 4 деньги, и только в конце, когда сюда явилось множество лиц для закупки хлеба, цена его дошла до 25 и 30 алтын». (10)
Знаменский монастырь жители Курска начали строить по обету, в благодарность за избавление от поляков, которые в 1612 году четыре месяца осаждали город. Жители Курска стойко сопротивлялись под руководством стольника и воеводы Георгия Игнатьевича Татищева (11) и отстояли город. В 1616–1617 гг. следующий курский воевода Иван Васильевич Волынский (12) разбил татар в 10 вёрстах от Курска, нанёс поражение крымцам у Ямской слободы, а при нападении польско-литовского отряда «…с ратными людьми из острога выходил и с литовскими людьми на посаде бился, многих побили и из слобод их выбили и языки поймали и от посаду их отбили». (13)
В 1649–1680 гг. жителями Курска был построен каменный Знаменский собор, купола которого позолотили в 1775 году. В конце XVII века в городе было 599 посадских и подъяческих домов.
Со второй половины XVIII века, в период войн с Османской империей, возрастает значение Курских, Белгородских, Орловских земель как приграничных. Императрица Екатерина II вводит новую территориально-административную должность и назначает первым наместником в Курске полководца графа П. А. Румянцева. Летом 1781 года во главе нового Орловского и Курского генерал-губернаторства стал генерал-поручик князь Александр Александрович Прозоровский. Князь был прямым потомком известного воеводы XVII века князя Семёна Васильевича Прозоровского (14), (Рюриковича в XXII колене, как записано в Степенной книге), который с небольшим отрядом воинов в течение трёх месяцев отражал шведские войска, осадившие Тихвинский монастырь в 1613 году, и разгромил полководца Якоба Делагарди.
В 1628 г. царь Михаил Фёдорович послал воеводу Семёна Прозоровского в Курский край «по крымским делам», как было сформулировано в Указе (15). Царской грамотой ему также предписывалось пересмотреть в г. Путивле «в соборной церкви, в монастырях и у мирских церквей на посаде и в уезде все употребляемые при церковных службах книги и сделать им опись», за что князь Семён был пожалован, дополнительно, половиной денежного оклада. (16)
Его прямой потомок генерал-губернатор князь А. А. Прозоровский (17), через полтора века, всячески способствовал увеличению купеческого сословия на территории Курского края, создавая благоприятные условия для развития предпринимательства, что объяснялось, в том числе, потребностью в продовольственном качественном снабжении армии и необходимой организацией обеспечения занятости в связи с возрастающей численностью населения. Узнав о смерти главнокомандующего князя Александра Александровича Прозоровского в возрасте восьмидесяти лет, император Александр I назначил трёхдневный траур по всей армии «в знак признательности полезной отечеству службы князя Прозоровского».
К 1785 году в Курске насчитывалось 7 590 жителей, два монастыря (Знаменский мужской и Троицкий женский), 16 церквей, из них 12 каменных, 1 944 дома, из них 22 каменных. По сведениям 1862 года, число жителей города Курска составляло 27 501 человек, из которых почётных граждан и купцов было 1 304, мещан – 17 542, крестьян – 1 831 чел. В городе насчитывалось 2 678 домов, из них 260 каменных, 16 торговых магазинов, 545 лавок и даже 2 кондитерские, а также фортепианное заведение, 11 гостиниц, 8 харчевен, 40 постоялых дворов, больница и богадельня. Любимым местом для прогулок городских жителей был живописный Лазаретный сад (18). Лазаретный сад назывался так по имени лазарета, больницы для раненных воинов. (19)
К городу примыкали четыре слободы: Ямская, Казацкая, Стрелецкая и Пушкарная. В Курске в 1862 году находилось 19 каменных церквей, в том числе Воскресенский собор, построенный в 1733 году, собор преп. Сергия, построенный в 1762 году, где находилось Евангелие, печатанное в 1698 году. В храме Благовещения, построенном в 1754 году, находился серебряный крест, присланный в Курск царём Алексеем Михайловичем. При храме св. Илии, построенном в 1768 году, находился Божедомский монастырь постройки 1619 г. для приюта сирот и увечных.
К 1826 году собор Знаменского монастыря возвели заново. Здесь, на месте разрушенного при монголо-татарском нашествии древнего Курского городища и в наши дни стоит величественное здание Знаменского собора с огромным куполом (20). С 1618 года ежегодно поддерживалась традиция в девятую пятницу после Пасхи совершать крестный ход с перенесением иконы «Знамение» из Знаменского монастыря к месту явления иконы – в Курскую Коренную Рождество-Богородичную пустынь, а 12 сентября святыня возвращалась в Курск.
Следующая по хронологии крупная битва в этих краях состоялась уже в XX веке, летом 1943 года, когда в результате судьбоносной Курской битвы фашисты так и не смогли больше «прийти в себя» после такого сокрушительного поражения, и дальнейшие события Великой Отечественной войны необратимо повернули в западном направлении.
Маршал А. М. Василевский (21), участник Первой и Второй мировых войн, написал в своих воспоминаниях «Дело всей жизни…», что читая работы ряда буржуазных авторов, он не раз подмечал их стремление всячески умалить значение победы в Курской битве, «где стало очевидным, что гитлеровская Германия поставлена перед грядущей катастрофой… Они пытаются внушить читателю мысль, что Курская битва – обычный и незначительный эпизод Второй мировой войны, и с этой целью либо замалчивают Курскую битву, либо говорят о ней весьма кратко… Но, как гласит народная поговорка, дела сильнее слов». (22)
Уроженцы Курской земли сыграли заметную роль в истории России, некоторые из них отмечены особыми заслугами. Так, например, в 1826 году в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии в многодетной семье священника родился сын – Михаил Петрович Булгаков (23). В будущем ему предстояло стать не только ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, епископом Тамбовской, затем Харьковской епархий, митрополитом Московским, но и создать, в результате многолетней кропотливой работы, фундаментальный труд «История русской церкви», актуальность которого только возрастает с годами. Особая ценность этой работы в том, что она составлена на основе переводов рукописей с латыни, греческого, польского языков, которыми свободно владел митрополит Макарий и является сборником важных и редких исторических документов.
В предисловии к «Географическо-статистическому словарю Российской империи», изданному в столице в 1865 году, особо отмечено, что «… в настоящее время, более, чем когда-либо, ощущается настоятельная потребность в самых отчётливых местных сведениях о разнообразных составных частях нашего обширного отечества. Русская географическая литература, благодаря обилию учёных экспедиций, путешествий, статистических работ и местных исследований, совершенных в особенности в последнее тридцатилетие, богата не только вообще географическими и статистическими материалами, но даже хорошими отдельными монографиями, до некоторых местностей России относящимся». (24)
Источники.
(1) - Дмитрий Иванович Багалей (1857–1932 гг.) – действительный статский советник, член Российской Академии наук и девяти университетов Российской империи. Профессор и ректор Императорского Харьковского университета (1906–1910 гг.), Харьковский городской голова в 1914–1917 гг., с 1931 г. член сельскохозяйственной комиссии по предотвращению грядущего неурожая и голода в Харьковской области. Харьковский университет был основан в 1804 году. Согласно Уставу университетов, учебный курс составлял три года, обучение велось бесплатно.
(2) - Календарь и памятная книжка Курской губернии на 1888 год. – Курск: Типография губернского правления, 1887. – С. 269.
(3) - Алексей Сергеевич Уваров (1825–1884 гг.) – сын графа Сергея Семёновича Уварова, положившего в 1831 году в основание национальной идеологии триаду: «Православие. Самодержавие. Народность». Археолог, член-корреспондент, почётный член Петербургской Академии наук. В годы Крымской войны вступил в ополчение. Впервые выявил византийскую базилику с мозаичным полом в крымском Херсонесе. Император Николай I приказал перенести мозаику в Эрмитаж (ныне зал II античного отдела). Московское археологическое общество под его руководством предотвратило разрушение зданий времён князя Андрея в Боголюбово и палат дьяка Аверкия Кириллова в Москве. Член Комиссии для построения Храма Христа Спасителя. (Забелин И. Е. Дневники. Записные книжки. – М., 2001. – С. 319). Сохранилось захоронение графа А. С. Уварова, сложенное из плит чёрного мрамора, на почётном месте, справа от Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.
(4) - Иеремия Вишневецкий (1612–1651 гг.) – князь, двоюродный племянник Киевского митрополита Петра Могилы, принявший католичество в 1631 г. Предводитель польско-литовских войск во время восстания Б. Хмельницкого. Участник битвы под Смоленском с русскими войсками. Скончался накануне сражения.
(5) - Багалей Д. И. О необходимости изучения Курской губернии в историко-географическом отношении// Календарь и памятная книжка Курской губернии на 1888 год. – Курск: Типография губернского правления, 1887. – С. 270.
(6) - Багалей Д. И. О необходимости изучения Курской губернии в историко-географическом отношении. Календарь и памятная книжка Курской губернии на 1888 год. – Курск: Типография губернского правления, 1887. – С. 258.
(7) - В 1553 году царь Иван Грозный на свои средства основал в Москве первую типографию при содействии датчан, где поручил дьякону Ивану Фёдорову с товарищами издать и напечатать на новом зарубежном оборудовании первые русские книги «Апостол» (1564) и «Часослов» (1565). По свидетельству иностранцев, Москва в эти годы, по благолепию, количеству зданий и размерами города, могла соперничать со многими западными столицами. Английский король Эдуард IV дал русским купцам торговую монополию в Англии, а царь Иоанн IV Васильевич вёл многолетнюю переписку с английской королевой Елизаветой. Незадолго до этого 3 английских корабля попали в бурю на Белом море. Два из них пропали, а команда третьего была спасена монахами прибрежного монастыря. Через год капитан, хорошо выучивший русскую речь, был ласково принят царём. Англичанам была разрешена торговля с Россией на льготных условиях и подарен из казны каменный дом вблизи Кремля, у храма в честь иконы «Знамение». В наши дни у Знаменского монастыря находится музей «Старый английский двор» в том же хорошо сохранившемся каменном здании, которое пожаловал англичанам царь Иоанн IV ещё в XVI веке.
(8) - Шрам на обратной стороне иконы, разрубленной пополам при татарском набеге, сохраняется до сих пор.
(9) - Календарь и памятная книжка Курской губернии на 1888 год. – Курск: Типография губернского правления, 1887. – С. 261.
(10) - Календарь и памятная книжка Курской губернии на 1888 год. – Курск: Типография губернского правления, 1887. – С. 262.
(11) - Татищев Юрий Игнатьевич (ум. 1629 г.) – стольник, дворянин московский, участник русско-польской войны 1609–1618 гг.
(12) - Волынский (Птица) Иван Васильевич (ум. 1629 г.) – служил воеводой в Муроме, Калуге, Воронеже. Умер в Тобольске. (Зорин А.В., Раздорский А. И. Порубежье. Курский край в XVII веке. – Курск, 2001).
(13) - Календарь и памятная книжка Курской губернии на 1888 год. – Курск: Типография губернского правления, 1887. – С. 271.
(14) - Воевода князь Семён Васильевич Прозоровский в последние годы жизни принял схиму с именем Сергий в Тихвинском монастыре, где преставился 14 сентября (ст. ст.) в 1660 году в день Воздвижения. В этот же праздник в 1613 году он отогнал шведов от стен монастыря. Был похоронен на почётном месте с левой стороны паперти Успенского собора, где вновь пребывает с 2004 года Тихвинская икона Пресвятой Богородицы.
(15) - Путивль стоял на границе с землями, поконтрольными вассалу Османской империи Крымскому ханству. Сын Антиохийского патриарха Макария, архидиакон из Алеппо Павел Аллепский, сопровождая отца в путешествии к царю Алексею Михайловичу, записал в 1654-56 гг.: «Через этот Путивль идёт дорога в землю Московскую из всех наших мусульманских стран и другого пути нет». (Штейман Г. Три города земли Северской. Географический календарь «Земля и люди». М., 1965. С. 136).
(16) - Русский Биографический Словарь. Под ред. Половцова А.А. Типография Императорской Академии Наук. Спб., 1910. С. 28.
(17) - Фельдмаршал князь Александр Александрович Прозоровский (1732–1809 гг.), Главнокомандующий Русской императорской армией. Следующим Главнокомандующим был назначен князь П. И. Багратион.
(18) - Географическо-статистический Словарь Российской империи. Составил по поручению Императорского Русского Географического Общества П. Семёнов. Т. 2. – Спб., 1865. – С. 870.
(19) - Слово «лазарет» происходит от имени св. Лазаря Четверодневного, история воскрешения которого от смерти приводится в Евангелии.
(20) - Здание собора Знаменского монастыря претерпело разрушения в 1898 году, когда злоумышленники взорвали под иконой «Знамение» заряд большой силы. Но на иконе даже стекло киота не разбилось.
(21) - Александр Михайлович Василевский (1895–1977 гг.) – маршал СССР. Начальник Генерального штаба в 1941–1945 гг., разрабатывал и руководил стратегическими операциями в Сталинграде, Кёнигсберге, Бобруйске, Порт-Артуре, где была разгромлена Квантунская японская армия и др. С 1914 г. на фронте, участник Брусиловского прорыва. Окончил Кинешемское духовное училище и Костромскую духовную семинарию, сын священника.
(22) - Василевский А. М. Дело всей жизни. – М.: Издательство политической литературы, 1974. – С. 324–325. – 542 с.
(23) - Митрополит Московский Макарий (Булгаков) (1816–1882 гг.) – епископ Русской православной церкви. Окончил Белгородское уездное училище, Курскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. С 1850 г. – ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, редактор журнала «Христианское чтение». Епископ Харьковский и Ахтырский (1859–1868 гг.), восстановил в епархии несколько существовавших ранее крестных ходов, создал церковную библиотеку для всеобщего пользования, за эти годы число народных училищ возросло в 4 раза (405 училищ), основал монастырь вмч. Димитрия Солунского. Основал журналы «Духовный вестник» (1862), «Харьковские епархиальные ведомости (1867 г.). Главный исторический труд «История Русской Церкви» в 12 томах был издан в 1883 г., переиздан в 1994–1996 гг. в издательстве Валаамского монастыря. Похоронен в Успенскомо соборе Троице-Сергиевой Лавры.
(24) - Географическо-статистический Словарь Российской империи. Составил по поручению Императорского Русского Географического Общества П. Семёнов. Т. 2. – Спб., 1865. – С. I.
Свидетельство о публикации №223041601121