Четыре очерка о Вере. Очерк второй

                «Человек взрослея, часто удаляется от
                Бога, от Веры. Если же пришла истинная
                Вера, то она незыблема. Сказано в
                Библии - кит проглотил пророка Иону.
                Верую. И если бы сказано было, что Иона
                проглотил кита, я бы веровал, нисколько
                не сомневаясь».
               
                Фраза из проповеди иерея Свято-
                Иннокентьевского храма.

Вместо пролога.
Итак, продолжим, уважаемый читатель, наше повествование о Вере. Очень мне по душе те моменты в храмах, когда батюшка в молитве отходит от Священного Писания и говорит своими словами. К мудрости книги книг добавляется мудрость самого человека, его знание и понимание жизни, его интеллект и его Вера. Правда бывают и здесь огорчения, и поскольку это все имеет непосредственное отношение к святости (чистоте духовной и нравственной) – весьма обидные.
 Случилось мне как-то быть на отпевании в храме. У хорошей знакомой умерла мама, очень светлый человек, прожила долгую, достойную жизнь. Мы семьей часто бывали у них в гостях, и мама нас привечала, радовалась нашему общению. Поэтому, когда я узнал о ее кончине, то сразу предложил свою помощь и принял непосредственное участие в организации похорон. Покойная была крещеным и истинно верующим человеком, поэтому в день похорон было назначено «последование погребения» в одной из церквей. Родных и близких было немного, все мы были знакомы. И вот, во время панихиды, я, стоя лицом к алтарю и внимательно слушая батюшку, вдруг заметил, что он через одинаковый промежуток времени между молитвами, произносит в определенном тембре и частоте хорошо поставленным голосом некую фразу, примерно о том, что необходимо приносить в церковь дары такие то, такие то, а можно и такие то. И будет Благословение Вам, ибо Благотворящий подает Богу. А дары можно приносить в такое то время…
При этом под дарами подразумевались вовсе не те дары, которые подносились в веках – воск для свечей, мука, масло, цветы, сухое вино… Понятно, деньги или ценности для помощи бедным, или на строительство храма, на ремонт - дело хорошее и нужное. Например, о помощи есть в Евангелии от Матфея, много других изречений можно найти.
Не мне судить, но думаю не та ситуация, когда у тела покойного стоят скорбящие люди, прощаются, а фраза, не имеющая прямого отношения к христианскому обряду, произносится не менее четырех раз. Хорошо, что кроме меня из участников ни кто не запомнил это отступление, да уж больно похоже на промоушен, маркетинговый ход с применением методов психолингвистики, или так называемого нейролингвистического программирования. Тем более нелепо, потому что Православная церковь относится к таковым средствам негативно. Еще раз повторюсь, не мне судить и посчитаю это весьма досадным исключением.

Многие мужчины сомневаются в существовании женской дружбы. Я - не сомневаюсь, потому что у меня был наглядный пример перед глазами. Моя мама четыре года училась в педагогическом институте, подружилась с однокурсницей Екатериной, сидели за одной партой, много общались, ходили в гости, в кино, в театры, участвовали в студенческой жизни. Катя была из ближнего Подмосковья, на каникулы уезжала домой к родителям. Отработав по распределению несколько лет на Дальнем Востоке, она уехала в родной город насовсем, и до самого конца мама и тетя Катя сохраняли теплые отношения, не реже раза в месяц обменивались большими, теплыми и содержательными письмами, причем в нашей семье эти письма о житье-бытье часто читались вслух. Я бы даже сравнил такие отношения с сестринскими. Естественно, любой из членов нашей семьи всегда был желанным гостем, и, по возможности, мы к ним ездили.
Железная дорога - это стратегическое понятие и наряду с автодорожным, воздушным и морским сообщением, является кровеносной системой любого развитого государства. В нашей стране, со времен начала строительства и эксплуатации железных дорог и железнодорожного транспорта, к железнодорожникам отношение особое. И зарплаты, и льготы и пенсионное обеспечение.
Мама моя сразу после школьной практики пришла работать в институт железнодорожного транспорта и проработала в нем всю жизнь, с перерывом на декретный отпуск. Это сейчас оптимизировали все оптимизировали, и дооптимизировались, а тогда на преподавателей все льготы железной дороги распространялись, в том числе бесплатный проезд один раз в год для себя и одного члена семьи - ребенка.
Вот она и ездила в гости по возможности, а когда я родился, то и меня с собой несколько раз брала. Первую поездку я почти не запомнил. Было мне пять лет, я измаялся за семь суток в вагоне в четырех стенах, и в гостях мы были всего два дня. Одно только отложилось в памяти, я познакомился и немножко играл с Катиным сыном, Андреем, который был чуть меньше меня. И все, дальше в путь.
Та история, о которой я хочу поведать, произошла позже, во второй мой приезд. Я уже большой, меня приняли в пионеры и мне 10 лет, а маме на работе выпала редкая удача. По профсоюзной линии выделили путевку – автобусный тур из Москвы по красивейшим местам Советской Прибалтики на полторы недели. Конечно, долго уговаривать меня не пришлось, хоть путевка была только для нее, но я хотел повидаться с Андреем, в каждом письме наши мамы писали друг другу о нас и передавали наши приветы.
Тут необходимо небольшое отступление, буквально несколько слов о Катиной семье. Всю эту информацию, будучи еще маленьким, я слышал от родителей, в том числе из этих многочисленных писем, особого значения не придавал, но потом, по мере взросления размышлял, и все встало на свои места, сложилось.
Итак, родители Кати, назовем их дедушка и бабушка, приехали в Подмосковье из далекой деревеньки в Сибирской глубинке. Бабушка с малых лет трудилась, была очень набожной, как и ее родители, жившие в общине, проповедующей одну из ветвей христианства. Родители деда тоже были в этой общине, однако сам дед набожностью не отличался, был молод, красив, силен, руки мастеровые, да без царя в голове. Хорошо освоил профессию плотника, но любил выпить да подраться. Или с гармошкой по деревне пройтись. И задумали родители их поженить, ни его, ни ее особо не спрашивая, сказано – сделано. Родители сговорились, делать нечего, сыграли свадьбу и обряд справили. Правда, дед еще погульбанил некоторое время, даже в пьяном угаре сквернословил, да на жену руку поднимал. Но бабушка кротостью, терпением и молитвою, как она говорила, потихоньку заблудшую душу привела к истинной Вере. Муж бросил пить, стал читать святые книги, молиться, больше работать, к супруге стал относиться с уважением, со временем родилась дочь. Когда под Москвой началось крупное строительство, испросил разрешения у родителей и уехал с женой на новое место, тем более последователи их концессии в городке имелись, была и община, и место для молитв.
Потихоньку, на выделенном земельном участке, дед построил своими руками добротный бревенчатый дом двухэтажный, они с бабушкой из времянки в него переехали, начали обживать. Завели большой сад-огород, справили баню. Дочь, тетя Катя, съездила на Дальний Восток, окончила институт, вернулась к родителям, устроилась работать в школу учителем английского языка. Вышла замуж, муж переехал жить к ним, родился сын Андрей, а потом и дочка Оля. Молодые работали, зарабатывали хорошо, старики вышли на пенсию, по-прежнему проводили время в молитвах, занимались хозяйством, очень внуков любили, баловали, и был лишь один камень преткновения. Тетя Катя и муж ее были комсомольцами, атеистами и детей строго-настрого запретили крестить и, так или иначе, приобщать к Вере. В остальном же в семье царили лад и согласие.
Вот в такую семью, далекую, но близкую и везла меня мама, погостить на неделю с небольшим, при этом договорились, что пока она будет в отъезде, тетя Катя повозит меня и Андрея погулять в Москву, по красивым местам, благо каникулы.
И вот томительные семь суток дороги прошли, мы въезжаем в городок, нас радушно встречают, везут домой. Топят баньку, моют, кормят и мама уезжает в Москву, а потом и дальше.
И случилось, то, что случилось. Аккурат, как мама уехала, я тут же и свалился в переносном и прямом смысле этого слова. Сдулся. Как воздушный шарик. Одновременно, сразу, пришли тошнота, рвота, слабость, лихорадка и температура под сорок. Пришлось вызывать скорую помощь, не помню, какой предварительный диагноз поставили, сознание было затуманено, но помню, сделали укол жаропонижающий и предложили отвезти в инфекционную больницу. Я слабо упирался, лежал уже в больницах, ничего хорошего там нет, Взрослые посовещались и решили, и верно - в инфекционке как повезет, с одним придешь, с другим выйдешь, всяко бывает. В общем, оставили меня дома, созвонились с участковым педиатром, доктор пришла, посмотрела, послушала, пощупала, написала диагноз, выписала кучу лекарств, разрешила лечиться дома, но строго соблюдать постельный режим и следовать схеме приема таблеток, порошков, микстур и полосканий. Естественно в случае ухудшения самочувствия снова вызывать скорую. За неделю должно пройти, сказала доктор и ушла, попив чай. Я же пребывал в паршивом расположении духа, мамы нет, состояние никакое, температура начинает опять ползти вверх, на улице лето, а меня знобит и зубы отбивают чечетку. Не прельщало и то, что неделю придется проваляться в постели, принимая горькие таблетки и порошки, когда рядом двор, улица маленького городка, с ватагами и приключениями.
Но зря я расстраивался. Был я на улочке уже через трое суток, при этом не выпив не одной таблетки, порошка и микстуры. Как? Чудо? И да, и нет. Вот здесь и начинается самое интересное.
Пока Катерина бегала в аптеку за лекарствами, маленькая Оля, жалея, гладила меня по голове и обещала подарить самое дорогое, что у нее есть – новую нарядную куклу, а Андрей сидел рядом на табуретке и говорил, куда мы пойдем, когда я выздоровею, старики собрали совет. Дед водрузил на нос круглые очки с большим плюсом, от чего глаза у него стали на пол лица, и медленно читал бабушке вслух заключение врача и схему лечения. Они тихонько посовещались, и когда тетя Катя пришла, забрали у нее лекарства и полностью взяли лечение на себя, пообещав, что во всем будут следовать предписанию врача. Слукавили.
Сдается мне, что и саму Катю ее родители крестили, когда она была маленькой и внука с внучкой без ее и зятя ведома, а что дали слово, так что ж, думаю, у них была своя правда, и отвечали они за то перед Господом.
 Думается мне, нет, я даже уверен, что любой человек, живущий в серьезной религиозной общине, существующей не одно поколение, получает, а потом и передает следующему поколению помимо Веры и соответствующих религиозных знаний, другие глубокие познания я бы так сказал - сопутствующие.
В природе существуют десятки, сотни трав, кореньев, коры и плодов, с помощью которых человечество уже тысячи лет эффективно лечится. Вот одно из знаний - это лечение травами, то есть фитотерапия, заговоры ну и естественно молитва.
Бабушка быстро сходила куда-то, принесла разных трав, что то у них было в доме, приготовила пять или шесть отваров. И начали меня старики поить теплыми отварами по своей схеме, с ложечки поили густыми сладковатыми тягучими настойками, делали компрессы на грудь, между лопаток и на лоб. Первое, что помню, это потел сильно всю ночь, пил и потел, утром температура спала. Слабость по-прежнему была сильная, но уже другая, какая то легкость появилась в теле, невесомость, тяжесть в голове прошла. В эти три дня пока я лежал, почти не вставая, я подолгу говорил со стариками, мы общались о многом. Бабушка рассказывала, какая та или иная трава в отваре и за что они отвечают, дед рассказывал про настойки родиолы, ахиноцеи и лимонника на 70 градусном самогоне. Это сейчас я понимаю, что отвары были многокомпонентны и старики были настолько грамотны и хороши в своих знаниях, поскольку рассчитывали дозы на вес и возраст, постоянно мониторя мое состояние, а тогда они говорили про девясил, мне слышалось девятисил и они отвечали, мол так и есть, и головную боль снимет и сил удевятерит вкупе с шалфеем, бузиной и мелиссой. А это иван-чай, солодка и лопух, они гоняют энергию по телу, лимфу, чтобы не было застоя... Лопух, переспрашивал я? Да, с улыбкой отвечал дед, мы болячку победим, облапошим, и будет она у нас – лопууух…
От них я впервые услышал о разности в медицине общепринятой и знахарской, травнической. Старики относились к официальной медицине со здоровым скепсисом. Как это так, ураганной дозой химии заглушить болячку, при этом нанести вред всему организму, ослабить, как это аукнется потом? Правильнее в первую голову укреплять весь организм и отдельные его органы, поднимая и мотивируя его на бой с болячкой и во вторую очередь бережно лечить саму болячку, не вредя всему остальному.
Потом, в жизни, уже во взрослом возрасте я дважды сталкивался с подобным мнением. Один раз на крайнем Севере в поселке в старообрядческой общине. Те же знания, та же уверенность что надо именно так лечить и только в определенных случаях идти на оперативное лечение. Второй раз – эта целая страна. Китай. Тут уже по аптеке начинаешь все понимать, а если ознакомится с их статистикой продолжительности жизни и воочию увидеть активность глубоких пенсионеров… Как-то грустно становится…
Но впрочем, мы несколько удалились от основной линии повествования.
В общем, на третий день я уже начал потихоньку вставать и прогуливаться по саду, а еще через два дня уже бегал с Андреем по пыльным улицам маленького городка. Но было еще одно действо и последующие разговоры, и, как следствие, размышления.
Старики то один, то второй тихонько молились во здравие. Я не все понимал, очевидно, это был старославянский, но постепенно оправляясь от болезни и ощущая, что это молитва, направленная к Господу, обладая любознательным умом, закидывал их вопросами.
Нас в школе воспитывали с позиций атеизма, отрицания Бога, теория появления человека была исключительно по сэру Чарльзу Дарвину. Однако теперь по прошествии многих лет я с удивлением осознал, что в своих разговорах с дедушкой и бабушкой не спорил, а спрашивал и рассуждал как игностик.
Например, зацепившись за понятие что Бог обитает на небесах, я спрашивал как же так, Гагарин и другие космонавты за ним, летали в космос и Бога там не видели. Дед отвечал, что как бы далеко не летали космонавты, они не доберутся и до основания трона его, до подножия его. Что Бог не только в небе, но и на земле, и в каждом из нас, знает про нас все, даже мысли наши и помыслы. Я задавал следующий вопрос, почему Бог Всемогущий не прекращает болезни, войны и убийства, не хочет? Очень хочет, но противоборствующие силы сильны. Неверием, невежеством, происками лукавого. Почему спрашивал я, человек создан по образу и подобию, но не живет вечно на земле? Потому что человек сам принял такое решение, быть смертным, но от того как ты проживешь эту земную жизнь, целиком и полностью зависит дальнейшее существование бессмертной души.
Еще одно из понятий, которое я усвоил из этих разговоров, это как раз про Веру. Человек может верить или не верить, но если верит, то и Вера может быть разная. Примерно так говорил дед, Веры две. Одна Вера от ума и в уме и она Вера. Другая же Вера от сердца и в сердце и вот эта Вера глубокая, истинная. И кстати, то, что человек священнослужитель или церковнослужитель, говорил дед, это не обязательно то, что Вера у него истинная.
Теперь, через много лет, общаясь с верующими людьми я вдруг стал отличать их, каким то наитием, и те и другие умны, но у одних некий холодок, а у других благость или отрешенность какая-то во взгляде. Благой взгляд, решил я про себя. И мысли благие. Будто человек с тобой, и одновременно не с тобой. С Богом. Кто не понял, пересмотрите фильм «Остров» Павла Лунгина.
А тогда, тогда были вопросов сотни и ответов, терпеливых и доходчивых были сотни. Потом, когда я совсем выздоровел и ездил с Андреем, Олей и тетей Катей в Москву посмотреть на Красную площадь, Мавзолей, Кремль, бывало ходим, ходим, любуемся и вдруг, как по щелчку, в голове рождается очередной вопрос, так когда возвращаемся, я первый бегу к дому этот вопрос бабушке, или дедушке задать.
Очень быстро пролетели эти десять дней и когда вернулась мама, и мы отправились домой, от болезни уже не осталось и следа, но я вез в себе огромадный багаж, который остался со мной на всю жизнь.

Вместо эпилога.
Лет через десять, когда старики совсем состарились, бабушка сильно захворала. Обследование показало, что у нее неоперабельная карцинома, рак в последней стадии, счет идет на дни, максимум на недели. Все в руках Божьих, сказала бабушка и прожила еще больше года, принимая свои, народные средства. Как писала Екатерина в письмах, когда приходил участковый терапевт, или они ездили с мамой к онкологу, те очень удивлялись, что человек жив и на ногах. Должны же, мол, быть страшные боли, исключений не бывает. На что бабушка им отвечала, что и слабость есть и боли, так я лекарство приму, молитву Господу воздам, и легчает мне. И в один день просто легла, уснула и не проснулась. А за ней и дедушка так же, через непродолжительное время. Молился и заметил как то, что завершается путь земной, пора, мол, душе к душе. Так же тихо во сне и ушел.
И вот, писала Екатерина, увидев на примере отца и матери силу духа их, простых людей, с начальным образованием, очень усомнилась в своих атеистических устоях и стала ходить в церковь и обращаться к Богу.
Я надеюсь, уважаемый читатель, я не сильно утомил тебя своим повествованием о событиях далекого детства?
Подумай, где ты сейчас, на каких этапах познания?
Продолжение следует.


Рецензии