В Знаменском соборе Нью-Йорка

1 ноября 1981 года, в день рождения великой княгини Елизаветы Фёдоровны, в 150-летний юбилей со дня рождения св. прав. Иоанна Кронштадтского в Знаменском Синодальном соборе Нью-Йорка, перед чудотворной иконой Курская-Коренная «Знамение», состоялось прославление в лике святых императора Николая II и его семьи и всех новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей. Из Иерусалима к торжеству прославления в лике святых в нью-йоркский Знаменский собор были доставлены два ковчега с частицами мощей свв. мучениц великой княгини Елизаветы и её келейницы инокини Варвары.

Отсчёт предистории этих событий начинается с 1918 г. Из Знаменского монастыря 12 апреля 1918 года была похищена икона «Знамение». Через несколько дней, 1 мая Курская-Коренная икона была чудесным образом вновь обретена в колодце, где похитители пытались спрятать святыню. 20 сентября 1919 года Добровольческой армией генерала А. И. Деникина ненадолго был взят Курск, но уже 17 ноября 1919 года Красная армия вытеснила Добровольческую армию из Курска. В этот промежуток времени, осенью 1919 года епископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов), взяв из Курского Знаменского собора главную святыню города – Курскую-Коренную икону Пресвятой Богородицы «Знамение», через Новороссийск и Фессалоники эмигрировал из России в Королевство Сербов, Хорватов и Словен, образовавшееся после распада Австро-Венгерской империи. (1)

Содействие епископу Феофану в вывозе иконы оказывал наместник Курского Знаменского монастыря архимандрит Иероним, возглавивший позже один их православных приходов в Северной Америке (2). В сентябре 1920 года Верховный главнокомандующий Добровольческой армией генерал П. Н. Врангель попросил доставить образ из Сербии в Крым, что и было сделано. 29 октября 1920 года Курско-Коренная икона «Знамение» покинула Крым и Россию вместе с эвакуацией русской армии. (3)

В 1922 году начинается государственное изъятие «церковных ценностей», включая богослужебные сосуды, оклады икон, выполненные, как правило, из серебра (4). В 1924 году Знаменский монастырь в Курске был закрыт, затем там разместили кинотеатр. В 1923 году Русскую духовную миссию в Иерусалиме возглавил бывший наместник Курского Знаменского монастыря архимандрит Иероним (Чернов), содействовавший вывозу из Курска в 1919 году Курской-Коренной иконы «Знамение».

В 1917 г. Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна сложила с себя председательство Императорского Православного Палестинского Общества. Вице-председатель Общества князь А. А. Ширинский-Шихматов (1862–1930 гг.), назначенный на эту должность императором Николаем II, после трагической гибели Председателя Императорского Православного Палестинского Общества великого князя Сергея Александровича, был избран Председателем на Общем Собрании членов Общества и «принял из рук» Великой Княгини столь высокое доверие.

Ещё осенью 1902 г. по Высочайшему повелению Государя Императора Николая II, на князя Ширинского-Шихматова было возложено верховное руководство подготовкой торжеств и Церемониала прославления преподобного Серафима Саровского. Исключительные административные и организационные способности были проявлены в Сарове князем Алексеем Александровичем Ширинским-Шихматовым. В августовские дни 1903 года необходимо было организовать участие в богослужениях, проживание, питание сотен тысяч паломников со всей России, устремившихся на торжества прославления почитаемого в народе батюшки Серафима. Князь прекрасно справился с этим ответственным поручением, что оставило глубокий след в памяти Государя Императора. Николай II осенью 1903 г. утверждает князя в должности Тверского губернатора. Князь Ширинский-Шихматов стал сенатором, обер-прокурором Священного Синода, членом Государственного Совета и Императорской Археологической комиссии.

До революции князь руководил работами по строительству Николо-Александровского храма, возводимого на средства Императорского Православного Палестинского Общества на Калашниковском проспекте в Петрограде. Архитектурный стиль нового храма, воспроизводящий традиции псковско-новгородского зодчества, был предложен князем как связующее звено между неорусским Петербургом и допетровской Русью. Специалист по древнерусскому искусству, князь собрал здесь редкие древние иконы, уникальные богослужебные книги, ценную утварь, превратив одновременно храм в музей православной старины.

В 1932 году этот новый храм, являвшийся украшением Петербурга, с приделом, посвящённым святому благоверному князю Александру Невскому, покровителю русского воинства, и святителю Николаю Чудотворцу, покровителю путешествующих и терпящих бедствия при кораблекрушении, был взорван по решению властей.

Член Совета Палестинского Общества С. С. Воейков писал в 1930 году о Председателе Палестинского общества князе А. А. Ширинском-Шихматове в некрологе в парижской газете «Возрождение»: «Живя в век шатания нравственных устоев человечества, в век безудержного натиска темных сил и стремления их искоренить в русском народе все, что только есть в нем святого, все, в чем только теплится искра Божия, князь всю жизнь непоколебимо и неустанно, честно и открыто боролся за сохранение и укрепление исконных начал русского православного быта во всех его проявлениях – и в области церковной, и в области государственной, и в области русского народного искусства, будучи большим знатоком православной иконописи и церковного зодчества. С христианским смирением и покорностью воле Божией переносил князь все невзгоды своего эмигрантского существования и до конца дней своих в тяжёлых материальных условиях бескорыстно и самоотверженно отдавал последние силы свои защите и охране заграничных владений Православного Палестинского Общества, председателем коего, после Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны, он состоял». (5)

Поражение Турции, как и Германии, в Первой мировой войне отразилось на её границах. Разные географические области, принадлежавшие Османской империи, были от неё отторгнуты, по итогам войны, и некоторые из них переданы державам блока Антанты – Англии и Франции – победительницам Германии, как мандатные территории. К концу войны вся Палестина оказалась оккупированной английскими войсками.

По результатам Версальского договора, подписанного в октябре 1918 года, был определён передел богатств мира в пользу стран-победительниц в Первой мировой войне. По постановлению Лиги наций Мандат на Палестину получила Англия, которая образовала для управления страной так называемое мандатное правительство, а во главе всего административного аппарата был поставлен верховный комиссар, назначаемый из Лондона. Англия стала хозяйкой в Палестине на протяжении будущих трёх десятилетий, до завершения Второй мировой войны. Франция, в числе прочих контрибуций, получила контроль над Ливаном со столицей и портом в Бейруте, нефтеносными землями древней Антиохии. (6)

В 1921 г. в Иерусалим прибыл из Пекина бывший настоятель Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря на Урале игумен Серафим (Кузнецов) (1873–1959 гг.). Он привёз на Святую Землю мощи св. преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны и её келейницы св. мчц. инокини Варвары, убиенных в Алапаевске на Урале 18 июля 1918 года. В Порт-Саиде пароход из Шанхая с телами убиенных встречала сестра великой княгини Виктория Фёдоровна маркиза Мильфорд-Хэвен с супругом.

По благословению Патриарха Иерусалимского Дамиана захоронение состоялось в русском храме св. Марии Магдалины на Елеоне. В 1920 г. о. Серафим (Кузнецов) в изданной им в Пекине брошюрке написал: «Без воли Божией ничего не совершается в нашей жизни, а тем более не могло совершиться без воли Господа Бога прибытие мученических останков Августейших страстотерпцев в страну далёкую, страну иноземную, для временного укрытия от поругания и уничтожения …» (7)

Духовная дружба связывала его с Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной с 1914 года, ещё со времени Августейшего паломничества на Урал и посещения, в числе прочих святынь уральской земли, Белогорской обители в Пермской губернии.

Икона св. Николая Утешителя была принесена великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в дар храму Св. Благоверного Князя Александра Невского в Иерусалиме после трагической гибели её супруга великого князя Сергея Александровича в 1905 году. Елизавета Фёдоровна величала образ «Николай Утешитель».

После трагедии в Алапаевске в 1918 г. монашествующие и прихожане в Иерусалиме с особым почитанием стали поклоняться иконе Святителя Николая как образу чудотворному – «печаль, боль и грусть утоляющему и в путешествии оберегающему». В 1963 г. Иерусалимский Патриарх Венедикт подарил икону вдове композитора А. К. Глазунова монахине Александре в знак благодарности за её благотворительность. С 1968 г. икона находится в г. Мюнхене в комнате-часовне в доме Фонда им. А. К. Глазунова. В левом углу иконы была прикреплена наволочка, на которой покоилась голова убиенной Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны во время отпевания в Алапаевске.
 
После того как Курская-Коренная икона «Знамение» 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» в сопровождении епископа Курского Феофана (Гаврилова) и монахов Курского Знаменского монастыря отбыла из России, этот образ стали называть Путеводительницей русских беженцев. Из порта Новороссийск через Константинополь икона прибыла в Сербию. С эвакуацией русской армии из Крыма Курская-Коренная икона «Знамение» покинула Россию и пребывала до 1927 года в сербском православном монастыре Язак на Фрушковой горе в Воеводине. Четверть века пребывала Курская-Коренная икона в Троицком храме Белграда.

В Акафисте Курской-Коренной иконе «Знамение», составленном в Русской Православной Церкви Заграницей, первым Предстоятелем которой стал епископ Антоний (Храповицкий), бывший в период Первой мировой войны Преосвященным Харьковской епархии, поётся: «Ангелы удивишася, зряще Тя, Владычице, иконою Твоею, яко столпом огненным, нам преходящую в великом исходе нашем из земли, беззаконниками порабощенныя». (8)

При бомбардировках Белграда немецко-фашистской авиацией в 1941 году были явлены чудеса и помощь от иконы «Знамение». Акафист иконе в связи с этими событиями был дополнен строками: «Новые знамения и чудеса велия явила еси от иконы Твоея честные, Богомати, егда услышахом глас брани. Градом бо горящим и земли трясущейся, чертогом разрушаемым и пругом воздух исполняющим, соблюла еси церковь, в ней же образ Твой, Всецарице, пребывше невредиму: вси же в ней молящиеся, чудо видяще, едиными усты возопиша Ти таковая: Радуйся, Державная Воеводо». (9)

После окончания Второй мировой войны Курская-Коренная икона «Знамение» странствовала по Западной Европе, а 23 января 1951 года совершила перелёт в Америку в Новую Коренную пустынь, основанную близ Нью-Йорка. Когда в 1957 году Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей переехал в Нью-Йорк, икона «Знамение» получила постоянное пребывание на 93-й улице города в церкви, переименованной в Знаменскую. Через полвека после гибели царской семьи Курская-Коренная икона прибыла ненадолго в Брюссельский храм, посвящённый ветхозаветному праведнику Иову Многострадальному. Храм был построен на средства русских эмигрантов по благословению епископа Западноевропейского и Брюссельского Иоанна (Максимовича), как храм-памятник царю-страстотерпцу Николаю II. В стене храма при его строительстве была замурована шкатулка с находками следователя Н. Соколова на месте Екатеринбургской трагедии.    
 
Вслед за Курской-Коренной иконой, покинувшей Россию, среди многих тысяч людей, уехавших в эмиграцию, был выпускник юридического факультета Харьковского университета Михаил Максимович, будущий епископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, которому в будущем предстояло стать духовным вождём русского зарубежья. Иеромонах Иоанн (Максимович) был рукоположен в архиерейский сан у Курской-Коренной иконы «Знамение» в Свято-Троицком соборе Белграда, где хранились знамёна Русской армии, вывезенные генералом П. Н. Врангелем из Крыма в 1920 году. Во все годы своего епископства, с 1934 по 1966 г., – Шанхайский, Брюссельско-Парижский и Сан-Францисский – владыка Иоанн был духовным руководителем и защитником оказавшихся вдали от России. Епископ Иоанн (Максимович) окормлял свою паству во Франции, Бельгии, Голландии, Великобритании, Швейцарии, Италии, Тунисе, других странах, и список с Курской-Коренной иконы «Знамение» сопровождал владыку во всех поездках.

Монахи Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле подарили ему точный список с этой иконы, содержащий фрагмент подлинника. Список с иконы был создан игуменом, затем архимандритом Киприаном (Керном), который реставрировал подлинную Курскую-Коренную икону «Знамение» в Женеве, где было явлено чудо просветления иконы.

Владыка Иоанн говорил, что Брюссельский храм – покаянная свеча от всего русского зарубежья за Царя-страстотерпца, за царскую семью и всех с нею и за неё пострадавших. Он не оправдывал вождей белой армии, нарушивших присягу Государю. «Горе тем, которые зло называют добром, а добро – злом», – цитировал он Пророка Исаию (Ис. 5, 20). «Нарушение присяги, данной перед крестом и Евангелием, есть клятвопреступление», – прямо указывал владыка.

Будучи истинным патриотом, святитель молился о России и предсказывал: «Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление русского народа… Россия восстанет также, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, тогда им снова будет дорога ясная, твёрдая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33).


Источники.

(1) - В августе 1917 года духовенством и паствой Курской епархии был единогласно выбран епископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов), член Поместного Собор Православной русской Церкви в 1917–1918 гг.

(2) - Архиепископ Иероним (в миру Чернов Иван Иванович) (1878–1957 гг.). Окончил Владимирскую дух. семинарию, Московскую дух. акад. (1913). Преподаватель Курской дух. семинарии, наместник Курского Знаменского монастыря. С 1920 г. проживал в Королевстве СХС (сербов, хорватов, словенцев). В 1923–1924 гг. руководил Русской духовной миссией в Иерусалиме. В 1935 г. рукоположен во епископа Детройтского в Америке.

(3) - 25 лет икона «Знамение» пребывала в Троицком соборе Белграда. После 1944 года икона странствовала по Европе. Икону перевезли в основанную близ Нью-Йорка Новую Коренную пустынь в 1951 году. В 1957 году Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей переехал в Нью-Йорк, и городская церковь на 93-й улице города, где Курская-Коренная икона получила постоянное местопребывание, была переименована в Знаменскую.

(4) - При императрице Елизавете Петровне началась добыча драгоценной руды, богатой серебром, на отечественных Колыванских рудниках. Прежде серебро закупали за границей.

(5) - Воронцов Н. К. Порог Судных Врат. Александровское подворье. Императорское Православное Палестинское Общество. – Луганск, 2009. – С. 53. – 166 с.

(6) - Британские военные власти признали юридическое лицо Русской Православной Церкви Заграницей и входящую в её состав Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Миссия даже получала небольшую денежную субсидию для содержания своего штата служащих и части учреждений. В аренде у палестинского правительства и военных властей состояли Сергиевское, Мариинское, Елисаветинское подворья и больница в Иерусалиме, а также подворье в Назарете. Вынужденно и Миссия, и Православное Палестинское общество сократились в своём составе и оказалось в материальной зависимости от эксплуатации своего недвижимого имущества, а также пожертвований, присылаемых рассеянными по всему свету русскими эмигрантами. Британский указ об Управлении имуществом Палестинского Общества и учреждении Бюро Администраторов (Order in Council), подтверждающий право собственности Православного Палестинского Общества на владения в Святой Земле, был обнародован 28 апреля 1948 г. в Official gazette.

(7) - Воронцов Н. К. Порог Судных Врат. Александровское подворье. Императорское Православное Палестинское Общество. – Луганск, 2009. – С. 166 с.

(8) - Павлова Н. Матерь Божия с тобою. – Ярославль, 2015. – С. 171.

(9) - Там же.


Рецензии