Во имя пророка торты!
Молид-ан-Неби заканчивается исполнением Досе, когда шейх дервишей Саадийе едет по дороге поверженных фанатиков. Л. и Писатель были свидетелями этого зрелища из палатки губернатора Каира. Опьяненные опиумом, постящиеся и молящиеся, вертящие головами и с пеной у рта, несколько сотен жалких существ легли на дорогу, сбитые вплотную, как брусчатка, и по ним ходили и ездили на наших глазах. Знаменосцы пришли первыми; затем священник, читающий вслух Коран; затем шейх на своем белом арабе, поддерживаемый с обеих сторон босоногими священниками. Красивый конь с явной неохотой, как можно легче и быстрее, ступал по человеческой дамбе под его копытами. Мусульмане утверждают, что никто не ранен и даже не ранен 14 в этот священный день; но я видел, как некоторых мужчин уносило в конвульсиях, и у них был такой вид, будто они никогда больше не смогут ходить.
Трудно сказать, кроме нескольких неадекватных слов о месте, о котором можно было бы написать поучительный том; все же пройти музей Булак в тишине невозможно. Эта знаменитая коллекция обязана, в первую очередь, щедрости покойного хедива и трудам Мариетты. За исключением Мехемеда Али, раскопавшего Дендерский храм, ни один предыдущий вице-король Египта никогда не интересовался археологией страны. Те, кто заботился о таком хламе, который загромождал землю или лежал в песках пустыни, могли брать его свободно; и ни о какой помощи не просили так часто и с большей готовностью, чем о разрешении копать «антики». Отсюда и египетское богатство наших музеев. Отсюда и многочисленные частные коллекции, разбросанные по Европе. Однако Исмаил-паша положил конец этому массовому грабежу; и впервые с тех пор, как «мумия была продана за бальзам» или за безделушки, вывоз предметов старины стал незаконным. Таким образом, Египет впервые стал обладателем национальной коллекции.
Коллекция Булака, самого молодого из великих музеев, является самой богатой в мире портретами-статуями частных лиц, погребальными табличками, амулетами и личными реликвиями древних жителей долины Нила. Он неизбежно менее богат такими колоссальными статуями, которыми заполнены огромные галереи Британского музея, Туринского музея и Лувра. Они, будучи наземными и сравнительно немногочисленными, по большей части давно были схвачены и перевезены в Европу. Статуи Булака являются продуктом гробниц. Знаменитый деревянный «Шейх», о котором так много написано 16 , великолепная диоритовая статуя Хафры (Хефрена), строителя Второй пирамиды, две чудесные сидячие статуи царевича Рахотепа и царевны Нефер-т — все это портреты; и, как и их гробницы, были казнены при жизни изображенных лиц. Переступив порог Большого вестибюля 17 , человек окружен сонмом этих необыкновенных фигур, стоящих прямо, разукрашенных, одетых, почти в движении. Это как войти в переполненную приемную королевского дворца во времена Древней Империи.
Большая часть портретных статуй Булака изваяна в так называемой иератической позе; то есть, левая рука опущена и прижата к телу, левая рука держит свиток папируса, правая нога выдвинута вперед, а правая рука поднята, как будто сжимая посох. Мне пришло в голову, что в этом условном отношении может быть более глубокое значение, чем кажется на первый взгляд, и что оно, возможно, предполагает момент воскресения, когда умерший, крепко держась за свой экземпляр Книги Мертвых, выходит из его могилу в свет жизни вечной.
Из всех здешних статуй — можно даже сказать, из всех известных египетских статуй — статуи принца Рахотепа и принцессы Нефер-т самые замечательные. Вероятно, это самые старые портретные статуи в мире. 18 Они происходят из гробницы III династии и являются современниками Снефру, царя, правившего до времен Хуфу и Хафры. Иными словами, эти люди, которые сидят перед нами бок о бок, живо окрашенные, свежие и сияющие, как в тот день, когда они дали художнику последний сеанс, жили во времена, когда великие пирамиды Гизы еще не были построены, и в дату, которая по-разному рассчитывается примерно от 6300 до 4000 лет до наших дней. Принцесса носит волосы точно так же, как их до сих пор носят в Нубии, а ее ожерелье из капель-кабошонов имеет узор, очень любимый современными гавази. Глаза обеих статуй вставлены. Глазное яблоко, заключенное в веко из бронзы, сделано из непрозрачного белого кварца, а радужная оболочка из горного хрусталя окружает зрачок из какого-то блестящего металла. Такое обращение, сохранившееся еще один или два примера, придает глазам почти устрашающий вид интеллигентности. Внутри шара играет свет, а на поверхности, по-видимому, живая влага, к которой никогда не приближались самые искусно сделанные стеклянные глаза современного производства.
О драгоценностях царицы Аах-хотеп, о великолепной серии гравированных скарабеев, о кольцах, амулетах и туалетных украшениях, о вазах из бронзы, серебра, алебастра и фарфора, о столах для возлияний, о тканых материях, терракоты, модели художников, светильники, серебряные лодки, оружие, папирусы, тысяча и одна любопытная личная реликвия и предметы домашнего обихода, собранные в этих стенах, у меня нет места, чтобы рассказывать. Кроме собрания помпейских реликвий в Неаполе, нет ничего, что могло бы сравниться с собранием в Булаке; и виллы Помпеи не дали таких жемчужин и драгоценностей, как гробницы древнего Египта. Не будет преувеличением сказать, что если бы эти мертвые и мумифицированные люди могли вернуться на землю, жрец нашел бы здесь всех богов своего пантеона; король его скипетр; королева — ее драгоценности в короне; писец свою палитру; солдат его оружие; рабочий его инструменты; парикмахер свои бритвы; земледелец свою мотыгу; хозяйка свою метлу; ребенок его игрушки; красота ее расчески и бутылочки с краской и зеркала. Мебель дома здесь, а также мебель гробницы. Здесь же и разбитый систр, погребенный вместе с мертвыми в знак скорби живых.
Свидетельство о публикации №223041601335