Мысли на заметку. 30 марта 2015 года

       [...].
 
       Интересно, Сократ, Иисус, Толстой (другая орбита абстрактного мышления) как-то отличались морфологически от «обычных» людей? Братья, сестра, дети Толстого показывают, что, скорее всего, нет. Сыновья у Толстого были, мягко говоря, глуповатые. Это говорит о том, что нам в антропологии не определить тот рубеж, где животное превратилось в человека, где появилось абстрактное мышление. Да такого рубежа и не было. Трудно себе представить, что у папы и мамы не было абстрактного мышления, а у их ребёнка оно появилось. Скорее всего, сначала появились конкретные понятия, а потом, в процессе обобщения, сформировались абстрактные понятия. А потом возникла необходимость как-то организовать абстрактные понятия в систему, и возникло абстрактное мышление. Оно не возникло (судя по Толстому), а возникает прямо теперь. Наши дети, пока не умеют говорить, обладают только конкретным мышлением, и до какого уровня оно разовьётся, совсем неизвестно. Как и у древнего человека, оно сначала носит подчинённый характер — служит для удовлетворения телесных или материальных целей, а потом развивается дальше из самого себя. Жизнь поднимается на новую степень развития. И это отслеживается: Сократ, Иисус, Толстой и т. д. Отслеживается, но не понимается, возникают толкования снизу, довольно забавные. (Символ веры, например.) Индивидуальность мыслящего существа — это степень абстрагирования.
       _________________

       Видимо, для других уровней абстрагирования нужны другие жизни. Не в этот раз.
       _________________

       [...]


Рецензии