В поисках прошлого

Не всякий прохожий подозревает, что в мрачной бетонной коробке без окон на улице Дзержинского в Гродно хранится история жизни, труда и испытаний нескольких поколений жителей области, начиная с 1919 года. Это документы нового времени, начало которого для всех архивов Советского Союза было обозначено октябрём 1917 года. Однако на Гродненщине практически не сохранились документальные свидетельства периода 1913 -1919 годов, первых революционных комитетов и гражданской войны, их очень мало. Это большой пробел.

Среди самых ранних - документы июля, августа и сентября 1920 года. Сохранились они очень неплохо, хотя иные писались карандашом на попавшей под руку бумаге.
Более полно и разнообразно представлено время вхождения Гродненщины в состав Польши до сентября 1939 года.

Ещё большой документальный пробел с сентября 1939 по июнь 1941. Отчасти восполняет его популярный у исследователей фонд 292 «Белостокский горисполком, 1939 – 1941 гг.»
 
Если в 1944 году в Государственном архиве Гродненской области числилось 20 фондов в количестве 11 тысяч дел, то в 2023-м находятся на хранении 1743 фонда и около 570 тысяч дел, начиная с 1919 года и по настоящее время. Тысячи и тысячи молчаливых свидетелей истории…

В основном это высокоинформативные документы, которые фиксируют ход жизни: строительство, реконструкцию, развитие промышленности, сельского хозяйства, протоколы собраний. Специфика госархива – управленческая документация. Личные дела граждан хранят на предприятиях и в организациях, где те работали, в течение 75 лет.

Есть в архиве все переписи населения, но не в полном объёме.

   ***

Что такое фонд? Это документы, поступившие или произошедшие от одного юридического или физического лица. К примеру, полный архив облисполкома – это один фонд.

Самый маленький фонд содержит 1 дело. Оно может насчитывать от 1 до 500 листов. Бывает, что и по одному листочку, хранящемуся в архиве, можно провести исследование и написать реферат. О многом могут сообщить потомкам и исследователям даже старые продовольственные карточки и ценники на продукты и товары.

УТРАЧЕННЫЕ УСАДЬБЫ

Земли Гродненщины с 1920 по 1939 год были распределены между Белостокским, Виленским и Новогрудским воеводствами Польши. Архив располагает солидным комплексом документов учреждений Белостокского воеводства. Очень подробно представлено Новогрудское воеводское управление, это самый большой фонд, содержащий 3461 дело. Сохранились документы управлений помещичьими имениями, есть сведения о фольварках и числе их жителей, списки преподавателей и учащихся учительских семинарий и гимназий. Однако польские архивы, как и гродненские губернские, сильно пострадали в годы войны, примерно две трети документов в 1943 году немцы вывезли в Восточную Пруссию, и дальнейшая их судьба неизвестна. То, что уцелело, архив после войны получил россыпью, разрозненные бумаги пришлось кропотливо разбирать, систематизировать и заново формировать фонды.

В последние годы в гродненский архив поступало много запросов от граждан Польши о наличии в своё время на нашей территории домов, усадеб, других владений. За отчуждённое имущество, согласно польским законам, полагается компенсация. Однако из-за отсутствия полных сведений далеко не все запросы, как по имуществу, так и по биографическим фактам, архив может удовлетворить. Несмотря на то, что польским языком владеют в основном все сотрудники архива, по существующему правилу письменные ответы польским гражданам об имевшихся усадьбах и другой недвижимости дают на русском языке.

ОСОБО ЦЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Интересны (и недостаточно изучены) трофейные немецкие документы, в которых подробно зафиксированы действия оккупационных властей с 1941 по 1944 годы. Эти польские и немецкие архивы рассекретили больше 30 лет назад. Многое из того, что они содержат, представляет особую ценность.

В Государственном архиве Гродненской области свыше 12 тысяч особо ценных документов, на языке архивистов - ОЦ. Коробки с ними помечены красной полосой. Доступ к ОЦ, по словам директора архива Ларисы Юниной, у которой мне довелось не раз брать интервью для республиканской газеты, не сложнее, чем к другим материалам:
 
- Допуск к работе в читальном зале подписывается директором на основании официального ходатайства организации, при этом тема исследования должна совпадать с характером запрашиваемого документа. Иностранным исследователям для вывоза ксерокопии оригинала нужно получить специальное разрешение с гербовой печатью архива. Увы, контакт человека с документами наносит им непоправимый вред. Со временем происходит неизбежное угасание текста, бумага ветшает и старится. Тем не менее, в читальном зале мы пока позволяем работать с оригиналами. Ради обеспечения сохранности там установлены видеокамеры.

БЕЗ ГРИФА «СЕКРЕТНО»

С 1947 года в архиве хранятся трофейные немецкие документы – около 4 тысяч дел из 59 организаций. Почти полстолетия они были засекречены. Это непаханое поле для историков и шанс для тех, кто ищет пропавших в годы войны родственников.

Фонд 16 «Гродненская типография» (отделение издательства «Штурмферляг»), пожалуй, наиболее выразительный. Его можно демонстрировать на выставках и  рекомендовать для просмотра постановщикам фильмов о войне. Здесь собраны образцы того, что печатала типография в оккупационный период: объявления, призывы, афиши, распоряжения немецких властей. Сохранились и картонные матрицы «Штурмферляга», с помощью которых тиражировались издания. Объявление от 20 марта 1943 года предупреждает, что проникновение за ограждённую территорию гродненского гетто карается смертью. Оно на трёх языках – немецком, польском и белорусском. Русский типография не использовала. Бросается в глаза, что слово «Аб”ява» набрано шрифтом газеты «Правда». Обращение от 27 ноября 1941 г. к арийскому населению Гродно гласит о том, что сумма в 6 тысяч рейхсмарок, собранная им в пользу «жертв войны и советского террора», будет распределена между бывшими политзаключёнными, погорельцами и теми, кто находится в тяжёлых условиях. Указаны и сроки выдачи денег. Арийское население Гродно в годы войны и после – вряд ли кто-то из краеведов касался этой щекотливой темы…

«Аусвайсы» и медицинские анкеты

Наиболее информативным и полезным для послевоенных поисков оказался фонд 1 «Гродненский уездный комиссар». Он охватывает территорию Гродно, Гродненского района, Берестовицы и Друскининкая (сейчас Литва). Собранные во множестве папок и коробок документы отражают действия оккупационных властей, политическую и хозяйственную жизнь региона.

Вот предложенные мне для просмотра папки с «аусвайсами» местного населения. Развязываю первую. Беру наугад лежащий сверху паспорт. Он выписан 13 апреля 1943 года на имя Софьи Шеровинской 1879 года рождения из деревни Лососно. В специальных графах указаны рост, цвет глаз и волос. Хорошо сохранилось фото пожилой женщины. Рядом с ним - отпечатки её пальцев. Под документом подпись бургомистра Клейна. Почему «аусвайсы» остались в канцелярии? Что стало с их владельцами?  Вряд ли 63-летнюю Шеровинскую угнали в Германию… Вероятно, её судьба сложилась как-то иначе… Искал ли кто-нибудь Софью после войны?

В фонде 3 «Гродненская биржа труда» хранятся медицинские удостоверения тех, кто проходил комиссию перед вывозом в Германию. В анкетах указаны имя и фамилия, год рождения, место проживания, дата отправки. Там же – транспортные листы и списки людей для погрузки в вагоны, с указанием направления следования, в основном это Кёнигсберг.

БЕЛЫЕ ПЯТНА ВОЙНЫ

Сколько уж лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, а неизвестных страниц в её истории ещё предостаточно. Летопись драматических событий только на территории Гродненщины можно дополнять и дополнять новыми фактами, документами, мемуарами, находками, чем и занимаются местные историки, архивисты, поисковики, оставшиеся в живых ветераны.

Много лет нигде и не упоминалось об антифашистском подполье, существовавшем в Гродно в 1941 - 1944 годах. И вот спустя полстолетия обнаружились свидетельства о деятельности нескольких подпольных групп - Н. Волкова, В. Розанова, М. Богатырёва, как и живые очевидцы тех событий…

Ещё более удивительно, что в Государственном архиве Гродненской области, по словам его директора Ларисы Юниной, в 2000-м году полностью отсутствовали подлинники, содержащие информацию о боевых действиях в Гродно и области и их обороне в годы Великой Отечественной войны. Такие материалы сюда никогда не попадали! Кто бы мог подумать?.. За исключением трофейных немецких фондов, причЁм их не так мало - шестьдесят комплектов документов на немецком языке, зафиксировавших процессы установления "нового порядка" в Гродно и уезде, преследования граждан, партизанского движения, создания гетто. Часть этих материалов вошла в книгу "Память".

Документы периода немецко-фашистской оккупации представлены также фондами учреждений, организаций и предприятий, действовавших в то время. Сохранился
архив Ошмянской тюрьмы. Есть собрания документов партизанского движения в годы Великой Отечественной войны.
 
КОМПЕНСАЦИЯ ЗА РАБСТВО

Сегодня архив имеет справочные картотеки как угнанных в Германию, так и репатриированных граждан. Поступили из КГБ досье репатриантов и фильтрационные дела соотечественников, хранившиеся там с первых послевоенных лет.

В годы выплаты денежной компенсации за принудительные работы в Германии хлынул в архив поток обращений от тысяч граждан со всего СНГ, искавших документальное подтверждение былого рабства – своего или близкого родственника. В те дни весь коллектив архива работал без передышки. Помимо немецких фондов много информации дали документы Комиссии по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков и учёту причинённого ими ущерба. Сведения для Комиссии сразу после освобождения собирали по деревням сельсоветы. Цифровые копии документов на правах подлинников передал Государственный архив Российской Федерации.

Активно собирает архив мемуары участников войны, среди наиболее любопытных и ценных - воспоминания отличившегося при взятии Гродно генерала, Героя Советского Союза Павла Брикеля, записки командира партизанской бригады, базировавшейся в Скидельском районе, дневник, который до первых дней войны вёл начальник десятой погранзаставы Афиногенов, документы по истории Белорусского пограничного округа, собранные исследователем В.П.Верхосем.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Услышав накануне, что в гродненском госархиве есть секретные материалы, которые охраняются особенно тщательно, я попробовала узнать, какого они характера.

- Материалов на секретном хранении немного, они содержат государственную тайну. Это несколько фондов, образованных из документов крупных промышленных предприятий области. Мы получили их в 1990-е годы, - всё, что смогла рассказать мне об особо охраняемых бумагах Лариса Юнина.

В случае войны или вооруженного нападения секретные фонды в первую очередь надлежит вывезти либо сжечь. Допуск к ним имеют только высшие правительственные чины, губернатор, начальники секретно-режимных отделов самих предприятий и несколько сотрудников архива. Если какому-то исследователю вдруг понадобятся эти материалы, он вправе обратиться за допуском в КГБ. Там предстоит основательная проверка любознательной личности и оценка необходимости её допуска к засекреченным документам.

Архив продолжает оцифровывать документы, копируются все особо ценные, создан страховой фонд микрофильмов. Электронные копии хранятся в Минске.

ЛИЧНЫЕ ФОНДЫ

Их тоже пока мало. Первым стал фонд Якова Мараша (1917 – 1990), доктора исторических наук, профессора Гродненского государственного университета (ГрГУ), затем – Витольда Бржеского (1913 – 1984), доктора медицинских наук, профессора Гродненского мединститута, Александра Маковельского (1884 – 1969), уроженца Гродно, члена-корреспондента Академии наук СССР, философа с мировым именем, писателя Алексея Карпюка (1920 – 1992), Александра Плешевени (1923 – 1993), историка, исследователя, былого директора Госархива Гродненской области, Григория Обелевского, ветерана Великой Отечественной войны, почётного гражданина города Гродно. Недавно создал свой архивный фонд историк, профессор ГрГУ Валерий Черепица.

КОНТРОЛЬ

Каждая единица хранения имеет своё место. Новые поступления, объединение фондов, списание – на всё составляются акты. Как и в случае не обнаружения документа. Самая распространённая причина отсутствия – ошибочно не туда положили…

---------------------------
На снимке: здание Госархива в Гродно.
Фото автора.


Рецензии