Христос с тобой!

В раннем дошкольном детстве я летом бывал на Вологодчине, в небольшой деревне Давыдково, в районе города Бабаево. У меня сохранились яркие воспоминания. Там тоже, как и здесь в Америке, леса нельзя было бы назвать безопасными. По ночам, где-то рядом, частенько выли голодные волки. На болотах ползали змеи-гадюки. В реке плавали в большом количестве страшные щуки. Мой дедушка, полковник советской армии, любил туда ездить, на свою родину. А так, они с моей бабушкой жили в Москве, на Хорошевке.  Это всё было в самом начале 1970-ых. Потом, эта деревня опустела и там никто уже не живёт. Последний раз я там был шестилетним ребёнком, летом 1972 года. Это было жаркое засушливое лето, и в разных местах России бушевали лесные пожары. Мой дедушка скончался в 1974 году, и бабушка продала этот деревенский домик. И я в тех местах больше никогда не был. Это, конечно же, довольно печально. Фильм Шукшина «Калина Красная» снимался как раз тем летом 1972 года, где-то там совсем рядом, в Белозерском районе. И в этом замечательном фильме хорошо ощущается дух тех мест. Говорят, что на Вологодчине уже никто не окает, - все говорят как москвичи. А моя бабушка так и не смогла разучиться окать, и она прекрасно умела рассказывать разные истории из своей жизни. Но я был юным дурачком и ничего не записывал. Когда она умерла, летом в 1985 году, мне только-только исполнилось 19 лет. Я приехал тогда покорять Москву из Еревана, и прожил с бабушкой где-то два месяца. И её внезапная смерть была очень сильным для меня потрясением. И когда я уходил на весь день гулять по Москве, она меня всегда на прощание в дверях крестила и говорила: «Христос с тобой!». Хотя была коммунисткой. Бабушка была по гороскопу Рыбой, и быть совсем неверующей она не могла.   


Рецензии