Размышления о религии в ночь перед Пасхой

Начались новые сутки. Сегодня воскресенье, 16 апреля 2023г., и нынче Православная Пасха.
Несколько лет назад, году в 2016, я писала заметку на тему:"Начинается новая книга", в которой я перечислила известные мне на тот момент книги на тему религий, которые я хочу прочесть. Не могу похвастать, что в полной мере осуществила этот замысел. Тем более не могу сказать, что книгу я написала или даже приступала к ней. Но все же многое с тех пор изменилось. И я поняла, что именно сегодня, в Пасхальное воскресенье 2023г., я должна подвести некоторый промежуточный итог своим подспудным размышлениям, тому, что вызревало как-то не так заметно, как другие темы, волновавшие меня в эти годы.

Я не занималась много религией, она шла где-то по периферии, мне казалось, что религия едва ли способна что-то дать ищущим умам, ведь ее назначение:приучить к безусловной вере в догматы. Это убеждение укреплялось моими неудачными попытками свести знакомство(на сайте в личках и почте) и диалог с некоторыми авторами, облеченными в духовный сан и/или преподающие религию/идеалистически-религиоведческие философские доктрины. Либо  просто верующие, чьи личные странички заполнены соответственным содержанием.

Почему неудачные? Потому что я всякий раз наткалась на Стену. По ту сторону Стены:либо неколебимая вера, либо чаще только ее имитация, за которой скрывается  хорошо различимое безмыслие, ибо мои вопросы либо встречались в штыки, либо чаще:вообще не воспринимались, "отфутболивались" назад цитатами из Писания или какими-нибудь готовыми клише в ответ на мои вопросы, которые нужно осмысливать, ибо нет готовых ответов и не может быть. Это, знаете ли, мы все проходили:подмена мысли  - готовыми цитатниками, к каждой ситуации на любой вопрос. Так что расстояние между религиозным и секурялизованным мышлением на деле невелика, ее вообще нет:всё и вся лишь вопрос веры, и привычки воспитания в определенной традиции.

Вопросами озадачиваются единицы, их потом нарекают именем еретиков, кстати и гнобят за стремление думать, а не попугайски цитировать непонимаемые ими самими цитаты.
У иных природа:еретическая, независимая и ищущая, а не удовлетворяющаяся готовыми клише и догмами.
Но если религии это догматы, то почему сейчас я испытываю потребность о ней писать?

Вот вчера, неспециалаьно, но вышло так,что накануне Пасхи, я снова в который раз пересмотрела хф "Ищу мою судьбу", 1974г. по роману советского писателя-фронтовика Николая Ершова "Вера, Надежда, Любовь"(оригинальное писательское название, кстати, намного лучше и точнее выражает содержание книги - замысловато-непонятного названия режиссера, поставившего фильм). Фильм глубокий и неоднозначный, его можно пересматривать не раз, находя всё новые грани, сейчас такое кино, над которым  нужно думать, и может быть и спорить, — уже не снимают. А тогда снимали даже на "антирелигиозную тему" - такие фильмы, что могли сами разбудить религиозное сознание у иных. Ибо апеллируют к мысли, а не к тупому разлечению.

"Вас там всеръез не воспримут, Отступников нигде не жалуют. Бывший поп, ныне заведующий красным уголком! Вы же умный человек и должны понимать:
без сана вы ничто!"  - страстно поучает метущегося отца Александра старший коллега, не столь умный и простоватый в отличие от него, завидующий его, Александр Григорьевича, интеллигентности и таланту, но житейски-опытный и практически-хваткий, — отец Климентий. И, похоже, что он в этом прав.
Но как быть?! Если душа мечется, не найдя ответов на свои вопросы. Если догматы уже перестали удовлетворять, а взыскующий ум и душа не могут найти новое пристанище.


Любопытно, что выложен этот фильм на канале Атеистического общества. И его нет на каналах православных, а напрасно. Не нужно бояться сомнений, ибо одних, слабодушных, они отвадят, споры и сомнения, — но настоящих адептов в будущем — лишь укрепят, проведя через боевое крещение острого критического осмысления.

Мои попытки с означенными авторами вступать в дискуссии, те не воспринимали, не желали поднять перчатку, это их "напрягало", выражаясь сленгом. Но как говорится, у каждого свой путь к вере и Богу, не напрасно же, один из апостолов:Фома Неверующий, а в религиях много скрытого и доселе неразгаданного символизма. Это к слову замечу.

Читала на днях большую работу дьякона Андрея Кураева "Сатанизм для интеллигенции" на православном портале, и с одобрения патриархии РПЦ. Это довольно известная работа Кураева, в которой он детально, с позиций философского дискурса, анализирует увлечения интеллигенции оккультным, эзотерикой, теософией, учением Живой этики Рерихов, буддизмом. Работа умная, полемически и стилистически-яркая, Андрей Кураев превосходный религиозный писатель и публицист. И именно поэтому мне очень захотелось написать ему, свои вопросы, сомнения и несогласия, а я и подписана на его страничку в Живом Журнале, которую он ведет, (кажется, диакон Андрей Кураев ныне впал в немилость у РПЦ, ну это, как водится:еретичество - удел самостоятельно-думающих, а не пережевывающих непонимаемыми ими самими спущенные вниз цитаты).
 
Я бы не навешивала огульно клише "сатанизма", однако, на все течения мысли, идущие не в унисон с твоими убеждениями...Так что название не считаю удачным и может быть потому, раньше встречая это название, не читала, а тут начала, ища не только апологичные, но и критические материалы о теософской традиции, — и не смогла остановиться, не дочитав довольно объемистый труд(для статьи длинно, по главам). К тому же перепахав за часы работы массу материалов и порядком утомившись. Однако эта работа встряхнула меня.

Да, я много читала в этот период, за несколько лет, отнюдь не чураясь, а напротив выказывая живой инитерес к разнообразным течениям мысли, в том числе эзотерической и религиозной. Иначе и быть не может:интеллигенция, она такая...И сам диакон в итоге на своем примере это подтвердил, начав с того, что порвал свой комсмольский билет(по его же словам) и, бросив отделение научного атеизма философского факультета МГУ, поступил в Духовную семинарию. Однако, став известным религиозным писателем-публицистом, не изменил своей природе Раскольника и Отступника, вступив в зрелости в открытый конфликт уже с Православной Церковью, пока в плане её фарисейства, как учреждения,  но как знать, может быть дойдет и до того, с чего начал свой путь:атеизма или какой-либо формы еретичества. Его хорошая осведомленность в "сатанинских" увлечениях интеллигенции тоже о многом свидетельствует:что философ, кем он отказался стать, сын советских философов, спорит в нем с священнослужителем. Однако в его работе немало притянутого и вольно или невольно им интерпретируемого, но выдаваемого за аутентичное, например,  философское содержание Агни-Йоги, что он путает с политическими притязаниями авторов учения(Рерихов); и совершенно вольно толкует учение о реинкарнации в буддизме. Однако, находя нужные цитаты в их сочинениях, раскрывает политическую подоплеку и в рерихианстве, и в теософии — подплёку, которая, конечо же — основа всех без исключения земных религий(стремление к власти и доминированию кучки над остальными, в которой религии необходимый инструмент).

 Но Богу Богово, а Цезарю Цезарево. И где грань, их отделяющая?
 
...

Раньше было всё проще. Была массовая религия, "традиционные конфессии", для "простых" религии для масс, с ее догматизмом:догматизмом религий и догматизмом масс, тут обе стороны нашли друг друга. — И была Наука и также изощренные духовно-философские доктрины — для избранных.

А теперь всё стало сложно.
Наука?
Вернемся к началу статьи. Я не написала книгу о религии, и мало читала религиозного, хотя и не отставляла совсем.
Но я много занималась науками, в эти годы даже более чем когда-либо, и уже не для экзаменов и даже не для публикаций, а для себя. Повторить и углубить. Но и понять по-настоящему. И вот тут меня подстерегало открытие!

 Открытие догматичности самих наук!

 Их полу-религиозной природы, или даже прямо-религиозной в худшем смысле:умозрительности всей "теоретической науки", если вычесть практические прикладные сферы, многие из которых были известны человечеству задолго до теоретической физики(биологии, астрофизики и тд).
Отсутствии ясной связи между теоретическими и прикладными сферами.
Зачастую отсутствии необходимости последних в первых(а нас-то учили,что практика зиждется на теоретическом фундаменте наук).

Открытие самосущности теоретических основ современной науки, их самодостаточности, как Игр ума. Их почти неразличимой связи с Реальностью. Все споры между собой и войны, сопровождающие весь путь человечества, - всё суть человеческое, слишком человеческое, а всей истины не знает никто.

Я могу конкретизировать, но здесь растягивать в эту сторону уже неуместно.
И мои попытки заговаривать об этому уже у лиц, обеченных не в сутану, но в научно-профессорскую мантию, образно выражаясь, — имели совершенно те же результаты, что и: см. выше мои попытки полемизировать с "попами".

Догматизм и там, и там. Нежелание тревожить свой спящий ум — везде одно и то же!

Ну что еще сказать. Пожалуй, сказанного пока достаточно и нужно остановиться и передохнуть, открыв окно в весеннюю ночь...

Во всяком случае, совершенно ясно стало одно:наука в такой же мере продукт своего времени, а не окончательное суждение о мироздании, как и все прочие человеческие социальные учреждения и ментальные построения, доминирующие в данную эпоху.
Правда, в какую эпоху, — уже тоже неоднозначно, ибо здание официальной историографии ныне в столь же сильной мере расшатано, как и официального научного  "Дети, какое тысячелетие на дворе?"(Б. Пастернак). В каком веке от Р.Х. — на этот вопрос тоже нет уже точного ответа. Насчет двух тысяч лет появились серъезные сомнения.

Мой вопрос о новой хронологии Фоменко, заданный автору-московскому доктору наук, с самого его детства приближенному "к высоким сферам", — ответ огорошил. Он, ничтоже сумняшеся, ответил, что теория Фоменко появилась в 90-е гг. 20в., для того, чтобы, цитата: "хоть чем-то заменить марксистскую и коммунистическую доктрины" (В смысле отвадить массы от коммунизма?).

 Хоть чем-то заменить?!!..

Так вот  и неизвестно доподлинно:двух тысяч лет назад жил тот, кого нарекли Иисусом Христом — или и двухсот лет не минуло. Может быть(и скорее всего!) и сегодняшние альтернативщики, с их развенчаниями официальной истории,- это тоже "соцзаказ" на окончательное заапутывание клубка неразрешимых противоречий
 Особенно поразило неприятно то, то чем я раньше и не подозревала, считая своим тогда еще вполне атеистическим, хотя при этом и толерантным к любым религиозным верованиям(кроме совсем уж откровенно-агрессивных культов) умом, что:Бог не может иметь национальности. Бог на то и Бог, что Он не суть человецы земные.

Когда же мне сказали, что Бог, в которого верят русские, и все остальные цивилизованные народы Земли, — на самом деле другой национальности, одной из тех, что у людей, — я окончательно и надолго отошла от поисков личной веры. Если нужно верить в бога одной (любой) нации, то такой бог скорее уже божок, не лучше божков-деревянных идолов Новой Полинезии или Гаити.
 
Я не имею тяги поклоняться национальным божкам, в том числе таким, как Перун, Велес, Дажьбог. А также азиатский бог Будда, а также прочие. Путь это учтут составители новых культов, что ныне многие чураются поклоняться этническим божкам, наученные в русле советского образования — интернационализму.

Несть числа. Тысячи богов и божков  всех народов и времен, что само по себе указует лишь на земную же природу верований, а высшее, трансцендентное, доступно, может быть, немногим или никому. Не дозрел еще человеческий ум до познания непозноваемого-неизмеримого.

Творец вселенной не может быть землянином и иметь этническую принадлежность, это абсурд!
Творящая сила Вселенной не имеет ничего общего с тварями, им созданными, он не один из них! Он вообще не он или не она и не оно(это просто фигура речи, привычные подразумевать мужской пол в Божественной субстанции, в нашем патерналистском социуме).

Религия сама еще недоросла...Она сама еще путь к истине, но не истина.
Так, кстати, в страстном монологе на мосту говорит герой хф "Ищу мою судьбу" . И  его оппонент, коммунист и атеист, соглашается:Путь к истине? Значит,расстояние между нами не океан, а ручеек. Так перешагните её! -
Учит он, коммунист и учитель истории, не догадывчаясь, что и ему самому нужно перешагнуть этот ручей навстречу, а не только требовать у взыскующего истины отца Александра.

Ибо всей истины не ведает никто.



Мы все ее еще должны заслужить.

С православной Пасхой!

Надеюсь, сегодня будут красивые куличи("паски").

 16 апреля 2023г. 4ч.55м.мск

 http://proza.ru/2021/06/05/1218
Ищи мою судьбу. Отзыв о необыкновенном фильме. Первый отзыв от 2021г.

http://proza.ru/2023/04/04/202
О хф Ищу мою судьбу, вольная фантазия продолжения. Второй отзыв от 2023г.

http://proza.ru/2023/04/16/159
Размышления о религии в ночь перед Пасхой


Рецензии