Байат Аббас - выдающийся поэт и прозаик

Байат ‘Аббас — выдающийся лезгинский поэт и прозаик

Байат ‘Аббас (в кон. XVI–в нач. XVII в.) — выдающийся лезгинский писатель, поэт и прозаик. Автор таких известных работ, как «‘Аббас и Гюльгаз» (азерб. Abbas v; G;lg;z),«Ашуг ‘Аббас» (азерб. A;;q Abbas), «‘Аббас Туфаргнлыг» (азерб. A;;q Abbas Tufarqanl;). Свои произведения писал на тюркском языке. Прозвище «Байат» ‘Аббасу было дано по имени его места рождения, т. е. маленького села примерно в 12–14 км к югу от Дербента.


В Рукописном фонде Академии наук Азербайджана в настоящее время хранятся произведения выдающегося лезгинского поэта и прозаика Байат ‘Аббаса под названием «Аббас и Гюльгаз» (азерб. Abbas v; G;lg;z). По мнению профессора М.Х. Тахмасибина, прообразом героя этого произведения является сам писатель ‘Аббас. В своих произведениях «Ашуг ‘Аббас», «‘Аббас Туфаргнлыг» и др. он описывает свой родной край, красоту и любовь к природе и людям, проживающим по реке Самур.


Прозвище «Байат» ‘Аббасу было дано по имени его места рождения, т. е. маленького села примерно в 12–14 км к югу от Дербента. Однако по мнению проф. М.Х. Тахмасибина Байат ‘Аббас родился в Персидском Адербейджане, недалеко от Ширвана и принадлежал к плеяде известных тюркоязычных поэтов XVIII в. Однако, по результатам исследований дагестанских литераторов, таких как М. Ярахмедов, К. Мусаев и некоторых др. (см.: «Путем сближения и единства». Баку, 1986 г.), выяснилось, что Байат ‘Аббас был родом из Южного Дагестана и многие свои произведения он создавал, посвящая своему лезгинскому народу, хотя и писал на тюркском языке.


Становление самостоятельной Дербентской ашугской школы обычно связывают именно с именем Байат ‘Аббаса, жившего и творившего в Дербенте в XVI веке. Согласно сохранившимся в народе преданиям, Байат ‘Аббаса был наделен огромным природным поэтическим талантом. Его остроумие, мастерство экспромта, чеканность слова, виртуозное владение сазом, великолепное знание ашугской музыки снискали ему огромное уважение, как в Южном Дагестане, так и за его пределами. Дошедшие до нас творения Байат ‘Аббаса: гошма, герайлы, фахрия, теджнис, устаднаме и другие формы ашугского стиха отражают в себе элементы классических восточных поэтических традиций.


Автор: ‘Али Албанви


Литература / источники

1. Из истории ашугских традиций азербайджанцев Дагестана [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/349Cue, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 14.04.2023). — Яз. рус.

2. Магомедов Н.А. Взаимоотношения народов Южного Дагестана и Азербайджана в XVIII — первой половине XIX в. (экономический, политический и культурный аспекты). — Махачкала, 2004. С. 148–149. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/349Aa6, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 14.04.2023). — Яз. рус.

3. Мусаев К. Путём сближения и единства (О роли связей в становлении и развитии лезг. сов. лит.); АН АзССР, Ин-т лит. им. Низами. Баку. Издательство «Элм». 1986. 215 с.

4. Солтанов М.Д. Ашугское творчество Азербайджана и народные ашуги. С. 7–8. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/349CwJ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 14.04.2023). — Яз. рус.

5. Юсуфов М.Г., Хурдамиева С.Х. Ашугская поэзия дагестанских азербайджанцев как выражение идентичности народа // Вестник социально-педагогического института, №2 (22), 2017. С. 57. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/349Cyk, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 14.04.2023). — Яз. рус.


Рецензии