ПРО Смирнуху..

НеПравильные люди
ваш канал
ПРО Смирнуху..



Командир сделал все правильно.

Он меня ненавидел. Так прямо и сказал при знакомстве.

- Вы мне не нравитесь, товарищ солдат..Я вас исправлю.


В силу возраста, я ещё не наделал глупостей, чтобы нажить себе кучу врагов и искренне не понимал, что во мне было неправильным, зачем и в какую сторону меня нужно было исправлять. Но мне не объяснили.

" Ну, попробуй.."- первое, что подумал я.

" Мы мирные люди , но наш бронепоезд стоит на запасном пути".

Забрало шлема захлопнулось, рука привычно сжала рукоятку меча.


Он был умный мужик. Я многому у него научился. Но кто сказал, что умные люди не ошибаются.

Сейчас я знаю это. Так бывает в жизни.

Правда, я не знаю, помнит ли он обо мне, спустя тридцать с гаком лет..

Лично я помню. Я очень многое помню. Потому, что это оказалось важным.

 В жизни нужно пройти испытание, лучше в юности..чтобы уважать себя потом, всю оставшуюся жизнь за то, что выдержал. И победил.

Армия хороший повод для этого.

 Советская армия...


Раньше хотелось встретиться со многими, по истечении большого срока, с кем жизнь поднимала на острие раздора.

Хотелось выпить изрядно, выяснить отношения, спросить почему.


Сейчас такого желания нет. Я и так знаю все ответы своих оппонентов. Этот потерянный взгляд. Без водки.

Каждый выбрал свой путь.

Оборачиваясь назад , я понимаю, что многое из того, что я сделал тогда, наверное, сейчас вряд ли смог бы повторить..


***

 Я прибыл на день раньше его в часть из спортроты дослуживать остаток срока службы.

Современное пятиборье универсальный вид спорта. Звание Мастера спорта обязывало и  руководство Спортивного клуба армии, не стесняясь, совало меня во все первенства и соревнования, выжимая всё, что можно выжать из рекрута за 2 года армейской службы.

Организм не справился с нагрузкой , начались травмы и меня тихо списали.


Моего командира перевели в центр Свердловска откуда- то из глухого уральского залесья.

Ему 40, мне 20.

Он капитан, я " дед" по армейским понятиям.


Младшему сержанту Смирнову, на момент нашего знакомства, было 23. Он был авторитетом в роте не только по сроку службы. И не потому, что " касая сажень " в плечах.

До армии он успел поработать на шахте в далёкой для нас Воркуте.

Всё звали его " Смирнухой" из- за фамилии. Я запомнил наколку тигра с оскаленной пастью на его плече. Тот случай, когда татуировка реально объясняла характер своего подопечного.

Он комплексовал по поводу своего возраста. Считал, что потерял лучшие годы своей жизни, служа армии в таком возрасте.

Каждый из нас точно также думал про себя. Мы пили чифир после отбоя и сочувствовали ему по- особенному. Молча. По армейским понятиям, учитывая его данные, он реально казался нам дедом.


Мы были с ним разные. По менталитету, по пониманию жизни на тот момент. По социальной иерархии. Он считал меня

 человеком из другого, более лучшего мира. Но границы противостояния и ревности не было. Каждый существовал на своей орбите.

До поры, до времени...


Обычно в армии учиться на сержантов отправляли с карантина, с курса " молодого бойца", как правило, учитывая исполнительность и положительные характеристики бойца. Младший командир должен был соответствовать моральному тогдашнему облику молодого строителя коммунизма.

Таких " хорошиков", как правило, обламывали в первый же день на пункте приписки, где новоиспечённому командиру придется служить весь оставшийся срок.

Здесь были совсем другие критерии отбора. Здесь уважали за совсем другие качества. Здесь нутро человека проявлялось сразу. Здесь видно было сразу, кто " мужик", а кто вышел прогуляться..


На Смирнухе висело "прокурское предупреждение" за внеуставные взаимоотношения. Что только прибавляло ему авторитет в наших глазах. Таких изначально не берут в учебку по понятным причинам. Таких никуда не берут.


Командир роты предложил ему должность замкомандира взводов.

Он пообещал ему звание старшего сержанта и увольнение в запас в самой первой партии.

При одном условии..

Наша рота из последней в списке в части должна стать первой...

Очень правильный ход. Психологически выверенный.



Смирнуха принес к нам на обсуждение перспективы карьерного роста. Сам он не сильно верил и даже смеялся над предложением, которое казалось ему абсурдным, и не придал ему серьезного значения.

Но мы поддержали командира роты в данном решении. Это было естественно, назначить младшим командиром того, кто и так был лидером в нашем подразделении.


Я много раз потом видел метаморфозы, происходящие с человеком, когда ему давали безграничную власть или деньги...


Мы буквально уговорили Смирнуху согласиться с предложением.

Он, удивляясь нашей реакции, пообещал, что отныне наша " дедовская" жизнь будет раем.


Угу..Кто бы сомневался.


" Райская жизнь" закончилась через неделю, после назначения младшего сержанта Смирнова в должности замкомандира взводов.


Существующая на данный момент армия государства всегда прообраз, модель в миниатюре страны. По ней можно смело судить о существующем порядке, моральном устое и укладе жизни граждан здесь и сейчас, в нынешний момент истории страны.


Самое страшное в армии- это дисбат. Дисциплинарный батальон. Им пугают, как детей Бабайкой. Страшность в том, что там живут по уставу.
Чисто внешне выглядит, вроде, как везде в подразделениях.

Также ходят в солдатской форме, спят на двухярусных койках, которые потом аккуратно заправляют и ходят строевым маршем на плацу..

Но это только непосвященному непонятны различия.

Опытный взгляд сразу увидит разницу.

А разница в миллиметрах расстояния между поднятой ногой и асфальтом плаца. И доли секунд времени. Именно столько, сколько нужно, чтобы сапог завис, перед тем как припечатать с выверенным стуком каблука о твердую поверхность. Разница в том, что карманом в гимнастёрке ты никогда не воспользуешься. Что в туалет ты будешь отпрашиваться у младшего командира по всей форме доклада. А потом, вернувшись через положенное уставом время, докладывать, что " естественные потребности удовлетворены"..


В каждой стране есть законы. И карающий меч правосудия. Все понимают правильность законодательной базы, но живут по другому, выискивая лазейки и игнорируя , если это не слишком страшно карается.


Дисбат- это страшный сон, которые многие видели наяву. Кара там, за малейшее отклонение, почти мгновенная, избежать которой нет ни единой возможности.

Я видел солдат, вернувшихся оттуда. Говорят, общий режим осуждения преступников, является раем, в сравнении с дисциплинарным батальоном. Лучше 10 лет отсидеть срок в обычной " зоне" , чем 2 года отбыть наказание в дисбате.


Мы с ужасом смотрели на вернувшихся оттуда, марширующих на плацу, на их чеканящий шаг, на развернутые под правильным углом подбородки , чтобы видеть грудь четвертого человека. Так не ходят даже в кремлёвском полку, потому, что за неправильный угол подбородка не наказывают карцером.

Впервые в жизни, я увидел, как ведут себя люди, сломанные государственной системой.


Ночные посиделки " дедов" закончились.

Закончилось, вообще, всё с назначением Смирнухи на должность.

Рота стала жить по уставу, как в дисбате.

Маховик закрутился.

В баню рота стала ходить строем. Распаренные взвода шли по Свердловску, чеканя шаг, иногда запевая песню. Чего никогда не было. Нет, строем ходили, но не в баню..

 Прохожие удивлённо оборачивались.


Я как мог и где мог сопротивлялся, и один шел невпопад строю, сбивая шаг.

Смирнов подбегал, больно пинал по ногам. Что-то кричал, угрожал, брызгая слюной.

Наши взгляды встречались. Он задыхался от ненависти. Думаю, что сил ему бы хватило в тот момент разорвать меня надвое.


В армии есть принцип - За одного страдают все. Действенный способ. Видя, что со мной впрямую не совладать, Смирнуха противопоставил мне целую роту.


Это очень сложно, когда тебе неполных 20 и жизненного опыта нихрена нет, чтобы грести против течения и идти против всего строя.

Через несколько дней от меня отвернулись все. Дружить со мной стало опасно.

За мои провинности и неподчинения отныне страдала рота.

Меня люто возненавидели. Правда, в прямое противостояние никто не пошел. Меня боялись, шипели исподтишка, за строем. Я же не боялся обострений. В одиночку мог вырубить любого. Хотя, знал, что против толпы не попрёшь..Если бы захотели - завалили бы.

Потому, что правда была на моей стороне. Это висело в воздухе. То, что делал Смирнуха, не подлежало критике. Его боялись, но не уважали. Он сломал все устоявшиеся в армии законы. Что говорить, старослужащие наравне с молодыми драили полы..


Смирнов, при попустительстве командиров, пытался пробить брешь в моем противостоянии. Справиться с ситуацией помогали случаи или природные способности.

Однажды, мне перед строем был дан приказ  мыть гальюн- туалет. В одиночку, чтобы не было возможности вместо себя использовать кого- то ещё.

Это унизительно, мыть унитазы в армии. К слову, на "зоне" это делает только особая каста неприкасаемых.


Сейчас, спустя столько лет, это выглядит смешно, но тогда неисполнение приказа грозило тем самым дисбатом. Думается, что командование поддержало бы отправку.


У меня, помимо прочих талантов, естественных для человека, был повышенный рвотный рефлекс. До сих пор не знаю, зачем и по какой причине, он мне был дарован Господом Богом. Благодаря ему, я до сегодняшнего дня не травлюсь нездоровой пищей и не страдаю похмельем. Рвоту я могу вызвать усилием воли..


На мой отказ выполнять приказ, сбежался весь командный состав.

Смирнуха повторил приказ, приставив ладонь к козырьку.

Я стоял один перед всеми и решалась моя судьба.

На вопрос командира роты, почему я отказываюсь выполнять приказ, вместо ответа я выблевывал ему только, что съеденный завтрак на сапоги..


Как - то раз, даже пришлось приложиться ладонью к горящей плите на кухне, чтобы получить ожог. Рука покрылась сплошным волдырем и от меня на какое- то время отстали.


Была даже попытка исключить меня из комсомола. Это неприятно видеть лица своих товарищей в ленинской комнате, когда против тебя голосуют по надуманной причине.


Чисто физически Смирнуха был сильнее меня. Я много дрался до армии и был навык, но со Смирнухой соперничать было сложно, даже несмотря на то, что я спортсмен.


Рота, по итогам весенней проверки, из последней в списке стала первой в полку. Командир сдержал слово. Смирнуху отпустили в самой первой партии, в апреле.


Дневальный сказал мне, что уже уволенный в запас старший сержант Смирнов ищет меня по всему подразделению.

Рота сочувственно смотрела на меня, как на приговоренного к казни. Нашему противостоянию пришел естественный конец.

Я подумал, что Смирнухе теперь ничего не мешает, и наконец- то, перед отъездом, у него есть шанс свести со мной счёты.

Понятно, что я бы никуда не пошёл бы жаловаться. Не принято было такое в наше время.


Мне не хотелось с ним встреч, после всего прожитого. Я прекрасно понимал перспективу. Но...собрался с духом, выдохнул, как перед стартом, и вышел к нему на последний наш бой.


Смирнуха ждал меня на плацу в дембельский форме с аксельбантом. Рядом стоял его чемодан.

Вся рота наблюдала за нами. Неожиданно для всех, Смирнуха обнял меня. Я был готов к любой развязке, кроме этой, поэтому растерялся.

Мы так и стояли какое- то время с ним на плацу в обнимку, у всех на виду.

- Прости,- попросил меня Смирнов,- Отпусти с миром..

Я кивнул и пожал ему руку.

Он отвёл глаза и сказал, что я был единственный " мужик" здесь.

Потом он взял свой чемодан и пошел на КПП, не оглядываясь.

Больше ни с кем он не простился.


***

Часто приходиться слышать, как люди благодарят своих гонителей и врагов за то, что те вольно или невольно научили их жизни и сделали мудрее.

Я не благодарю своих врагов. Я видел, как ломали людей и те больше уже не поднимались. А мудрость можно было приобрести совсем другим путем.

И командира своего мне не за что благодарить. Я благодарен себе самому и Господу Богу, за поддержку. И сейчас , спустя много лет, обнял бы себя молодого и самому себе сказал бы те же самые слова, что сказал мне Смирнуха:

- Ты оказался мужиком. Ты выдержал. Тебя не сломали и не переделали.

Ты победил, ни смотря ни на что.

Спасибо.

И ещё, я сказал бы себе молодому, утверждая на жизненном пути:


- Ты всё правильно сделал и я сегодня такой,  благодаря тебе, а не твоим врагам...



Рустем Шарафисламов


Рецензии