Гастелловцы Люфтваффе
Позже дотошные историки выяснили, что первым из советских летчиков, так называемый, «огненный таран» на самолете СБ совершил комиссар 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка батальонный комиссар Михаил Анисимович Ююкин. И произошло это ещё в августе 1939 года в боях на Халхин-Голе.
Однако, тогда о Ююкине информации почти не было, зато про Гастелло, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, узнала вся страна. Вот так и получилось, что с тех пор пилотов, пошедших на таран наземных целей, стали называть «гастелловцами».
Любопытно отметить, что, по утверждению наших пропагандистов, готовность нашего человека к самопожертвованию в годы войны была массовой и только русский (читай — советский!) человек мог совершить «огненный таран». А как же летчики других стран, неужели они вместе со своими подбитыми самолетами не падали в расположении противника?
Должен заметить, что за свою долгую жизнь я прочитал невообразимое количество архивных документов, книг о войне и других источников, из которых выписал множество интересных фактов. Среди них — информацию о случайных падениях вражеских самолетов на военные и прочие объекты. Перечислю некоторые из них, произошедшие на советско-германском фронте в 1941 — 1945 годах.
Например, в самом начале войны, примерно в июне 1941 года, при налете на один из советских аэродромов (если не ошибаюсь — где-то в западной Украине) был сбит немецкий бомбардировщик Ю-88, который горящим упал на склад ГСМ и сгорел вместе с ним. Чем не огненный таран? Очень даже огненный.
В ночь с 23 на 24 июля 1941 года при налете на Москву был сбит Ю-88, который упал на крыши двух домов по улице 25-го Октября. Дома сгорели, на улице произошли большие разрушения. Сгорел и экипаж немецкого самолета, вероятно, из состава 3-й бомбардировочной эскадры «Молния». И снова налицо — огненный таран!
Также в 1941 году при налете на Москву сбитый немецкий самолет упал на Тишинский рынок, что привело к большому пожару. Разумеется, это не военный, но тем не менее объект.
А на дальних подступах к Ленинграду летом 1941 года пикировщик Ю-87 упал на пути одной из железнодорожных станций и взорвался. В образовавшуюся от взрыва воронку тут же заехал двигавшийся в это время паровоз, который перевернулся.
Характерный случай, подтверждающий частое падение подбитых самолетов недалеко от их целей, произошел 23 сентября 1941 года. Тогда, при налете 3-й группы 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков «Иммельманн» на военно-морскую базу Кронштадт в 11 часов 30 минут пикировщик Ju 87R-2 Werk.Nr. 5836 (T6+CD) получил прямое попадание зенитного снаряда в руль высоты, выведя его из строя. Из-за этого пилот — командир группы капитан Эрнст-Зигфрид Штеен — не смог вывести самолет из пике и, потерявший управление «юнкерс», упал в воду недалеко от борта крейсера «Киров», на который он пикировал. Крейсер никаких повреждений не получил, а оба немецких летчика — пилот и борт-радист унтер-офицер Альфред Шарновски — погибли. Кстати, Штеена посмертно наградили Рыцарским крестом.
Подбитый зенитным огнем над Севастополем в марте (около 19 числа) 1942 года бомбардировщик Юнкерс-88 рухнул на пути железнодорожного депо. Обломки самолета даже были сфотографированы кем-то из наших военных корреспондентов, сейчас я уже не помню, кем именно.
24 апреля 1942 года огнем из корабельного зенитного 37-мм автомата эсминца «Сильный» (капитан 3 ранга А. Е. Шомраков) был сбит немецкий самолет, который упал на территорию Адмиралтейского завода в Ленинграде.
В воздушном бою над Мурманском 31 октября 1942 года советский летчик старший сержант П. Д. Климов из 2-го гвардейского авиационного полка ВВС Северного флота на истребителе Р-40 «Томагавк» сбил два немецких бомбардировщика. Один из них — Ju 88A-4 Werk.Nr. 2128 (4D+JR) из 7-го отряда 30-й бомбардировочной эскадры «Орлиная» — упал прямо на здание архива Северного флота, в результате чего возник сильный пожар и часть документов сгорела. При этом погибли и все немецкие летчики: лейтенант Лотар Вернер, ефрейтор Генрих Ляйзер, обер-ефрейтор Лоренц Клец и обер-ефрейтор Йозеф Мате.
Уникальный случай произошел 17 ноября 1942 года у разъезда № 3 восточнее Астрахани, где безвестным красноармейцем из ручного пулемета был сбит немецкий бомбардировщик. Потерявший управление самолет врезался в какой-то паровоз на путях, при этом вражеские летчики погибли. По данным противника, этим самолетом был Ju 88A-4 Werk.Nr. 140376 (9K+..) из 2-й группы 51-й бомбардировочной эскадры «Эдельвейс». Экипаж состоял из пилота унтер-офицера Гейнца Зайдлера, наблюдателя и командира отряда обер-лейтенанта Харальда Небелунга, радиста унтер-офицера Вернера Буге и стрелка обер-фельдфебеля Рихарда Фарнера. Не лишне будет подчеркнуть, что все лётчики имели большой опыт боевых действий и даже были награждены Германскими Золотыми крестами.
Случай падения вражеского самолета на железнодорожное полотно зафиксирован в документах Донского фронта 10 декабря 1942 года. Произошло это на 448 км ж. д. перегона Арчеда-Калинино в 12 часов 40 минут. В документе отмечено, что упавшим самолетом было повреждено три звена пути. Нашим ремонтникам пришлось основательно потрудиться, чтобы в 15 часов 20 минут закончить восстановление пути. Жаль только, что о самом самолете и его экипаже ничего не известно.
На мой взгляд, совершенно невероятный случай произошел 8 июля 1943 года в 2 км восточнее села Верхопенье (Ивнянский район Белгородской области). Сбитый зенитным огнём самолет Ju 87D-3 Werk.Nr. 110045 (VT+ZO) из 8-го отряда 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков «Иммельманн» падая, врезался в танк Т-70 советской 99-й танковой бригады. Пилотом этого пикировщика был известный ас кавалер Рыцарского креста командир отряда обер-лейтенант Бернгард Вутка, а радистом – унтер-офицер Герберт Шойбнер. Оба немца погибли, а вот экипаж танка, каким-то чудом, остался жив. Просто поразительно!
Мне запомнилось также, что примерно в июле 1943 года, во время Курской битвы, расчетом одной зенитной установки, прикрывавшей штаб танкового корпуса, за день было сбито 3 немецких самолета. Среди них был пикировщик Ю-87, который, будучи подбитым, «спикировал» точно в эту установку и уничтожил её вместе с расчетом. Естественно, погиб и немецкий экипаж.
А вот ещё один случай «огненного тарана» со стороны Люфтваффе. Ночью 22 мая 1944 года над железнодорожной станцией Джанкой (Крым) огнем 1576-го зенитного артиллерийского полка были сбиты 2 бомбардировщика. Один из них с полным бомбовым грузом упал в скопление эшелонов на станции. Документы противника подтверждают, что из того ночного налёта на Джанкой не вернулся Не 111Н-20 Werk.Nr. 700816 (5J+AL) из 3 отряда 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер». Весь экипаж в составе пилота и командира отряда обер-лейтенанта Ганса Шеллонга, наблюдателя унтер-офицера Эрвина Каллоха, радиста унтер-офицера Густава Говелла, стрелка унтер-офицера Фрица Линке, а также метеоролога Герберта Кустера, считается пропавшим без вести. Между прочим, посмертно Шеллонг был награждён Рыцарским крестом.
О трагических последствиях падения сбитого немецкого самолёта в Белоруссии летом 1944 года рассказал наш бывший зенитчик Александр Григорьевич Лебеднов: «Мы защищали мост через Припять – небольшой, но важный стратегический объект. По нему каждый день проходили десятки железнодорожных составов для фронта, по этой причине не давал он покоя немцам. Однажды какой-то отчаянный их пилот слишком снизился, чтоб сбросить на мост бомбу – и тут же задымился: мы тоже не лыком шиты! Но смотрим – направил свою машину на мост, неужели на таран пойдет? Видим – раскрылся парашют, значит, струсил, выпрыгнул. Самолет отнесло в сторону, он упал на землянку, погибли два человека».
Безусловно, падающий немецкий самолет врезался в нашу землянку совершенно случайно. Фатально не повезло двум нашим бедолагам, находившимся в тот момент в землянке. Когда это произошло — точно не известно. Зато есть предположение, что случилось это в зоне действия 26-го отдельного прожекторного батальона Западного фронта.
27 апреля 1945 года сбитый самолет Ju 87 пилота Зоммереггера из 2-й штурмовой эскадры «Иммельманн» протаранил советский танк. Предположительно, произошло это в районе Берлина.
Последний известный мне случай вражеского «огненного тарана» произошел в 1945 году. Какому-то нашему наводчику зенитного пулемета меткой очередью удалось подбить немецкий Ме-109. Уму непостижимо, однако падающий самолет врезался именно в этот пулемет и разбил его, а наводчика тяжело ранил. Жаль, что имя наводчика, а также точную дату и место этого происшествия, узнать не удалось.
Уверен, что на фронте произошло ещё много подобных случаев, просто нам о них пока ничего не известно. А в том, что самолеты часто падали на нашу территорию, ничего удивительного нет. Ведь подбитый самолет теряет свои аэродинамические качества и управление, поэтому падает куда угодно, случается, что и в какой-то важный объект. Что испытывали при этом погибающие летчики, думаю всем понятно. И вряд ли они кричали при этом «За фатерлянд, за фюрера!»…
Свидетельство о публикации №223041600474
Что касается немецких пилотов, то о их подвигах мы почти ничего не знаем. Они сражались не менее героически за свою страну, чем мы.
Приведу один пример: Rudel Hans-Ulrich совершил 2530 бв; 30 раз был сбит зенитным огнем; 5 раз ранен, ему ампутировали ногу по голень, после чего летал с протезом; 6 раз совершал посадку за линией фронта, чтобы вывести сбитые экипажи...
С дружеским приветом
Игорь
Игорь Бородкин 23.11.2024 11:17 Заявить о нарушении
Вы пишите: "совершил 2530 бв"; вы, видимо, списали неточно - "Всего Ганс совершил 2 350 вылетов."
Вы пишете: "Они сражались не менее героически за свою страну, чем мы."
Лично Рудель сражался за провозглашенные нацистами цели: за уничтожение большевиков и за жизненное пространство на Востоке, якобы необходимое немецкой нации. Так, во всяком случае, он писал в своем памфлете "Мы фронтовые солдаты..." (1951, Буэнос-Айрес).
Вы пишете: "Например подвиг Гастелло, самолет которого упал в 2-х километрах от дороги по которой двигался противник."
Точно не известно, где упал бомбардировщик. Рапорты о таране бомбардировщиком Н. Гастелло немецкой колонны в районе Радошковичи-Молодечно подали авиаторы Ф. Воробьёв и А. Рыбас. Подобных таранов с нашей стороны было произведено за годы ВОВ несколько сотен. Даже если Гастелло не совершил тарана, это не значит, что со стороны наших военных летчиков не было проявлений массового героизма такого рода. Где упал самолет Гастелло достоверно неизвестно. Оригиналы рапортов Воробьева и Рыбаса не сохранились. Воробьев погиб в августе 1941 г., Рыбас - в ноябре 1941 г. Полк, в котором служили они и Н. Гастелло, был расформирован и многие его документы утрачены. Свидетельские показания местных жителей (белорусские деревни Декшняны, Мацки), данные в 1951 г., противоречивы и не дают оснований судить, где разбился самолет Гастелло, останки которого, как и останки членов его экипажа, не найдены (за них принимали останки сослуживцев Гастелло - Маслова, Балашова, Реутова, Бейскбаева). Немцы никогда не подтверждали и не опровергали факт тарана Гастелло.
Алексей Аксельрод 23.11.2024 18:32 Заявить о нарушении
Игорь Бородкин 23.11.2024 20:33 Заявить о нарушении
Олег Каминский 24.11.2024 14:12 Заявить о нарушении