Гастелловцы Люфтваффе

У нас издавна принято считать, что многие советские летчики направляли свои подбитые самолеты на вражеские колонны, артиллерийские позиции, скопления танков и другие военные объекты. Долгое время утверждалось, что первым пошел на таран наземной цели на пятый день Великой Отечественной экипаж самолета ДБ-3 командира эскадрильи 207-го бомбардировочного авиаполка капитана Николая Францевича Гастелло.

Позже дотошные историки выяснили, что первым из советских летчиков, так называемый, «огненный таран» на самолете СБ совершил комиссар 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка батальонный комиссар Михаил Анисимович Ююкин. И произошло это ещё в августе 1939 года в боях на Халхин-Голе.

Однако, тогда о Ююкине информации почти не было, зато про Гастелло, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, узнала вся страна. Вот так и получилось, что с тех пор пилотов, пошедших на таран наземных целей, стали называть «гастелловцами».

Любопытно отметить, что, по утверждению наших пропагандистов, готовность нашего человека к самопожертвованию в годы войны была массовой и только русский (читай — советский!) человек мог совершить «огненный таран». А как же летчики других стран, неужели они вместе со своими подбитыми самолетами не падали в расположении противника?

Должен заметить, что за свою долгую жизнь я прочитал невообразимое количество архивных документов, книг о войне и других источников, из которых выписал множество интересных фактов. Среди них — информацию о случайных падениях вражеских самолетов на военные и прочие объекты. Перечислю некоторые из них, произошедшие на советско-германском фронте в 1941 — 1945 годах.   

Например, в самом начале войны, примерно в июне 1941 года, при налете на один из советских аэродромов (если не ошибаюсь — где-то в западной Украине) был сбит немецкий бомбардировщик Ю-88, который горящим упал на склад ГСМ и сгорел вместе с ним. Чем не огненный таран? Очень даже огненный.

В ночь с 23 на 24 июля 1941 года при налете на Москву был сбит Ю-88, который упал на крыши двух домов по улице 25-го Октября. Дома сгорели, на улице произошли большие разрушения. Сгорел и экипаж немецкого самолета, вероятно, из состава 3-й бомбардировочной эскадры «Молния». И снова налицо — огненный таран!

Также в 1941 году при налете на Москву сбитый немецкий самолет упал на Тишинский рынок, что привело к большому пожару. Разумеется, это не военный, но тем не менее объект.   

А на дальних подступах к Ленинграду летом 1941 года пикировщик Ю-87 упал на пути одной из железнодорожных станций и взорвался. В образовавшуюся от взрыва воронку тут же заехал двигавшийся в это время паровоз, который перевернулся.   

Характерный случай, подтверждающий частое падение подбитых самолетов недалеко от их целей, произошел 23 сентября 1941 года. Тогда, при налете 3-й группы 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков «Иммельманн» на военно-морскую базу Кронштадт в 11 часов 30 минут пикировщик Ju 87R-2 Werk.Nr. 5836 (T6+CD) получил прямое попадание зенитного снаряда в руль высоты, выведя его из строя. Из-за этого пилот — командир группы капитан Эрнст-Зигфрид Штеен — не смог вывести самолет из пике и, потерявший управление «юнкерс», упал в воду недалеко от борта крейсера «Киров», на который он пикировал. Крейсер никаких повреждений не получил, а оба немецких летчика — пилот и борт-радист унтер-офицер Альфред Шарновски — погибли. Кстати, Штеена посмертно наградили Рыцарским крестом.

Подбитый зенитным огнем над Севастополем в марте (около 19 числа) 1942 года бомбардировщик Юнкерс-88 рухнул на пути железнодорожного депо. Обломки самолета даже были сфотографированы кем-то из наших военных корреспондентов, сейчас я уже не помню, кем именно.

24 апреля 1942 года огнем из корабельного зенитного 37-мм автомата эсминца «Сильный» (капитан 3 ранга А. Е. Шомраков) был сбит немецкий самолет, который упал на территорию Адмиралтейского завода в Ленинграде.

В воздушном бою над Мурманском 31 октября 1942 года советский летчик старший сержант П. Д. Климов из 2-го гвардейского авиационного полка ВВС Северного флота на истребителе Р-40 «Томагавк» сбил два немецких бомбардировщика. Один из них — Ju 88A-4 Werk.Nr. 2128 (4D+JR) из 7-го отряда 30-й бомбардировочной эскадры «Львиная» — упал прямо на здание архива Северного флота, в результате чего возник сильный пожар и часть документов сгорела. При этом погибли и все немецкие летчики: лейтенант Лотар Вернер, ефрейтор Генрих Ляйзер, обер-ефрейтор Лоренц Клец и обер-ефрейтор Йозеф Мате.

Уникальный случай произошел 17 ноября 1942 года у разъезда № 3 восточнее Астрахани, где безвестным красноармейцем из ручного пулемета был сбит немецкий бомбардировщик. Потерявший управление самолет врезался в какой-то паровоз на путях, при этом вражеские летчики погибли. По данным противника, этим самолетом был Ju 88A-4 Werk.Nr. 140376 (9K+..) из 2-й группы 51-й бомбардировочной эскадры «Эдельвейс». Экипаж состоял из пилота унтер-офицера Гейнца Зайдлера, наблюдателя и командира отряда обер-лейтенанта Харальда Небелунга, радиста унтер-офицера Вернера Буге и стрелка обер-фельдфебеля Рихарда Фарнера. Не лишне будет подчеркнуть, что все лётчики имели большой опыт боевых действий и даже были награждены Германскими Золотыми крестами.      

Случай падения вражеского самолета на железнодорожное полотно зафиксирован в документах Донского фронта 10 декабря 1942 года. Произошло это на 448 км ж. д. перегона Арчеда-Калинино в 12 часов 40 минут. В документе отмечено, что упавшим самолетом было повреждено три звена пути. Нашим ремонтникам пришлось основательно потрудиться, чтобы в 15 часов 20 минут закончить восстановление пути. Жаль только, что о самом самолете и его экипаже ничего не известно. 

На мой взгляд, совершенно невероятный случай произошел 8 июля 1943 года в 2 км восточнее села Верхопенье (Ивнянский район Белгородской области). Сбитый зенитным огнём самолет Ju 87D-3 Werk.Nr. 110045 (VT+ZO) из 8-го отряда 2-й эскадры пикирующих бомбардировщиков «Иммельманн» падая, врезался в танк Т-70 советской 99-й танковой бригады. Пилотом этого пикировщика был известный ас кавалер Рыцарского креста командир отряда обер-лейтенант Бернгард Вутка, а радистом – унтер-офицер Герберт Шойбнер. Оба немца погибли, а вот экипаж танка, каким-то чудом, остался жив. Просто поразительно!   

Мне запомнилось также, что примерно в июле 1943 года, во время Курской битвы, расчетом одной зенитной установки, прикрывавшей штаб танкового корпуса, за день было сбито 3 немецких самолета. Среди них был пикировщик Ю-87, который, будучи подбитым, «спикировал» точно в эту установку и уничтожил её вместе с расчетом. Естественно, погиб и немецкий экипаж.

А вот ещё один случай «огненного тарана» со стороны Люфтваффе. Ночью 22 мая 1944 года над железнодорожной станцией Джанкой (Крым) огнем 1576-го зенитного артиллерийского полка были сбиты 2 бомбардировщика. Один из них с полным бомбовым грузом упал в скопление эшелонов на станции. Документы противника подтверждают, что из того ночного налёта на Джанкой не вернулся Не 111Н-20 Werk.Nr. 700816 (5J+AL) из 3 отряда 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер». Весь экипаж в составе пилота и командира отряда обер-лейтенанта Ганса Шеллонга, наблюдателя унтер-офицера Эрвина Каллоха, радиста унтер-офицера Густава Говелла, стрелка унтер-офицера Фрица Линке, а также метеоролога Герберта Кустера, считается пропавшим без вести. Между прочим, посмертно Шеллонг был награждён Рыцарским крестом.

О трагических последствиях падения сбитого немецкого самолёта в Белоруссии летом 1944 года рассказал наш бывший зенитчик Александр Григорьевич Лебеднов: «Мы защищали мост через Припять – небольшой, но важный стратегический объект. По нему каждый день проходили десятки железнодорожных составов для фронта, по этой причине не давал он покоя немцам. Однажды какой-то отчаянный их пилот слишком снизился, чтоб сбросить на мост бомбу – и тут же задымился: мы тоже не лыком шиты! Но смотрим – направил свою машину на мост, неужели на таран пойдет? Видим – раскрылся парашют, значит, струсил, выпрыгнул. Самолет отнесло в сторону, он упал на землянку, погибли два человека».

Безусловно, падающий немецкий самолет врезался в нашу землянку совершенно случайно. Фатально не повезло двум нашим бедолагам, находившимся в тот момент в землянке. Когда это произошло — точно не известно. Зато есть предположение, что случилось это в зоне действия 26-го отдельного прожекторного батальона Западного фронта.    

27 апреля 1945 года сбитый самолет Ju 87 пилота Зоммереггера из 2-й штурмовой эскадры «Иммельманн» протаранил советский танк. Предположительно, произошло это в районе Берлина.            

Последний известный мне случай вражеского «огненного тарана» произошел в 1945 году. Какому-то нашему наводчику зенитного пулемета меткой очередью удалось подбить немецкий  Ме-109. Уму непостижимо, однако падающий самолет врезался именно в этот пулемет и разбил его, а наводчика тяжело ранил. Жаль, что имя наводчика, а также точную дату и место этого происшествия, узнать не удалось.   

Уверен, что на фронте произошло ещё много подобных случаев, просто нам о них пока ничего не известно. А в том, что самолеты часто падали на нашу территорию, ничего удивительного нет. Ведь подбитый самолет теряет свои аэродинамические качества и управление, поэтому падает куда угодно, случается, что и в какой-то важный объект. Что испытывали при этом погибающие летчики, думаю всем понятно. И вряд ли они кричали при этом «За фатерлянд, за фюрера!»…            


Рецензии
Формально правильно - по сути издевательство. Разницы с умышленным направлением самолёта на врага и случайным падением неуправляемой у вас не наблюдается. Странно. Вы один из моих наиболее ценимых авторов на Прозе и тут ТАКОЕ. Я разочарован.

Чернов Владимир   18.04.2024 19:33     Заявить о нарушении
Я привёл информацию о случайных падениях вражеских самолетов на военные и прочие объекты, чтобы навести читателей на мысль, что и советские самолеты падали точно так же...

Олег Каминский   18.04.2024 20:40   Заявить о нарушении
То есть выжившие при "огненном таране" советские лётчики Сергей Колыбин, Александр Гарбуз, Анвар Гаттаулин, Константин Аксенов и прочие общим числом в 10 человек, направившие свои подбитые самолёты на врага, по вашему упали случайно, а они ( и свидетели, видевшие их подвиг) в своих рассказах фффсё врут? Ну вы, блин, даёте. Не ожидал от вас такого..

Чернов Владимир   18.04.2024 21:24   Заявить о нарушении
Свое мнение я изложил в статье "Огненные тараны Героев" http://proza.ru/2023/05/11/493...

Олег Каминский   19.04.2024 09:59   Заявить о нарушении
Читаю. Интересно

Чернов Владимир   24.04.2024 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.