16. Собачья вахта и курьезы навигации
Вот так будет завтра и было вчера.
И вахту ночную с названьем "собака"
Стоим и хватаемся за леера.
Тралфлот, Юрий Визбор
С нашей навигационной системой были и другие забавные случаи
На судне я был начальником отдела подводной навигации. Мы расставляли маяки-ответчики на полигоне и по их ответам определяли положение судна. В то время, определение положения по спутнику происходило приблизительно раз в час, или даже реже, да и то не очень точно. Сейчас свое местоположение по спутнику можно определить с точностью до метра, а с военной системой навигации и до сантиметра. Но тогда это только зарождалось. Между моментами определения координат положение определяли штурманы. Гидроакустическая аппаратура определяла положение буксируемого подводного аппарата, по маяку-ответчику установленному на нем.
Бортовая часть системы помещалась в небольшую стойку метра полтора высотой. Дежурили мы в соответствии с судовыми вахтами.
Вахта с названьем “собака” приходится на самое неприятное время с 0 часов до 4 утра. Я взял ее на себя. Втянулся. После вахты будил Игорька, играли в теннис в пустом зале, потом шли в баню. Курорт! Но перед вахтой я спал и довольно крепко.
С 20 до 24 стоял на вахте Миша. Под два метра ростом, худой, немного нескладный, он постоянно за что-то задевал. Как-то прибегает ко мне в каюту, "вытаскивает" меня из моего предвахтенного сна.
- Андрей, все пропало, все пропало!
Одеваюсь, бегу в лабораторию к стойке с навигационной системой посмотреть, что там пропало.
Миша сказал, что сидел перед ней, записывал координаты в журнал. Ногу положил на ногу. Покачивая ногой случайно попал большим пальцем в кнопку выключения питания. Все естественно вырубилось.
Ничего не поделаешь. Включили питание, ввели заново программу навигации, и регистрация продолжилась.
Положение подводного аппарата определяли по системе с короткой базой. Антенны мы сделали сами и спускали их по бортам судна. Возле буксируемого аппарата на кабель-трос подвешивался маяк-ответчик. Использовали маяк от голландской системы. Вся аппаратура и питание размещались в стеклянной сфере, имеющей положительную плавучесть.
Как-то подходит ко мне Саша, еще один член отряда. Была его вахта, и говорит, что с аппаратом происходит что-то непонятное. Лебедка стравливает кабель-трос, и, по идее, аппарат должен погружаться. Но почему-то система показывает, что аппарат всплывает. Сначала подумали, что сбоит программа навигации. Перегрузили систему. Все равно всплывает. И тут приходит сообщение с мостика. У кормы плавает что-то оранжевое. Это был наш маяк-ответчик с его ярким пластиковым корпусом.
Видимо крепление ослабло и маяк поднялся по тросу наверх. Хорошо, что второй конец крепления не перетерся. Но заставил нас поволноваться.
Свидетельство о публикации №223041600895