Наблюдатель
***
Зима — прекрасное состояние природы. Я не утверждаю, что другие времена года недостойны внимания, нет, конечно. В этот период короткие дни и бесконечные ночи. Человек подсознательно спешит укрыться дома с наступлением темноты. Визуально людей становится меньше, а время растягивается максимально. И если на улице встречаются люди, то они спешат по своим делам, опустив голову, пытаясь удержаться и не упасть. В такие моменты из поля зрения выпадает большая часть мира, мы видим только то, что перед носом. И это нормально.
«Надо торопиться… как же много снега… да… режиссер будет не в восторге…» — так думал молодой человек, пробираясь сквозь сугробы выпавшего снега. Театр ждал, сегодня очередная репетиция.
Сцена первая.
Пустой зрительный зал. Ряды кресел затянуты чехлами. Основной свет не горел, освещалась только сцена. В четвёртом ряду партера стоял стол с настольной лампой. Человек, сидящий за ним, обхватил голову руками и что-то читал. Подняв её, он откинулся назад на спинку и закурил. (Это художественный руководитель данного театра. Наверное, это выглядит банально и слишком шаблонно, да… он курил на репетициях.) Взглянув на часы, он громко произнес.
— И скажите на милость, где все? Уже время репетиции, и никого еще нет на сцене… — последние слова он уже практически прокричал.
Довольная улыбка коснулась лица режиссёра. Любил он прикрикнуть в начале репетиции, это придавало ему творческих сил. У каждого свои тараканы и видение ситуации. Коллектив не возражал против такого выражения эмоций в самом начале репетиции, просто во время прогона им меньше доставалось тумаков и претензий. По молчаливому согласию всей труппы, актеры вышли из тени через минуту после возмущенного крика.
— Ну, вы все здесь, прекрасно. Почему заставляете ждать старого человека? – и, хлопнув в ладоши, продолжил, не дожидаясь ответа. – Давайте, давайте шустрее, начнем с первой сцены. Сергей, быстро в кроватку, остальные тоже по местам и… начали!
Актеры заняли свои места, и сцену осветили ровно на половину, на которой стояли кровать, простой стул, стол и настольная лампа. Сергей улегся, выждав буквально минуту, начал не торопясь вставать и потягиваться, как будто только проснулся. Осматриваясь по сторонам, он поплёлся к стулу и уже собрался сесть, как Александр Георгиевич (это режиссёр) прервал его выкриком.
— Сережа… тебе должно быть зябко, когда ты встаёшь с кровати… должно мелко трясти… давай ещё раз.
И всё повторилось, только с мелкой дрожью в теле. Режиссеру нравилось то, что он видел. Мозаика начала складываться. Присев на стул, Сергей подпер голову руками и стал смотреть в сторону второй половины сцены. Там как раз в этот момент прогуливались молодой человек и девушка. Остановившись напротив Сергея, они заговорили. Освещение сцены переместилось с актера на другую половину.
— Милая, послушай, мне совершенно не нравится то, что ты, не предупредив, приехала ко мне утром. Могла бы и сказать заранее. Я не люблю сюрпризов и привык управлять своей жизнью сам. Давай ты больше не будешь так делать.
— Но я хотела сделать сюрприз и приготовить тебе кофе, пока ты будешь просыпаться… это ведь нормально, когда люди испытывают друг к другу чувства… мне хотелось побыть с тобой рядом… а ты воспринял это в штыки. – Девушка сделала шаг назад и прижала руки к груди,– ты очень обидел меня этим.
— Пойми, для меня это непривычно и необходимо всегда готовиться…
Молодой человек попытался взять её за руки, но она отбросила его руку. Освещение опять сменило направление. Сергей, наблюдавший всё это время за ними, наклонил голову на бок и покачал головой.
— Что-то здесь неправильно, – задумчиво произнес он, – девочка встала ни свет ни заря, собралась, накрасилась и помчалась на другой конец города, чтобы приготовить кофе… да он просто козел, не заслуживающий даже крупицы внимания этой девушки.
И снова смена освещения. Разговор пары тем временем продолжился. Девушка взяла себя в руки и уже более уверенно продолжила.
— Я ради тебя встала в ночи, собралась и помчалась на другой конец города. Порадовать решила тебя… вот дура… и ни одного слова благодарности в итоге. Да козел ты после этого…
— Нет, ты неправильно всё поняла… почему я вообще должен выслушивать твои необоснованные претензии?.. — уже размахивал руками молодой человек.
Смена освещения. Сергей встал, потянулся, разминая затекшие конечности, и сделал пару шагов в сторону молодых людей.
— Стоп, стоп. Сережа, где заинтересованность в происходящем напротив тебя? Давай чуть больше эмоций на лице! Я понимаю, что ты еще молодой артист и опыта за плечами мало, но ты это можешь сделать. Еще раз с этого момента, – неожиданный выкрик режиссера заставил актёров вздрогнуть и замереть.
Сергей резко повернул голову в сторону голоса и… не увидел ничего. Перед глазами был только картина белого шума, и только спустя несколько долгих мгновений картинка прояснилась, и он увидел знакомый пустой зрительный зал.
— Сергей?! Ты не пантомим, чего ты замер? На исходную и побольше заинтересованности, – требовательность режиссера возымела эффект, актеры сдвинулись с места и перестроились.
Мотнув головой, Сергей прогнал туман и вернулся на исходную, сделав уже новую пару «заинтересованных» шагов.
— Да всё он правильно понял, просто притворяется… лишь бы прикрыть собственную шкуру. Эх… — Сергей махнул рукой и не торопясь направился к кровати.
Смена освещения. Девушка ударяет молодого человека в грудь и буквально кричит.
— Всё ты понял… просто оправдываешь своё равнодушие… чего ты молчишь? Неужели тебе нечего сказать? – закрывает лицо руками.
Молодой человек делает шаг назад и начинает оглядываться по сторонам. Опустив руки, она удивлённо смотрит на юношу.
— Ты чего оглядываешься по сторонам? Кого ты потерял?
— Тебе не кажется, что за нами наблюдают? Я не могу отделаться от мысли, что всё это я уже видел и слышал… И тебя, и себя… дежавю… — юноша продолжал осматриваться по сторонам.
— Да, в какие-то моменты я будто была не я и… не могу объяснить… — испуг и тревога отразились на лице у девушки. Инстинктивно она попыталась найти защиту у юноши. Шагнув в его сторону, девушка упала.
И снова окрик из зала.
— Милочка… ну как же так? Ты не можешь и пару шагов сделать? И добавь немного растерянности, ты же девушка! Включи блондинку, – и хлопнул в ладоши, – еще разок с момента: «Кого ты потерял?».
И всё повторилось, уже без падения. Юноша продолжил.
— Давай пойдем отсюда, а то мне как-то не по себе... и давай забудем про нашу ссору и будем двигаться дальше.
— Давай. Конечно, забудем…
Освещение охватило всю сцену. Сергей резко оборачивается и кричит.
— Лжец. Он лжет тебе.
Молодые люди вздрагивают, смотрят по сторонам и убегают. Сергей обреченно садится на стул и опускает голову. Свет медленно гаснет. Режиссер начинает громко хлопать в ладоши.
— Молодцы, ребятки! На сегодня все. Встретимся на следующей репетиции.
Занавес.
Сцена вторая.
Несколько дней спустя. Тот же театр, зал, ряд кресел и дым сигарет. Декорации те же, только во второй половине сцены добавлены два стула. Они были повернуты спинками друг к другу и ожидали своих клиентов.
Освещение полное. Появляется молодой человек (из первой сцены) и садится на один из двух стульев. Достаёт телефон и совершает видеозвонок. На соседнем стуле уже лежит телефон и начинает требовательно звенеть. Рингтон не стандартный, знаменитый отрывок из оперы «Князь Игорь».
— Стоп. Вы издеваетесь. Смените сейчас же на стандартный вызов и ещё раз. И побыстрее, – выкрик режиссера заглушил нетленные звуки оперы. Девушка с полотенцем на шее выскочила из-за кулис. Схватив телефон, она сбросила входящий вызов и с упреком посмотрела на партнера по сцене, тот, улыбаясь, лишь развел руками, мол: «Не смотри на меня. Я тут не причём, совсем!».
Закончив, девушка исчезла за кулисами, молодой человек занял исходную позицию и снова совершил видеовызов. Теперь сигнал звучал стандартно. (Освещение полностью перешло на сторону двух стульев.) Молодой человек присел и, в ожидании ответа, смотрел на экран телефона. Через минуту-другую появилась девушка с полотенцем на голове. Вытирая волосы, она не торопясь подошла к стулу. Взяв телефон в руки, девушка некоторое время смотрела на входящий вызов, не спеша отвечать. На лице отражалось сомнение и желание не брать трубку, даже положила телефон на стул и сделала шаг назад, но вызов продолжал идти. Обреченно выдохнув, она похлопала себя ладошами по лицу и ответила на звонок.
— Привет! Мне удалось дозвониться до тебя, как же я рад тебя увидеть, – радостно воскликнул молодой человек, когда на его вызов ответили.
— Ой, как неожиданно, я только из ванны. Прости, не слышала телефон, он у меня на беззвучном, – продолжая вытирать волосы, она виновато улыбнулась в камеру телефона.
Девушка села на стул, предназначенный для нее. Они сидели спина к спине, в профиль к зрительному залу. На половине молодых людей, позади них, включился экран, демонстрирующий лица обоих молодых людей в анфас.
Освещение сменило свое положение. На кровати лежал человек. Шли томительные минуты, ничего не происходило.
— Так… Стоп. Сергей Николаевич! Вы что там, уснули что ли? Ну-ка, молодежь, толкните нашего героя.
Девушка подпрыгнула со своего стула, подбежала к кровати на противоположном конце сцены и начала трясти лежащего человека.
От такого пробуждения Сергей резко подскочил с кровати. В глазах еще было мутно, впереди снова накатил белый шум. Сергей пытался протереть глаза и вернуть восприятие реальности в норму, но не получалось. Не видя ничего, он выставил руку вперед и попытался сделать пару шагов. Режиссер вскочил и крикнул одновременно с этим.
— Держите его, он сейчас упадёт…
В этот момент подскочил и молодой человек. Вдвоем с девушкой они усадили Сергея на стул и дали в руки стакан воды. Сергей начал приходить в себя. Крутя головой, он остановил взгляд на зрительном зале. Его стали наполнять люди. Не приходить и садиться, а просто они появлялись на месте пустующих кресел. Кто-то скучающий, кто-то радостный, в нетерпении девушки с цветами. Они были как призраки. Сперва прозрачные, потом плотнее и реалистичнее. Поток времени ускорил движение. Зрители замирали в восхищении, аплодировали и снова замирали. В итоге встали со своих мест и бурно приветствовали… только вот кого?
В неожиданном порыве Сергей даже попытался встать и раскланяться перед восторженной публикой, но его что-то удерживало. Мотнув еще раз головой, он увидел себя сидящим на стуле, и удерживающие руки на своих плечах. Переведя взгляд, он оглядел пустой зал.
— Милейший Сергей Николаевич! Ну что опять случилось? До премьеры ещё месяц, а вы уже сдаете... Я с огромным пиететом отношусь к вашему возрасту и таланту, но засыпать на репетиции… Соберитесь! И ещё раз, – хлопнув в ладоши, режиссер сел на свое место.
— Александр Георгиевич, какой опыт, какой возраст?.. Я только полгода как закончил театральное училище… — Сергей с недоумением вскочил со стула.
— Ой… ну вот опять старая песня о главном. Сергей Николаевич, мы все знаем эту вашу прекрасную импровизацию на тему возраста и таланта. Давайте после репетиции я с огромным удовольствием поддержу вашу слабость, но не сейчас, – сказал, как отрезал, режиссер и хлопнул в ладони.
Это было отрезвляюще. Замолчав, все разошлись по своим местам, и всё повторилось. На этот раз Сергей не проспал свой выход после извинений девушки. Встав и потянувшись, он с удивлением взглянул на экран, на котором замерли молодые люди.
— Что-то я не совсем понял, ну-ка еще раз на бис, – произнёс Сергей, подперев подбородок рукой.
Освещение переместилось.
— Я уже не надеялся, что смогу увидеть тебя… — повторил молодой человек.
— Ты меня слышишь? Я была в ванной и не могла услышать твой звонок, но, если честно, что-то кольнуло меня, и я решила посмотреть телефон, а там как раз ты звонишь, – и девушка посылает воздушный поцелуй в камеру, добавляя еще анимационных сердечек.
Смена освещения. Сергей начинает смеяться.
— Лгунья… зачем ты обманываешь его? Уж лучше бы не отвечала вовсе, – Сергей начал ходить вдоль незримой границы по середине сцены. Смена освещения.
—Давай сегодня увидимся? я готов приехать сейчас к тебе, – взволнованно продолжил молодой человек.
— Ой, подожди, мне кажется кто-то параллельно звонит, – и девушка начинает совершать манипуляции с телефоном. Свет моргает на сцене, и связь пропадает.
Молодой человек подскакивает и начинает судорожно повторять набор номера, но громкие и частые гудки говорят только о том, что абонент занят. Так повторяется многократно. А девушка тем временем спокойно положила телефон на пол и стала расчесывать волосы.
— Ну вот как всё это не вовремя… неужели он не может понять, что мне это неинтересно… — и стала не торопясь укладывать волосы. Тем временем телефон продолжал вздрагивать на полу от поступающих входящих вызовов.
— Что-то наверняка случилось. Надо срочно ехать и выяснить, что не так. Попробую еще раз набрать, и если не ответит, сразу выдвинусь, – молодой человек совершает ещё одну попытку дозвониться.
Пространство сцены вновь стали разрывать гудки входящего звонка. Смена освещения, теперь оно охватывает всех.
Сергей ходит вдоль невидимого барьера и начинает бормотать сперва тихо, потом чуть громче и переходит в крик.
— Ответь на вызов… ответь на вызов… ответь на вызов, – Сергей резко остановился напротив девушки, — ответь на вызов… — подняв руку, со всей силы ударил в пустоту.
В момент соприкосновения с барьером руку отбросило, и произошла вспышка. Сергей отшатнулся. Свет погас. Гудки исчезли. Наступила тишина. Пространство освещала только настольная лампа режиссера.
И только теперь стало заметно, как вокруг нее стал рассеиваться белый шум. Переливаясь как мираж на жарком солнце, появлялись и исчезали силуэты зрителей и актеров. Действующие лица спектакля с удивлением смотрели то на режиссера, который пытался дотронуться до миражей вокруг себя, то друг на друга. Свет маленькой лампы накаливания рассеивал ненужное и оставлял только то, что существовало на самом деле. В итоге исчезли все. Остались зал и сцена, которые были пусты и безжизненны.
Через некоторое время в зале раздались одиночные аплодисменты с последнего ряда партера.
— Это было неплохо. Надо будет попробовать сделать из этого спектакль. Если это сумел увидеть я, то может и другие смогут… наверное… Ну да ладно, время покажет.
Это были слова одиноко сидящего пожилого мужчины. Посидев еще с минуту, он не торопясь поднялся и, запахиваясь в теплое пальто, вышел на улицу. Зима всё-таки.
08.08.2022
Свидетельство о публикации №223041600934