Аспид

- Мама… - Настя изрекла это так глубокомысленно, получив тяжелым томиком Пушкина по голове, что даже безобразник Аспид замер на мгновение, с любопытством разглядывая хозяйку, а потом продолжил свою прогулку по книжной полке над кроватью.
Книга, принадлежавшая еще бабушке Насти, свалилась на пол и трепетала там теперь страницами на легком сквозняке, явно возмущенная подобным обращением.
- Да, глупая была затея повесить полку над кроватью… А ведь мама мне говорила… Надо было ее послушать! – Настя потерла лоб, предвкушая знатную шишку на том месте, куда ее приложил корешок многострадального томика. – Интересно, почему мудрая мысль, что родители иногда правы, приходит к нам уже после граблей? Бывает так, чтобы без этого сенокоса и увечий?
Аспид, выслушав все это, пристроился на краю полки, почесал умопомрачительно длинной лапой за ухом, а потом, недолго думая, сиганул вниз, приземлившись прямо на живот Насти.
Заорать Насте не позволила только гордость. Что это она за хозяйка такая, если кот способен ее довести до истерики в три минуты? И это даже еще не рекорд. Обычно хвостатый с этой задачей справлялся гораздо быстрее.
Ухватив довольно жмурившегося кота за шкирку, Настя заглянула в его зеленые глазищи и дернула за ухо:
- Мне сегодня ко второй паре, злодей! И зачем ты, спрашивается, бабушкину книгу трогал? Зачем уронил на меня светоч русской поэзии? Думаешь я так поумнею быстрее? Вряд ли это поможет в моем случае. Все! Я обиделась! Не буду тебе больше читать!
Кот изобразил удивление и длинный розовый язык прошелся по Настиной руке шершавой теплотой:
- Да, да, подлизывайся теперь! Брысь! Раз уж я встала, то пойдем гулять до кофейни. Я вчера не успела в магазин зайти, а у нас с тобой кофе закончился.
Аспид, которого Настя турнула с кровати, развалился на коврике, наблюдая за хозяйкой, и тронул лапой книгу, которую свалил с полки.
- Не смей! – Настя хлопнула по нахальной лапе и отобрала у кота свою драгоценность. – Это же моя любимая! Мне бабулечка ее в детстве читала каждый день почти. Хотя, что я тебе объясняю? Откуда у котов возьмется тяга к русской словесности?
Аспид посмотрел на хозяйку с такой обидой, что Насте на мгновение стало жаль этого неугомонного хулигана.
- Ладно! Я знаю, что ты тоже сказки любишь. Особенно про котиков. Нечего мне тут униженного и оскорбленного изображать! Это не я тебя разбудила.
Кота подарила Насте мама. Когда уже точно знала, что скоро ее девочка останется совсем одна, попросила соседку съездить в питомник, а после вручила маленькое лопоухое нескладное чудо дочери.
- Имя сама придумаешь.
- Мам! Ты же всегда была против животных в доме.
- А теперь очень даже «за»! Посмотри, какой он милый! И очень общительный! Пока тебя не было, он нам с Ирочкой такие серенады пел! Тебе теперь скучно не будет…
- Мама!
- Не мамкай! Так надо, Настена!
А потом они вместе долго гадали, как назвать это черное худое чудовище, которое мгновенно устроило «веселую» жизнь Насте, ее матери и даже соседям, которые, впрочем, не жаловались, несмотря на то, что неугомонный кот регулярно устраивал ночной «тыгыдык», не обращая внимания на время и условности.
Уже потом Настя оценила то, что сделала для нее мать. Кот и правда оказался очень общительным. Он не давал девушке даже минуты покоя, требуя внимания и ласки. И Настя вытирала слезы, чтобы видеть, как этот черный безобразник скачет по комнате, висит на шторах, а потом лезет обниматься, что-то все время вещая на своем кошачьем.
Вот и сейчас, говорливое создание вилось под ногами девушки, не давая одеваться.
Джинсы, футболка и старенькие кеды. Пока можно и так.
Наряжаться Настя не любила, делая это только по принуждению, да и то в редких случаях, вроде свадьбы своей двоюродной сестры, которая состоялась как раз накануне.
Вспомнив о прошедших выходных, Настя поморщилась.
- Пора бы уже и о семье подумать, детка! – прогундосила Настя, подражая своей тетке, Анне. – Вот моя Аллочка – умница и красавица! Все вовремя, а ты… Настенька, так нельзя! Я твоей маме обещала…
Настя сердито швырнула плед на кровать и плюхнулась следом.
- Надоели! Еще и маму приплетают каждый раз… Как будто кроме замужа других дел на свете нет!
Аспид наклонил ушастую голову на бок и неожиданно чихнул.
- Вот! Даже ты со мной согласен! Значит, я не вру!
Настя приободрилась было, но, глянув на кота, который в позе сфинкса уселся у ее ног, снова нахмурилась:
- Не был бы ты котом, решила бы, что ты смеешься надо мной!
Аспид что-то муркнул в ответ и дурашливо заскакал по комнате.
- Угомонись! Свой план на сегодня ты уже перевыполнил! – Настя поставила книгу обратно на полку и потянулась за шлейкой. – Иди сюда!
Назначение этого атрибута Аспид знал прекрасно, а потому позволил отловить себя и даже просунул передние лапы туда, куда полагалось. Настя выгуливала его довольно часто, и все соседи давно перестали удивляться этой парочке: девушке с растрепанной косой и черному худому коту, гордо вышагивающему рядом с ней. Даже сердобольная тетя Ира, подруга Настиной матери, давно перестала ахать при виде Аспида.
- Что ж он такой худой у тебя, Настена? Кормила бы ты его, что ли…
- Тетя Ира, он лопает, как не в себя! Это порода такая. Не в коня корм, как мама говорила.
- На тебя похож! Такой же изящный и точеный! – Ирина Андреевна Наклонялась, чтобы почесать лопоухое чудо и улыбалась. – А уши-то! Уши!
- Что, тоже копия? – Настя невольно тянулась к своему уху, а потом, рассмеявшись, отмахивалась от соседки. – Тетя Ира!
- А я что? Я – ничего! Красивые у вас уши! Зайди ко мне вечером, я пироги затеяла, а у Аленки сочинение. Поможешь?
- Легко! Пусть пишет. Я проверю.
С домашним заданием Настя внучке Ирины Андреевны помогала постоянно. Оставшаяся без родителей девочка жила с бабушкой и Настю давно уже воспринимала как старшую сестру.
- Ты одна, и я одна… Настя, а можно, мы будем вместе?
Алена, так рано понявшая, как жесток бывает этот мир, с бабушкой на «грустные» темы предпочитала не разговаривать.
- Понимаешь, она тогда плачет, и совсем старенькая становится.
- Да ты что, Аленка, у тебя еще очень молодая бабушка!
- А мне тогда кажется, что старая. Она как будто жить не хочет. Настя, мне страшно! А если и с ней что-то случится? Меня тогда в детский дом отправят?
- Вот еще! Ничего с твоей бабушкой не случится, Аленка! Нечего панику наводить!
- А вдруг? Мама с папой тоже не болели! А теперь их нет. – Алена смотрела на Настю так серьезно, что той становилось не по себе.
О том, что случилось с родителями Аленки, Настя, конечно, знала. И не понимала, как можно отнестись так безответственно к своему ребенку. О том, что пятилетняя Алена больше двух суток провела в одной квартире с родителями, погибшими от передозировки, Настя с матерью узнали первыми. И именно они присматривали за девочкой по очереди в больнице, пока Ирина Андреевна улаживала вопросы с опекунством. Аленка осталась с бабушкой, а у Насти появился маленький такой, почему-то вечно лохматый «хвостик».
- Я тебе не мешаю? – Алена, которую бабушка иногда оставляла у соседей, когда выпадала ночная смена, прижималась к Настиному плечу. – Можно, я посижу с тобой рядом?
Настя укутывала девочку в плед, обнимала, и продолжала зубрить историю или геометрию, но теперь уже вслух. Ребенок под теоремы и даты засыпал так быстро, что, прибежавшая забирать внучку Ирина Андреевна, нередко оставляла ее на широком Настином диване.
- Так жалко ее будить…
- И не надо! Пусть спит! Я завтра ее сама в садик отведу. Отдыхайте, тетя Ира!
Потом Ирина Андреевна скажет, что именно благодаря Насте Аленка выкарабкалась из своих кошмаров, которые преследовали девочку первый год после потери родителей.
- Кричит по ночам. Я ее разбужу, а она потом засыпать отказывается.
- А у меня спит спокойно почему-то.
- Наверное, потому, что ты, Настена, для нее стала якорем.
- В смысле?
- Держишь ее в покое. Понимаешь? Я должна бы, конечно, но почему-то Аленка тебя для этой цели выбрала. Как мне тебя отблагодарить за то, что ты для нас делаешь?
- Никак! Пусть просто Алене станет полегче.
Случай для того, чтобы выразить свою благодарность молоденькой соседке, Ирине Андреевне представился, к сожалению, очень скоро. Мать Насти слегла, и девушка совершенно растерялась.
- Не надо бояться, Настена! Я рядом! – Ирина, работавшая операционной медсестрой в больнице, разделила с Настей все заботы, связанные с уходом. – Учись только! Мама очень переживает на эту тему. Поступи туда, куда вы наметили и это будет самая лучшая пилюля для нее! Ей нужны положительные эмоции, Настена!
Настя успела не только поступить, но и закончить первый курс, положив на тумбочку у кровати матери зачетку, пестревшую отметками «отлично», до того, как болезнь все-таки победила.
И тут Ирина Андреевна не бросила Настю. Организовав все, она держала девушку за руку все время, пока они бегали, оформляя документы и договариваясь с ритуальной службой.
- Я с тобой, девочка! Мы справимся!
Тетка Насти, которой Ирина Андреевна позвонила сразу, как только матери девушки не стало, вежливо объяснила, что приехать не сможет и появилась у племянницы только на девятый день после похорон.
Настя, опухшая от слез, встретила ее и долго не могла понять, чего от нее хотят.
- Поживешь у меня. Квартира большая, места всем хватит. А то тут у тебя совсем мрачно! Ремонт бы сделать небольшой не мешало.
- Мы не могли. На лечение много денег нужно было…
- Я знаю, Настя. Поэтому и говорю – тебе лучше будет пожить у нас. Все-таки мы – твои единственные родственники.
- Спасибо, тетя Аня, но я хочу остаться дома.
- Как знаешь. Но, я часто не смогу к тебе приезжать, а ты еще совсем молоденькая. Всякий обидеть может. Подумай!
Настя тогда наотрез отказалась, а потом поняла, что правильно и сделала.
О том, какие планы были у тети Ани на ее квартиру, Настена бы и не догадалась, но Ирина Андреевна была куда как прозорливее девятнадцатилетней своей соседки.
- Настя! Даже не думай! Никого сюда не пускай, а то без жилья останешься!
- Почему?
- Да потому что! Не хочу я про людей плохо! Мало ли. может ничего такого и нет. Просто послушай меня и пока ни на какие предложения тетки не соглашайся. Время покажет.
Насте позже пришлось признать, что Ирина Андреевна оказалась права. Даже полгода не прошло, как тетя Аня снова заявилась в гости и попросила у Насти разрешения подселить к ней Аллу.
- Вы обе девочки. Университеты ваши рядом. Аллочке было бы куда как легче добираться на учебу от тебя, чем ехать через весь город. Квартира большая и вы друг другу не помешаете.
Настя даже не успела ничего сказать в ответ. Ирина, которая забежала к соседке, чтобы попросить присмотреть за внучкой, вмешалась в разговор и, улыбнувшись, спросила:
- Настена, а что же ты не скажешь тете, что замуж собралась? Как это вы будете жить все вместе? Разве Дима не будет против? Ой, Анна Петровна, такой хороший мальчик! Из очень приличной семьи! Я так рада за нашу Настеньку! И мама бы ее порадовалась… - Ирина Андреевна смахнула слезинку и вздохнула. – Настена, почему тете ничего не сказала? Нехорошо это! Она бы за тебя порадовалась!
Настя, которая сидела, открыв рот, даже не нашлась, что ответить.
- Стесняется! – Ирина Андреевна доверительно понизила голос. – Все-таки девочка взрослая уже, а парень только сейчас появился. Она ж вся в учебе, да теперь вот и в работе. Все сама! Все сама! Помочь-то некому. Умничка! Мама бы тобой очень гордилась, Настюша!
Анна, нахмурившись, свернула разговор, и, наскоро распрощавшись, уехала, а Настя, выпроводив тетку, в недоумении воззрилась на соседку.
- Настя! Что ты на меня смотришь? Так надо!
- Где-то я уже это слышала... А кто такой Дима? – Настя едва сдерживалась, чтобы не рассмеяться, глядя, как прячет глаза Ирина. Врать она отродясь не умела, а тут выдала такое, что Настя подумала, что совершенно не знает эту маленькую пухленькую женщину с мягкими уютными руками и тихим голосом.
- Да Бог его знает! Я даже имя толком придумать не успела! Назвала первое попавшееся.
- Спасибо…
- Ох, Настена! Как же вам, девочки мои, материнской ласки и внимания не хватает. Не я должна за вами присматривать, конечно. Но, что смогу – сделаю!
Кофейня, к удивлению Насти, оказалась закрыта.
- О, как! А как же завтрак? – глядя на внимательно смотревшего на нее кота, спросила Настя. – Тут нам кофе не дадут. Придется искать где-то в другом месте. Тетя Ира уже на работу ушла, наверное. Хотя, нет, что-то я путаю. Она сегодня в ночную. Странно! а почему тогда Аленку не привела?
Не успела Настя договорить, как кот рванул куда-то в сторону, дернув поводок, и девушке пришлось обернуться.
То, что она увидела, заставило Настю замереть на месте.
Ирина Андреевна, зареванная и растрепанная, бежала по тротуару в домашних тапочках, что-то крича Насте.
- Господи! Как же хорошо, что я тебя нашла! Беда, Настена! Аленка пропала!
Настя почувствовала, как воздух вдруг закончился. Она хотела вдохнуть, заставить сердце биться дальше, и не могла. Аспид цапнул ее за ногу, выбрав местечко там, где заканчивался носок, и острая боль заставила Настю прийти в себя.
- Как пропала?!
- Я утром домой пришла после смены, а ее нет! И не ночевала! Постель не разобрана и рюкзака школьного нет! Настя, ты же знаешь, она не могла сама! Никогда бы Аленка так не сделала! Господи, что делать-то? Где мое дитё?!
Истерика почти завладела Ириной и Насте не оставалось ничего другого, как отвесить соседке пощечину, а потом крепко обнять, прижав ее к себе:
- Тетя Ира! Мы ее найдем! В полицию надо. И… Я еще подумаю! Идем!
Подхватив Аспида на руки, Настя почти бегом кинулась по улице, а потом обернулась и почти силком сунула кота в руки Ирине.
- Держите! Крепче! А то удерет! Придется тогда двоих искать! Мне позвонить надо!
Ирина вцепилась в кота как в спасательный круг. Аспид недовольно мяукнул было, но стерпел. Он не пытался вырваться, а напротив, прижался к женщине, обняв ее длинными лапами за шею.
Через час у дверей отдела полиции, куда Настя привела Ирину, собралась небольшая толпа. Здесь были студенты из группы Насти, а также те, кто учился на параллельных потоках и даже несколько преподавателей. Все, кого успели собрать за это время.
Невысокий юркий паренек лихо затормозил у крыльца отделения, пристроил велосипед к перилам лестницы, ведущей ко входу, и расстегнул рюкзак, достав оттуда распечатанные ориентировки с фотографией Аленки.
- Подходите ко мне! На всех, может, и не хватит, но вам лучше не ходить по одному. Я сейчас распределю вас по району, а дальше посмотрим. Связь держать в телефонном режиме со мной, Настей или Дмитрием. Дима! Где ты? Иди сюда! Покажись, чтобы все тебя увидели!
Долговязый, нескладный парень, махнул рукой и пристроился рядом с говорившим на нижней ступеньке.
- Осматриваем те места, где ребенок мог бы спрятаться. Чердаки, подвалы, гаражи. Кричим, зовем, расспрашиваем собачников. Еще рано, многие дома. Помните, от нашей скорости сейчас зависит очень многое! От скорости и внимательности! У нас нет волонтеров, которые знают, как это правильно делать. Но, они же тоже люди, которые когда-то ничего не умели. И мы – люди. А значит, сможем помочь. Девочка может быть напугана или ранена. Чтобы не было вопросов: ссоры не было, в семье все в порядке. Ищем, друзья! И… Удачи…
Ирина Андреевна, постаревшая разом на целую вечность, вышла на крыльцо и, охнув, опустилась на ступеньку, поддерживаемая Настей.
- Ноги не держат…
Настя, присев рядом, погладила Ирину по плечу и покачала головой:
- Надо идти, тетя Ира! Домой нам надо!
- Нет! Зачем домой? Как я туда пойду без Аленки?
- А если она придет домой? Сама придет? А там никого? Лучше будет, если мы ее там подождем!
Ирина Андреевна глянула на Настю, а потом подхватила под мышку кота и попыталась встать.
- Все верно! Идем! Вдруг она уже дома? А я тут сижу! Она же голодная!
Настя, кивнув ребятам, подхватила под руку соседку, помогая подняться.
- Вот так! Потихонечку! Аспид! Иди ко мне!
Кот на Настю внимания даже не обратил. Он висел под мышкой у Ирины безвольной тряпочкой, свесив длинные лапы и вертя ушастой башкой.
- Ладно! Раз тебе так удобнее… - Настя глянула на часы и покачала головой.
Аленки нет уже слишком давно. Даже если вчера она осталась у кого-то из подруг, давно уже дала бы о себе знать. В школу Настя позвонить уже успела, пока Ирина писала заявление, и точно знала, что девочка там сегодня не появлялась.
Дойдя до перекрестка, Настя неожиданно свернула в сторону, потянув за собой Ирину.
- Куда ты, Настена? Нам же домой надо!
- А мы туда и идем! Давайте только через школу, а? Это же рядом совсем. Вдруг кто-то ее видел? Или вы идите домой, а я сама пробегу, поспрашиваю…
- Нет! Я с тобой! – Ирина перехватила кота поудобнее. – Давай скоренько!
Насчет «скоренько» Ирина Андреевна явно погорячилась. Ноги ее не слушались, перед глазами мелькали противные черные мушки, а Аспид стал весить, казалось, раз в сто больше, чем было на самом деле. Она остановилась на мгновение, чтобы отдать кота Насте, но тот вдруг вырвался из ее рук, неожиданно мощно и сильно оттолкнувшись лапами, а потом рванул куда-то в сторону забора вокруг недостроенной многоэтажки.
- Аспид! Стой! – Настя кинулась за котом, пытаясь поймать волочившийся по земле поводок.
Кот метнулся в сторону, протиснулся в щель под забором и был таков.
- Тетя Ира!
- Я не знаю, как он вырвался! Настена, вон туда беги! Там вход на стройку! – Ирина махнула в сторону шлагбаума и схватилась за сердце.
- Куда я побегу от вас? Давайте-ка вон туда, на лавочку! Валидол есть с собой?
- В кармане…
Усадив Ирину на лавочку, Настя достала телефон.
- Скорую?
- Не вздумай! Алену искать надо! Я сейчас соберусь и встану! Мне уже легче. Просто передохнуть нужно немножко. Иди пока, кота поищи. Может, он недалеко удрал! Лови его побыстрее и пойдем дальше!
Настя понимала, что Ирина, несмотря на то, что случилось, пытается ее успокоить. В этом была вся соседка. Самой плохо, сердце вон скачет как сумасшедшее, а она думает о том, что Настя потеряла последний подарок матери.
- Я попрошу сторожа, чтобы поглядывал по сторонам. Оставлю ему номер и вернусь, хорошо?
Ирина только устало кивнула в ответ. Силы вдруг оставили ее. Не справилась… Как ни старалась, а не справилась… Аленка хоть и смышленая, а все ж таки ребенок. Не надо было ее одну дома оставлять! Пропади пропадом эта работа! Давно пора было поменять ее на что-то более свободное по графику. Пусть в оплате бы и потеряла, зато внучка была бы под присмотром. И почему она Алену послушала, когда та решила, что уже достаточно взрослая, чтобы остаться одна на ночь?!
- Бабушка! Что со мной может случиться? Я уроки сделаю и спать лягу!
- Я буду волноваться! Лучше будет, если ты у Насти переночуешь, как всегда.
- Она так никогда замуж не выйдет! Никакой личной жизни, ба! Она мне в няньки не нанималась!
- Что это еще за разговоры?
- Прости! Я не хотела грубо. Но Настя же уже взрослая! Ты сама говорила! Вот пусть и занимается своей личной жизнью! Я не хочу ей мешать! Она и так со мной уроки делает и помогает нам. И вообще! Я уже большая!
- Маленькая! И я волноваться буду! Ты же до меня не дозвонишься, если я в операционную уйду.
- А зачем мне тебя дергать? Работай спокойно! Мы же с тобой люди взрослые, так давай и жить по-взрослому, ба! Не волнуйся за меня! Я же ответственный человек? Как ты считаешь?
Возразить Ирине было нечего. Алена действительно была на редкость ответственной девочкой. Она сама ходила на занятия в музыкальную школу, да и на родительских собраниях Ирине не приходилось краснеть за внучку.
Господи, зачем же она только согласилась с Аленкой?! Вот где она теперь? Где ее искать?!
Ирина тихо заплакала, даже не заметив, что Настя, разговаривая со сторожем, вдруг кинулась бежать, не обращая внимания на окрики у себя за спиной.
Сторож припустил вслед за девушкой и скоро все стихло.
Ирина смахнула слезы, ругая себя за то, что разнюнилась так не вовремя, встала было с лавочки, но тут же снова рухнула на нее, когда увидела, как со стороны стройки почти бежит сторож, а на руках у него… Алена.
Настя, обогнав мужчину, подхватила сползающую с лавочки Ирину и крикнула:
- Скорую! Аленка, сейчас! Все будет хорошо с бабушкой! Не бойся!
Приехавшая скорая привела в чувство Ирину, совсем обезумевшую от счастья, и увезла в больницу Аленку со сломанной ногой.
А уже потом, дома, гладя Аспида, который пристроился рядом с ней, Алена рассказала бабушке, как оказалась на стройке.
- Мы домой шли с ребятами после школы, а там мальчишки. Кидают камнями в собаку со щенками. Там такая красивая собака живет, бабуль! Я тебе хотела рассказать, но все время забывала. Мы ей все по очереди еду таскали по утрам. Ну, что от завтрака останется. Она же мать! Ей хорошо питаться надо! А тут эти! Камнями в нее! Так же нельзя! Один щенок испугался и убежал. Мы его искали, искали… А потом я в ту яму свалилась. Я нечаянно! Честно! Просто уже темно было, и я не увидела, что там эта… Как ты ее назвала, Настя?
- Траншея…
- Вот! Она! Я туда свалилась, а потом долго кричала. Но, меня никто не услышал. Там же стройка заброшенная, никого нет, кроме сторожа.
- А как же вы туда попали? Как прошли мимо него?
- Там дырка в заборе есть. Надо же было щенка найти! Он маленький еще совсем! Мог и погибнуть! Вот… Я кричала, кричала в этой яме, а потом охрипла. И было очень холодно… А та собака пришла ко мне. Села на край ямы и выла почти всю ночь. Как будто звала на помощь. Это ее Аспид услышал! А потом Настю привел. Показал, где я. Бабушка, представляешь, какой он храбрый! Собаку не побоялся! А ведь она там на стройке не одна! Его поранить могли, а он меня спасал!
- Ничего не понимаю! А где сторож был? Почему не нашел тебя раньше?
- Не знаю. Я там совсем одна сидела. Бабушка! Ты только не сердись на меня, ладно?
- Ох, Аленка! Ни за что я тебя больше одну не оставлю! Будешь как Аспид, на поводке ходить, чтобы не потерялась больше!
- Хорошо, хорошо! Я сама больше одна не хочу! Мне там очень страшно было…
Настя, которая успела поблагодарить всех, кто участвовал в поисках Алены, и даже дать свой номер телефона отчаянно красневшему Дмитрию, погрозила пальцем виновнице переполоха и, оставив кота у соседей, ушла домой, а Ирина еще долго сидела у постели внучки, гладя ее по голове и нашептывая сказки. Алена спала крепко и сладко. Ведь ее сон охранял не кто-нибудь, а кот, со странным именем, Аспид.
Но разве важно, как тебя зовут, если ты умеешь делать то, что иногда могут только ангелы? И пусть крыльев природой для тебя не предусмотрено, но есть же длинные ноги, которые умеют бегать быстро, и крепкие когти, чтобы отбиваться от тех, кто посмеет преградить тебе путь. А еще есть большие уши, которые хорошо слышат. И этого достаточно, чтобы те, кто тебя любит, были рядом с тобой в безопасности.


Рецензии