Рецензия к фильму Тайная Жизнь Пчёл

"Тайная Жизнь Пчёл" 2008
Ну, это замечательная американская драма, снятая по литературному произведению. Даже если не знать этого факта, оно всё равно чувствуется. Я не читал книгу, но есть подозрение, что она очень даже достойная. Иногда посмотришь кино, и потом ни за какую ковригу, даже покрытую красивой глазурью и марципанами, не притронешься к печатному первоисточнику. Это не совсем правильное решение, ибо частенько экранизации уступают в качестве литературе. Но что поделать, если создатели картины всеми силами, включая воздушные войска и флот, отбивают желание не только читать конкретное произведение, а вообще читать что-либо? Тут, к счастью, наоборот. Шикарное (во всяком случае, мне понравилось) кино, и, вполне возможно, что книга ещё лучше. Сначала, мельком кое-что зная, думал, что это типичная американская риторика про угнетение чернокожих. Что-то типа "12 Лет Рабства". Но это не совсем так. Я бы даже сказал, совсем не так. Да, тут почти всё в неграх и об их несправедливом уделе, от грязи которого ни один белый, наверное, никогда не отмоется. Историю не изменишь и менталитет целой расы тоже. И всё же это не типично чёрно-белое кино. Где "белые" - жестокие злобные демоны, а "чёрные" - милосердные, всепрощающие ангелы. Здесь, как банально бы ни звучало, об обычной, всем доступной человечности. И мне понравилась литературная поэтичность, связанная как раз с пчёлами. По утверждению одной из главных героинь весь мир - это пасека. А следуя её логике, делаю вывод, что все мы - пчёлки. И если будем также дружно жить, то будет у нас сладкая, как медок, жизнь. Не только у "чёрных" и "белых". А вообще у всей пасеки (просто американцам проще показывать это на "чёрно-белом" примере). Вряд ли поспоришь... Только у пчёлок мозгов нет, а у людей есть. Ну и внедриться мне в тайную жизнь пчёл в костюме шмеля и уползти из гнезда распухшим, как морж, если не пора перейти к сути.

Четырёхлетняя (белокожая) девочка стала свидетелем скандала родителей (тоже полностью белокожих). Скандал был настолько громким, что мама даже схватилась за пистолет. Но муж-тиран физически сильнее хрупкой женщины, и оружие упало на пол. Малышка подобрала его и раздался выстрел. Девочка случайно убила маму. А девочке всего четыре года... Прошло десять лет. Девочка уже почти подросток. Папаша всё тот же принципиальный тиран, который за любую провинность ставит любимую дочь "на горох". Ну это у нас деспоты на горох коленями ставили. За океаном для таких целей выращивали кукурузу. А ещё в этом 64-ом президент Джонсон поддержал Закон о гражданских правах. Ну, вроде как, "цветные" теперь имеют право жить почти так же, как "белые". "Вроде как" и "почти" - тут ключевые слова. У отца - персиковая плантация. Ему этот закон вообще к хренам не нужен. Если уж он дочь кукурузой мучает, боюсь представить, что он делает с прислугой и работниками. Дочка его ненавидит. Причины есть. И дико винит себя за убийство матери. У неё есть её фотография и странная картинка с чернокожей Девой Марией, где написано название незнакомого города. И вот она с чернокожей служанкой пошли в город. А служанка вся смелая. Ведь вчера мистер президент указ о равноправии утвердил. Всё. Теперь ей все будут кланяться и любезно говорить "Трям!". Ну и в городе первые встречные "белые" дядьки её отхреначили. В полицейском участке вообще чуть череп не проломали. Девочку переполнило. И она решила сбежать из дома. Убежала, высвободила из больницы служанку и побежала дальше уже вместе с ней. Прибежали в город, название которого значилось на маминой картинке с чернокожей Девой Марией. А эта картинка один в один - этикетка банки мёда в магазе! И пошли белокожая девочка и чернокожая служанка, туда, где делают мёд. Как Винни-Пухи, но с другими целями. А там, как ни странно, пчеловоды. Которые их дружелюбно приютили...

Не знаю, чем именно понравилось кино. Излияниями доброты и оптимизма? Возможно. Сложнейшей дичью, связанной с убийством мамы, и непониманием, как вообще с этим жить? Возможно. С литературной (подчёркиваю это слово) поэтичностью? Тут, без вариантов, да. Идея с именами очень классная. Сказочная, но классная. Тут у пчеловодов (женщин) имена в честь весенне-летних месяцев. Майя, Августа, Июнь. Июнь, конечно, не по-русски, но Джуна она, я так понимаю, а это вполне распростроннёное в Америке имя. И Эйприл у них была. А у девочки какое имя? Правильно! Лили! То есть, ласкательное от Лилии. А у служанки? Опять правильно! Розалин! Ласкательно - Роза. То есть, два цветочка распустились в весенне-летние месяцы! Это же красота!!! Литературная красота! Я даже задумался. У всех весенних и летних месяцев есть человеческие имена. Если Марту сюда ещё добавить (Джули без меня добавили). А я вот в ноябре родился. Какое было бы у меня имя? Что бы ни придумал, на русском оно всё время какое-то нецензурное... И буду добивать. Как звали папашу? Опять правильно! Ти Рэй! Что-то между Ти-Рэксом и тираном. Помимо игры с именами, тут много красивых метафор. И про улей с пчёлами, и про сладкую жизнь. А ещё мне очень понравилась прямолинейная концовка. Без нытья и бреда. Это очень хороший фильм. И состав тут прекрасный. Дакота Фэннинг тут величайшая актриса-ребёнок. Теперь она выросла, а я буду утверждать в очередной раз, что она - теперь уже взрослая гениальная актриса. Не удивлюсь, если она со своей сестрой в ближайшие годы будет спорить за Лысика. И Куин Латифа прекрасная. Она, вообще-то, ближе к комедии, но тут очень здорово в драме. Софи Оконедо и Алиша Киз (которая певица) тоже хорошие. Пол Беттани - мой любимчик. Он вообще мастер величайшего уровня. Ставлю десять. "Поставьте улей на мою могилу... Когда я уйду..."


Рецензии