Патриотизм. Российская Империя, СССР, РФ

Патриотизм: Российская Империя, СССР, РФ / Три энциклопедии. Три взгляда

/ Комитет национального наследия, 2023.
/ Руслан Богатырев, 2023.
\ Арт-журнал «Пантеон»: http://panteono.ru/2023-04-17

Патриотизм... Эволюция понятия. Что общее: любовь к отечеству. В чём различия?

В Российской Империи патриотизм сродни и даже заменяет собой религию: изначально отечество было священно как вотчина своего бога. Теперь оно становится самым высшим предметом поклонения и служения.

В СССР патриотизм рассматривается сквозь призму классовой борьбы и классового сознания. У каждого класса в капиталистическом обществе своё отношение к патриотизму. Постулируется социалистический всенародный патриотизм. Преданность идеалам социализма выше преданности нации и стране.

В РФ патриотизм — инструмент политической борьбы, средство консолидации нации для реализации политических проектов. Патриотизм рассматривается в позитивном ключе. Национализм — в негативном.

==

И. Э. Грабарь, действительный член Императорской Академии художеств, академик Академии наук СССР и Академии художеств СССР

<< Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства. Как и все великие памятники, Покров на Нерли непередаваем ни в каких воспроизведениях на бумаге, и только тот, кто видел его в действительности, кто ходил в тени окружающих его деревьев, испытывал обаяние всего его неописуемо-стройного силуэта и наслаждался совершенством его деталей, — только тот в состоянии оценить это чудо русского искусства. >>

==

Ф. М. Достоевский. Из письма А. Н. Майкову (21 октября 1870)

<< Я думаю, звезду Сириус основательнее знают в Европе, чем Россию. Это-то вот до времени и есть наша сила. А другая сила была бы наша собственная вера в свою личность, в святость своего назначения. Всё назначение России заключается в православии, в свете с Востока, который потечёт к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа. Всё несчастие Европы, всё, всё безо всяких исключений произошло оттого, что с Римскою церковью потеряли Христа, а потом решили, что и без Христа обойдутся. >>

==

Ф. М. Достоевский. Из письма будущему императору Александру III (10 февраля 1873)

<< Даже самые талантливые представители нашего псевдоевропейского развития давным-давно уже пришли к убеждению о совершенной преступности для нас, русских, мечтать о своей самобытности. Всего ужаснее то, что они совершенно правы, ибо раз с гордостию назвав себя европейцами, мы тем самым отреклись быть русскими. В смущении и страхе перед тем, что мы так далеко отстали от Европы в умственном и научном развитии, мы забыли, что сами, в глубине и задачах русского духа, заключаем в себе, как русские, способность, может быть, принести новый свет миру, при условии самобытности нашего развития. Мы забыли, в восторге от собственного унижения нашего, непреложнейший закон исторический, состоящий в том, что без подобного высокомерия о собственном мировом значении, как нации, никогда мы не можем быть великою нациею и оставить по себе хоть что-нибудь самобытное для пользы всего человечества. Мы забыли, что все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так «высокомерны» в своём самомнении тем-то именно и пригодились миру, тем-то и внесли в него, каждая, хоть один луч света, что оставались сами, гордо и неуклонно, всегда и высокомерно самостоятельными. >>

==

Д. И. Менделеев. Заветные мысли (1905)

<< Любовь к отечеству, или патриотизм, как, вероятно, небезызвестно читателям, некоторые из современных учений крайних индивидуалистов уже стараются представить в худом виде, говоря, что её пора заменить совокупностью общей любви ко всему человечеству с участием в делах узкого кружка лиц, образующих общину (коммуну), город или вообще физически обособленную группу. Такое, очевидно, недомысленное учение приписывает патриотизму многие худые явления общественности и похваляется тем, что к этому клонится уже всеобщее сознание, а в будущем перейдёт будто бы всё человечество.

Лживость такого учения становится, на мой взгляд, ясною не столько со стороны одних важных исторических услуг скопления народов в крупные государственные единицы, вызывающие самоё происхождение патриотизма, сколько со стороны того, что ни в каком будущем нельзя представить слияния материков и стран, уничтожения различий по расам, языку, верованиям, правлениям и убеждениям, а различия всякого рода составляют главнейшую причину соревнования и прогресса, не упоминая уже о том, что внутреннее чувство ясно говорит, что любовь к отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий развитого, общежитного состояния людей от их первоначального, дикого или полуживотного состояния.

Для народов, подобных русскому, сложившихся и окрепших ещё сравнительно недавно и ещё занятых своим устройством, т. е. ещё молодых, дикость учения о вреде патриотизма до того очевидна, что не следовало бы об нём даже упоминать… >>

==

С. В. Рахманинов. Из письма Натаниэлю Филлипсу (28 января 1926), президенту лиги «За американизацию иностранных граждан»

« Хотя я в величайшем восхищении от американской нации, её правительства и общественных институтов и глубоко благодарен народу Соединённых Штатов за всё, что он сделал для моих соотечественников в тяжкие годы их бедствий, я не считаю возможным отречься от своей родины и стать при существующей в мире ситуации гражданином Соединённых Штатов ».

============

1. Российская Империя. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890-1907)

== Патриотизм

Любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный патриотизм рода или племени совместен и с кочевым бытом. При переходе племён к оседлому земледельческому быту патриотизм получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент патриотизма — привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности.

С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своём объёме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение, отечество не было только географическим и этнографическим термином — оно было вотчиной особого бога, который сам, по всей вероятности, был более или менее отдаленной трансформацией умершего родоначальника.

Таким образом, служба родине была деятельным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием. Не культ зависел от родины, а родина, как таковая, создавалась культом: отечество было землёй отцовских богов, и потому беглецы, уносившие с собой этих богов, через них основывали новое отечество. Забирать к себе чужих богов было самым прочным средством для завоевания чужих земель, как это и делалось римлянами. Мирный синкретизм различных культов, преобладавший у эллинов, также содействовал ослаблению местного патриотизма.

К концу древнего мира греческое смешение и римское поглощение привели к образованию двоякого патриотизма, окончательно упразднившего этнографические и географические границы: патриотизм общей государственности (воплощённой окончательно в лице императора, на которого в учреждении кесарской апофеозы было перенесено и религиозное значение общего отечества) и патриотизм высшей культуры.

У евреев патриотизм хотя сохранял преобладающий религиозный характер, но при этом стал также универсальным. Через духовную работу пророков еврейский народ дошёл до сознания, что его племенной и местный Бог есть единое Божество над всем миром. В сознании пророков и апостолов первое, земное отечество должно было погибнуть, чтобы возродиться во всеобъемлющем царствии Божьем. К познанию и созиданию этого царства призывались равно все народы, и этим освящался патриотизм национальный, но лишь под условием всечеловеческой солидарности, т. е. как любовь к своему народу не против других, а вместе со всеми другими. Не только для исполнения, но и для сознания большинством человечества этого высшего требования нужен был еще не окончившийся доныне переходный процесс, характеризуемый преобладанием исключительно национального патриотизм и враждебного соперничества народов.

В средние века народная вражда не имела принципиального значения, уступая теократической идее (царства Божия) в двух её исторических материализациях — церковной (папство) и государственной (империя). Естественная любовь к ближайшему отечеству существовала, но решительно подчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсального порядка. Как некогда пророк Иеремия проповедовал евреям политическое самоотречение и покорность чужому завоевателю, как второй Исайя видел спасителя своего народа в персидском царе Кире, так величайший патриот Италии, Данте, призывал для спасения своего отечества немецкого императора из-за Альп. В чисто национальном виде патриотическое чувство ярко проявилось в начале XV в. во Франции, в лице Иоанны д’Арк. Столетняя война французов с англичанами не имела принципиального характера в других отношениях: в религиозном — обе стороны принадлежали к одной и той же церкви, в политическом — к одному и тому же феодально-монархическому строю; основы быта общественного были одни и те же; война представлялась сначала лишь династической борьбой Валуа и Плантагенетов за престол Франции. Но постоянные встречи с чужим народным характером мало-помалу пробуждали у французов ревнивое чувство своей народности и вызвали наконец откровение национальной идеи.

Иоанна д’Арк впервые дала простую и ясную формулу чисто национальному патриотизму: быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу. В Германии столетием позднее возбуждение национального патриотизма в борьбе с чужеземной церковной властью ослаблялось и осложнялось принципиальным религиозным значением этой власти, которое для многих перевешивало национальные требования. Вследствие этого произошёл раскол между немцами-католиками и немцами-протестантами, и национальный патриотизм Германии мог утвердиться только в XIX в., с ослаблением религиозного чувства и под влиянием внешней борьбы за политическое существование против двух Наполеонов.

Подобным же образом в борьбе с чужими элементами развивался национальный патриотизм и в других странах. В настоящее время он достигает, по-видимому, своего кульминационного пункта. В передовой европейской стране — Франции — патриотизм для большинства нации заменил собой религию. Первоначально отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признаётся чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения. Такое идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель (см. национализм).

В историческом процессе всё более и более обнаруживается действие сил, объединяющих человечество, так что исключительное национальное обособление становится физической невозможностью. Повсюду сознание и жизнь приготавливаются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы».

== Национализм

Превращение живого народного самосознания в отвлечённый принцип, утверждающий «национальное» — как безусловную противоположность «универсального», и «своё родное» — как безусловную противоположность «чужеземного».

Первоначально слово национализм не имело этого смысла, принадлежа к английской политической терминологии, где оно обозначало стремление ирландцев к автономии. В общем значении оно стало употребляться преимущественно в русской литературе, с начала 1880-х годов. Как отвлечённый принцип, национализм основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Всё, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обуславливается национальной средой и приводит к результатам всечеловеческого значения. Так, еврейская библия, индийский буддизм, греческая философия, римское право, арабское мусульманство, латинская теократия, итальянский гуманизм, немецкая реформация — создавали всеобщее из личного через национальное.

Даже в таких более внешних и местных явлениях, как реформа Петра Великого или Французская революция, ясно обозначается присутствие этих трёх элементов. Поэтому национализм, как исключительное утверждение одного из них в ущерб двум другим, есть воззрение прежде всего антиисторическое. С другой стороны, обособление каждого народа в смысле отрицательном, то есть его отчуждение от всех других и замкнутость в себе, будучи делом безнравственным по существу (как отрицание альтруизма и человеческой солидарности), является, при современном прогрессе внешней культуры, физической невозможностью.

Последовательного теоретического оправдания национализм, как и все отвлечённые начала, не допускает. Практическое значение он отчасти имеет как знамя дурных народных страстей, особенно в странах с пёстрым многонародным населением. Основание некоторой популярности, которой ещё пользуется национализм, есть ошибочное его смешение с патриотизмом (см.).

============

2. СССР. «Большая советская энциклопедия» (третье издание, 1969-1978)

Патриотизм (от греч. patri;tes — соотечественник, patr;s — родина, отечество) — любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Патриотизм — «… одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190). Исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе содержание патриотизма становится классовым, ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы. В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой составной частью общественного сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её патриотизм перестаёт отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «… выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся…» (там же, т. 36, с. 328-29).

Для мелкой буржуазии характерны национальная ограниченность и национальный эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к другим народам. В буржуазном обществе пролетариат выступает выразителем коренных национальных интересов народа, а потому и носителем подлинного патриотизма. В статье «О национальной гордости великороссов», написанной в годы 1-й мировой войны 1914-1918, В. И. Ленин отмечал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (то есть 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107).

Подлинный патриотизм несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом. В ходе социалистической революции меняется социальная сущность отечества, главным содержанием этого понятия становится социализм — объект национальной гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистический всенародный патриотизм, гармонически сочетающий любовь к лучшим национальным традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к другим народам. Социалистический патриотизм неразрывно связан с пролетарским интернационализмом. По словам Ленина, «без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности… Это лучший революционный патриотизм» (там же, т. 42, с. 124).

Наиболее яркое проявление социалистического патриотизм нашёл в годы Гражданской войны и военной интервенции 1918-1920 в России и Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. В условиях консолидации и развития новой исторической общности людей — советского народа — происходит формирование общесоветских политических и социально-психологических ценностей. Возникает общенациональная гордость советского человека — важный элемент социалистического патриотизма.

С образованием мировой социалистической системы «… патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран» (Программа КПСС, 1974, с. 120). Идеи и чувства социалистического П. выступают как важный фактор политической и трудовой активности масс в ходе коммунистического строительства. Воспитание советских людей в духе органического сочетания социалистического патриотизма и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.

============

3. РФ. Большая российская энциклопедия (2004-2017)

Патриотизм (от греч. ;;;;;;;;; — соотечественник, ;;;;;; — родина, отечество), осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям. Предпосылки возникновения патриотизма складываются в первобытном обществе и связаны с привязанностью к семье, роду, племени, своей земле, с почитанием родовых божеств и предков.

В Древнем мире эти привязанности становятся осмысленными и обретают идеологическую нагрузку. В Древней Греции изначальный, т. н. полисный патриотизм, тесно связанный с понятием гражданства, постепенно, преимущественно под влиянием греко-персидских войн и столкновения с варварским миром, уступает своё место панэллинскому патриотизму, скреплённому единым языком и единой культурой. В Древнем Риме с расширением государства полисный патриотизм вырос в имперский. Одну из основ конфуцианской этики в Древнем Китае вместе с верностью императору составляла любовь к своей стране. В средние века патриотизм предполагал не столько любовь к своей стране и народу, сколько в первую очередь преданность вере и служение сюзерену. На этой основе и на Западе, и на Востоке сложилась идея универсальной христианской или исламской империи (Византийская империя, Халифат, Священная Римская империя), противостоящая местному патриотизму. В сознании русского народа патриотизм существовал вопреки политической раздробленности и был прочно связан с православием, что особенно проявилось в Смутное время. С установлением в Европе в раннее Новое время абсолютистских режимов патриотическая идея «служения государству» стала тождественной идее «служения монарху».

Сам термин «патриотизм» прочно входит в словарь европейских стран в XVIII в. Хотя доминантой понятия «патриотизм» по-прежнему оставалась идея защиты родной страны, на Западе с конца XVIII в. оно обогащается новым смыслом, рождённым революционными событиями эпохи: патриотами называют участников Войны за независимость в английских колониях в Северной Америке, патриотов движения в республике Соединённых провинций, Великой французской революции, сподвижников С. Боливара в Латинской Америке. В эпоху наполеоновских войн к понятию «патриотизма» в Испании, Португалии, Германии обращаются и консерваторы.

В России с возникновением империи понятие «патриотизма» становится стержнем государственной идеологии. Оно трактуется как высшая нравственная добродетель (Екатерина II, Н. М. Карамзин и др.). После Отечественной войны 1812 патриотизм стал характерной чертой как идеологии «западников» (Т. Н. Грановского, В. Г. Белинского и др.) и «славянофилов» (А. С. Хомякова, И. В. Киреевского и П. В. Киреевского и др.), так и «официальной народности» теории.

В случае острых гражданских конфликтов на первый план выдвигается некий идеальный образ родины, за который сражаются люди противоположных политических взглядов: патриотами считали себя «северяне» и «южане» в Гражданской войне в США 1861-1865, республиканцы и франкисты в Испании середины 1930-х гг. и т. д. Однако основой патриотизма всегда оставалась защита отечества от внешней угрозы. Поэтому понятие «патриотизма» стало особенно востребованным во время 2-й мировой войны.

Патриотизм повсюду в мире стал мощным политическим орудием: вводится почитание национальных символов (флаг, гимн, герб), создаётся система патриотического воспитания. Свойство патриотизма консолидировать нацию активно используется властью для реализации различных политических проектов. В свою очередь оппозиция часто подвергает правительства критике за их мнимый или действительный отход от патриотического курса.

Понятию «патриотизм» противополагают обычно понятие космополитизм, однако соотношение этих понятий остаётся достаточно сложным. При определённом взаимном отталкивании они составляют и некое единство — возможно защищать интересы своего отечества и одновременно стремиться к разрешению глобальных проблем (экология, справедливый международный экономический порядок, борьба с эпидемиями и голодом, поддержка жертв политических преследований и т. д.), опираясь на общечеловеческие ценности.

Если на Западе понятие «патриотизм» широко используется в том же значении, что и понятие «национализм» (впрочем, Шарль де Голль, например, подчёркивал, что он патриот, а не националист), то в России они по традиции оппонируют друг другу, приобретая аксиологические оттенки: патриотизм имеет определённо положительный смысл, тогда как национализм (и особенно его крайняя форма — шовинизм) рассматривается в негативном плане как идеология, противопоставляющая народы и государства. В последнее время широкое распространение среди отечественных обществоведов получила идея «гражданского патриотизма», связанная с концепцией «российской гражданской нации».


Рецензии