Смерш о чем не писал Богомолов 1. Женщины

По документам сайта "Память народа". Все события, подразделения и фамилии подлинные.

В 2023 году исполнится 80 лет, со дня создания легендарной СМЕРШ НКО СССР. Владимир Осипович Богомолов посвятил ей гениальный "Момент истины: в августе 44- го", которым зачитывались миллионы. Именно этот роман сформировал у массового читателя устойчивое представление о военных контрразведчиках Великой Отечественной. Но, изучая наградные листы сотрудников "Смерть шпионам", автор узнал те моменты, которые в книге совсем не упоминаются...

Не так давно вышел телесериал "Черное море", где смершевцем является симпатичная актриса Екатерина Вилкова. Думается, увидев кадры с ней в форме капитана 3 ранга Черноморского флота многие мужчины иронично хмыкнули - опять очередные авторские фантазии на тему "девочка- воин". Ну откуда женщины - контрразведчики в те времена? Ладно агенты, машинистки какие нибудь, но чтобы офицер?!

Тем более, что у Богомолова в книге женские положительные персонажи - родственницы героев книги - жена и дочь капитана Алехина, мать Блинова, погибшие мать Таманцева и фронтовая любовь капитана Аникушина никакого отношения к тайной войне не имеют. Зато активно в ней участвуют женщины вражеские - миловидная блондинка из немецкой разведгруппы в 1941, и "Анна Ивашева" - обрусевшая немка в 1943.

Вот и автор тоже хмыкнул. Но не так давно попался на глаза ему наградной список на личный состав Управления контрразведки СМЕРШ 3-го Прибалтийского фронта. И оказалось, что режиссер был не то что неправ, он еще в малой степени рассказал о засекреченном феномене...

Знакомьтесь - ровесница и тезка волкодава Таманцева, младший лейтенант Петрова Евгения Петровна, 1920 года рождения, служила в Красной Армии с 1939 года, т.е. с 19 или с 18 лет. С января 1942 года работала в особом отделе 20 армии, в 1943 году ставшем отделом контрразведки СМЕРШ. 20 армия вела тяжелейшие бои подо Ржевом и 22 летняя Женя успешно выполняла спецзадания руководства. Какие не указано, но можно предположить, что молодую девушку никто из непричастных мужчин как контрразведчика не воспринимал, и вообще всерьез не воспринимал, что было сильнейшим козырем в игре спецслужб. Там, где приход особиста с "добрым, чуть усталым" взглядом надежно захлопнет все языки, появление смеющейся "глупенькой" красотки эти самые языки развяжет лучше всяких пыточных подвалов. И это не обязательно армейская часть, в прифронтовой полосе полно населенных пунктов, где на незнакомого мужчину будут смотреть с логичным подозрением, неважно за Советскую Родину хозяева, или пашут втихаря на адмирала Канариса. Евгения по результатам службы была награждена медалью За боевые заслуги.
Идем дальше. Вот лейтенант Анна Георгиевна Косиванова, 1913 года рождения, по возрасту уже ближе к Алехину. Должность такая же - оперуполномоченный Управления контрразведки фронта. В Красной Армии с 1937 года. С мая 1942 года на фронте. С 1943 года вела оперативную работу в госпиталях Отдельной Приморской армии, расположенных на Тамани. Среди раненых были не только герои, попадались и отъедавшиеся в госпиталях самострелы и дезертиры, пытавшиеся не попасть на передовую. Но как их выявить? Все просто - симпатичной медсестре наедине расскажут в порыве откровенности то, чем с соседями по койкам не поделишься. Ну а то, что медсестрички были агентурой лейтенанта Косивановой, болтуны не догадывались, даже оказавшись перед трибуналом.

В дальнейшем, когда Приморская Армия освобождала Крым, миловидная опер СМЕРШ действовала в подвижной оперативно - чекистской группе, была "чистильщиком" прифронтовой полосы. Кто сможет лучше поговорить по душам с женщиной, ребенком из только что освобожденной деревни - суровый, матерящийся и дымящий Беломором мужик или изящная умница, с нежным голосом? На счету Анны оказалось несколько агентов врага, предателей и карателей. Награждена орденом Красной звезды.

Наконец, помните интеллигентного подполковника Полякова, которому примерно 38 лет? Столько же было Зориной Елене, когда началась Великая Отечественная. Родилась она в Каменец - Подольске, в 1903 году. Однако, в отличие от литературного НФ (Николая Федоровича), который был до войны журналистом, Елена Ивановна была профессионалом. В Красной Армии начала служить еще в 1922 году (!) девятнадцатилетней, и воинскую службу постигла за 20 лет досконально. С июня 1941 - на фронте. 1942 - участница боев на Керченском полуострове, затем отступление до предгорий Кавказа, где в 1942 - 1943 в тяжелейших условиях горной войны уже немолодая женщина выполняла специальные задания контрразведки. Напомню, что по всему краю в это время орудовали банды и попасть в руки бандитов оперативнику - женщине было так же реально, как попасть на допрос немецкой «Гехайме фельдполицай».

Затем в 1944 году участие в зачистках вражеской агентуры в Крыму, и потом Прибалтика, кишевшая отрядами националистов и недобитков. А теперь посмотрите на ее фотографию, уважаемые читатели. Трудно поверить, что перед нами ветеран военной службы и тайной войны, награжденная медалями «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги» «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
орденом Красной Звезды и орденом Красного Знамени.

Увы, после войны, женщин - контрразведчиц ожидало полное забвение. Снимали фильмы и писали книги про разведчиц в немецком тылу, Богомолов увековечил мужчин из СМЕРШ, а их коллег засекретили и забыли на долгие годы. Даже сейчас в сборнике "Герои СМЕРШ" рассказано только про единственную сотрудницу легендарной спецслужбы - Анну Зиберову, работавшую в годы войны в Москве. Но про тех, кто ежесекундно рисковал своей жизнью на передовой, среди агентов - парашютистов, националистов, дезертиров и бандитов - про них не было сказано ни слова. Даже в этой короткой статье нет возможности упомянуть про всех женщин советской военной контрразведки, но в следующих публикациях автор вернется к ним немногим, которым обязаны многие. Разумеется будут разобраны и другие темы, связанные с "особистами".


Рецензии