История НБА. Он работал волшебником

Удивительно, но в развернувшейся в последние несколько лет заочной дискуссии о величайшем баскетболисте в истории (Джордан или Леброн?), участвует всего 2 кандидатуры. Временами всплывала еще фамилия Брайанта, но скорее случайным образом. 

Куда интереснее другое: почему в подобных дискуссиях практически не упоминается Мэджик Джонсон? Лишь Пэт Райли позволял себе высказывания на тему «Мэджик – величайший игрок всех времен», но это понятно, поскольку Ирвин Джонсон был идеальным игроком для Райли-тренера.

На самом деле ответ на этот вопрос очевиден: Мэджик никогда всерьез не рассматривался в качестве лучшего игрока всех времен из-за болезни — СПИДа, которой он к счастью так и не заболел, но люди в то время совсем не различали ВИЧ и СПИД (если у тебя ВИЧ, то, значит, ты умрешь от СПИДа — таковы были представления о соотношения этих понятий).

Формально заболевание человека не должно влиять на его оценку как спортсмена, но в начале 90-х СПИД (ВИЧ) был не просто страшным пугалом – еще большим, чем КОВИД пару лет назад, но и имел устойчивую репутацию болезни геев. Это сейчас гомосексуалисты не просто полноправные члены западного общества, а в определенной мере его привилегированные граждане – по крайней мере, в США. В начале 90-х все было по-другому. Если среди музыкантов открытых геев было немало, что воспринималось публикой достаточно спокойно, то баскетбол и гомосексуализм были несовместимы (более того, они даже сейчас не очень уживаются). Можно остаться гангстером № 1, умерев от сифилиса, но нельзя стать баскетболистом № 1, заполучив ВИЧ в придачу со шлейфом слухов о «нетрадиционной» сексуальной ориентации. 

Во многом по этой причине Мэджик и не стал претендентом на неофициальный титул «короля баскетбола». Но не только поэтому. Он пришел в лигу в 1979 году – когда НБА переживала кризис. Это выражалось не столько в снижении уровня игры, сколько в общественном восприятии профессионального баскетбола. У лиги было мало болельщиков, а телевидение не проявляло особого интереса к матчам: на рубеже 70-80-х некоторые финальные игры плей-офф на американском телевидении показывали лишь в записи! Мэджик стал одним из тех титанов, на плечах которых родилась та лига, которую мы знаем сейчас, и матчи которой смотрят по всему миру, но большая часть плодов возросшей популярности заокеанского баскетбола досталась совсем не ему, не Ларри Берду, Кариму и еще паре-тройке звезд, которые были главными героями 80-х, а Майклу Джордану, взлет которого к вершинам славы совпал с широким распространением трансляций матчей НБА по всему миру.

Если смоделировать ситуацию, в которой игры НБА были доступны на всей планете уже с начала 80-х, то, конечно же, пантеон звезд лиги в настоящее время был бы иной. Вряд ли бы в таких условиях произошло фактическое обожествление Джордана в 90-е. Его подвиги в это десятилетие в отсутствие достойной конкуренции «Чикаго» со стороны других команд в глазах миллионов неофитов баскетбола казались чем-то небывалым, но в сравнении с достижениями суперзвезд 80-х они не были чем-то исключительным. Если бы вселенский пиар Джордана происходил после того как столь же мощной раскрутке подверглись фигуры Карима, Мэджика и Берда, отнюдь не факт, что Майкл стал бы столь легендарной фигурой, какой он является сейчас. Ведь у того же Джонсона достоинств как баскетболиста и шоумена было отнюдь не меньше, чем у Майкла.

Хочу сразу оговориться, что я не считаю Мэджика Джонсона величайшим баскетболистом всех времен, поскольку в такой игре как баскетбол, определить лучшего невозможно. И не только потому, что трудно сравнивать игроков разных эпох. Главная проблема заключается в том, что у нас нет четких критериев для сравнения баскетболистов.

Подросткам подобным забавляться можно, но для взрослых людей это занятие несерьезное. Тем ни менее невозможность определить величайшего игрока всех времен не означает, что в истории НБА не было баскетболистов, которые были символами своего времени и по совокупности своих умений и карьерных достижений заслужили право находиться в пантеоне НБА. Сколько таких игроков в истории ассоциации – вопрос дискуссионный, но не может быть никаких сомнений, что Мэджик – один из таких баскетболистов.

Мэджик Джонсон – один из главных новаторов в баскетболе за всю историю. И дело совсем не в том, что он стал первым разыгрывающим ростом более 2-х метров, а такой рост больше подходит центру, чем защитнику. Как и Стеф Карри в наше время, Ирвин Джонсон изменил баскетбол, став апологетом атакующей игры, которую чуть позже назовут «шоутайм». В случае Мэджика атаки зачастую длились несколько секунд: он старался первым же пасом найти открытого игрока, находящегося в удобной для броска позиции, которому оставалось лишь бросить мяч в цель. Джонсон был как дирижер в оркестре, который вместо смычка использует мяч.

Главным ноу-хау Мэджика были скоростные атаки и контратаки "Лейкерс", которые за счет быстрого перемещения разыгрывающего с мячом не позволяли игрокам соперника организовать оборону своего кольца. На подобную атаку уходило 3-5 секунд.

Иногда Джонсон отдавал пас еще со своей половины площадки одному из партнеров, который был вблизи кольца. После этого сразу следовал данк или небольшая перепасовка игроков «Лейкерс», чтобы вывести на бросок свободного партнера. Если в ходе быстрой атаки Мэджик не мог найти свободного игрока, он пробегал мимо соперников с мячом и завершал атаку сам. Остановить громилу, напоминающего Леброна Джеймса, несущегося к кольцу, решался не всякий защитник.

В определенном роде подобные атаки «озерных» были вариацией нападения «Бостона» времен Билла Расселла. Билл здорово играл на подборе, что на полную катушку использовалось «кельтами». Фишкой «Селтикс» 60-х стала быстрая атака, которую после подбора начинал Рассел своим длинным пасом в направлении одного из двух партнеров, несущихся вперед по краям площадки. Если же «кельтам» не удавалось сразу после паса завершить атаку, то через несколько секунд прибегал Расселл, получал мяч на входе в «краску» и заколачивал его в корзину! В «Лейкерс» роль Рассела выполнял Мэджик, который, впрочем, редко делал пасы через всю площадку, поскольку за пару секунд после получения мяча уже оказывался на чужой половине. 

Несколько первых лет Мэджику не давали полностью раскрыться на месте разыгрывающего, поскольку ему приходилось делить мяч на площадке с Нормом Никсоном – традиционным разыгрывающим, который в основном ограничивался доставкой мяча на половину соперника. Но с сезона 1982/83 Джонсон стал больше получать мяч, а в следующем году стал единственным дирижером калифорнийского оркестра.

Всю историю лиги «до Мэджика» игра ведущих команд была построена вокруг центровых и форвардов. Человек -  трипл-дабл Оскар Робертстон был исключением в этом плане, но он определял игру своей команды больше как защитник-снайпер, чем разыгрывающий. Мэджик стал первым человеком в НБА, который на месте 1-го номера стал главным действующим лицом на площадке не только в отдельной команде, а в масштабах всей лиги. Мэджик был лидером «Лейкерс», а «озерные» определяли баскетбольную моду в НБА и доминировали в заокеанском баскетболе на протяжении всех 80-х годов, несмотря на наличие среди конкурентов таких звездных команд как «Филадельфия» и «Бостон».

А теперь давайте сравним в этом аспекте Джонсона и Джордана. В чем был новатором Майкл? Я скажу, хотя поклонникам Воздушного это не понравится: при полете к кольцу Джордан высовывал язык, и клал его на плечо – вот и все его новшества, которые он привнес в игру. Все остальное, что делал Майкл на площадке – делали и до него.
 
«Шоутайм» - это не только скоростные атаки «Лейкерс», позволяющие вскрывать оборону соперников как банку сардин, но и настоящее шоу, которое устраивали баскетболисты из Лос-Анджелеса. Мэджик стал постановщиком и главной звездой этого шоу.

Есть определенная логика в том, что «шоутайм» появился в Лос-Анджелесе, который ассоциируется с Голливудом – фабрикой грез. Город ангелов был местом, где рождались и обитали звезды шоу-бизнеса, но после ухода легендарного Уилта Чемберлена «Лейкерс» не вписывались в этот тренд. Вторую половину 70-х «Лос-Анджелес Лейкерс» были командой Карима Абдул-Джаббара – лучшего баскетболиста НБА, который абсолютно не соответствовал голливудскому пейзажу. Он был идеальным спортсменом, но не героем шоу-бизнеса. В Лос-Анджелесе был нужен Пит Маравич – человек, который был рожден для создания баскетбольных спектаклей, но Маравич прозябал в Новом Орлеане.

Когда Мэджик присоединился к «озерным», они получили улучшенную версию Маравича – более атлетичную, менее травматичную и умело совмещающую эффективность игры с красотой баскетбола. Джонсон заставил играть своих партнеров в быструю игру с массой данков, что всегда нравится зрителям, а сам поражал публику умопомрачительными пасами. Мастером эффектных передач был и Пистолет Пит, но он играл в дотелевизионную эпоху, и с его спектаклями были знакомы не так много болельщиков. Джонсон устраивал шоу в более подходящее время, когда американское телевидение стало поворачиваться лицом к баскетболу, и при поддержке ТВ Мэджику и его команде удалось стать частью шоу-бизнеса 80-х. И, пожалуй, единственной командой в НБА, которая была интересна не только баскетбольным болельщикам, а широкой публике. «Шоутайм» стал брендом, а Мэджик – такой же звездой, как голливудские небожители – Сильвестр Сталлоне и Эдди Мерфи. Связь «озерных» с Голливудом, а звездных игроков с кинозвездами закрепил ярый болельщик «Лейкерс» Джек Николсон, который за бешеные деньги выбил себе роль маскота команды.
 
Второе (или уже третье?), что хочется отметить в связи с Мэджиком – это его потрясающая карьера, аналогов которой практически нет. С первого его сезона (1979/80) и до последнего (1990/91) команда с Джонсоном в составе всегда была претендентом на титул, а любой ее проигрыш тут же становился сенсацией. Я, разумеется, не учитываю возвращение Джонсона в НБА в сезоне 1995/96 – это совсем иная история, к спорту не имеющая особого отношения. В итоге за 12 сезонов в лиге на счету Мэджика оказалось 9 финалов и 5 титулов.

Вы, конечно, можете сказать, что нечто подобное было и с Биллом Расселом:  да и  завоевал он 11 титулов, а не 5. Проблема в случае с Расселом в том, что НБА 50-х – первой половины 60-х – это лига, которая была мало похожа на ассоциацию 80-х годов. «Бостон» доминировал в лиге, где было 8-9 команд, а черных баскетболистов было менее четверти от всех игроков. Билл Расселл многие годы резвился под кольцом, если в команде соперника не было Чемберлена, поскольку против него играли белые недомерки. Мэджик играл в лучшие для заокеанского баскетбола времена. Сравнивать его  достижения и результаты Расселла нет смысла.

Вы также можете возразить, что Джонсон пришел в клуб, где играли Абдул-Джаббар, Джамал Уилкс и Норм Никсон (а Джордан оказался в «Чикаго», где звезд не было), поэтому стоит ли удивляться, что в свой первый сезон он обзавелся чемпионским перстнем? Но ведь за год до этого три «мушкетера» из «Лейкерс» вместе с молодым Эдрианом Дэнтли дошли лишь до полуфинала конференции, где уступили «Сиэтлу». «Сверхзвуковые» были тогда сильны и стали в итоге чемпионами, но они и близко не были одной из сильнейших команд в истории. С Мэджиком в составе «Лейкерс» прошли и «Суперсоникс», и «Филадельфию» в плей-офф-1980, а сам Джонсон получил приз MVP финала за свое феноменальное выступление в 6-й игре серии, в которой «озерные» играли без Карима, но победили и стали чемпионами: 42 очка, 15 подборов и 7 передач!

Парень, которому еще не исполнилось 21 года, сотворил подобное в финале НБА! Майкл Джордан до своего первого финала добрался в 28 лет, и был там хорош, но ничего схожего не продемонстрировал. Леброн Джеймс был помоложе, когда первый раз оказался в финале, но он провалил и свою первую финальную серию и вторую. Вечный конкурент Мэджика Ларри Берд в финале-1981 выступил не лучшим образом. Мэджик в финале-1980 показал всем, что он способен на чудеса и в дальнейшем никто не оспаривал нескромное прозвище Джонсона, кроме фанатов «Бостона».

Все 80-е с Мэджиком в составе «озерные» были главным претендентом на титул – и неважно, кто выходил против них на паркет. Даже когда Джонсон и 36-летний Карим во время перестройки «Лос-Анджелеса» после ухода Никсона и болезни Уилкса вывели совсем еще «безусых» Уорти и Скотта против матерых звезд «Бостона» в финале-1984, «озерные» и тогда выглядели по игре фаворитами, хоть и уступили в итоге в семиматчевой битве.   

Первый и последний финал Джонсона разделили 11 лет. Последний свой финал в 1991 году против «Чикаго» Ирвин также провел на высоком уровне и был лучшим в составе "Лейкерс", но команду с травмированными Уорти и Скоттом (они не доиграли финал до конца) он при всем желании не мог привести к титулу. Травмы основных игроков были бичом «озерных» во времена Мэджика и он сам не смог сыграть в финале-1989. Из-за проблем со здоровьем игроков «Лейкерс» недосчитались как минимум пары титулов в 80-е годы.

Если продолжить сравнение Джонсона и Джордана, то нельзя пройти мимо статистически невидимого, но важного феномена в баскетболе. Когда мы оцениваем игрока, то обязательно должны учитывать, делает он своих партнеров лучше или же мешает им раскрыться, «перетягивая одеяло на себя»? В отношении Мэджика вердикт однозначный: Джонсон  – образец неэгоистичного игрока, вся игра которого была нацелена на то, что его партнеры могли проявить себя в нападении. В идеале атака «Лейкерс» должна была завершиться броском из-под кольца без сопротивления, и быстрое перемещение Мэджика с мячом по площадке преследовало именно эту цель. Он гнал свою «первую конную», чтобы Уилкс, Уорти, Скотт и даже Карим, не успевший вернуться в оборону, смогли без помех положить мяч в корзину. Я не случайно назвал Мэджика дирижером: он управлял оркестром, но исполнять мелодию должны были другие.
 
Джонсон откладывал «дирижерскую палочку» нечасто: он завершал атаки в основном тогда, когда мог пройти прямо к кольцу и забросить легкий лэй-ап. Год за годом Мэджик совершал 12-13 бросков за матч и только с сезона 1986/87 под влиянием тренера стал больше брать на себя в атаке, поскольку Карим старел и уже не мог быть главным поставщиком очков. Джонсон – идеал командного игрока, чего не скажешь про Джордана, который в лучшие свои годы совершал более трети командных бросков по кольцу! Мэджику было важно, чтобы его команда победила, Джордану было нужно выиграть самому.   

Четвертое, чем отличался Мэджик от множества других звезд и в определенной мере от Майкла Джордана – с возрастом он стал играть лучше. Мэджик постоянно совершенствовался и серьезно улучшил игру к концу карьеры. Джонсон и в молодые годы был хорош в розыгрыше, борьбе за отскок и проходах к кольцу, но в его игре было много пробелов, которые он постепенно смог устранить. Поначалу у Ирвина не было надежного среднего броска – через некоторое время он появился. Трешки Мэджик практически не бросал, но в самом конце 80-х он освоил и этот элемент игры, попадая с достаточно приличным процентом для тех времен (в сезоне 1989/90 – 38 %!). Штрафные Мэджик с самого начала бил здорово (процент попаданий 80%), но к концу карьеры он улучшил и этот бросок, добившись элитного процента попаданий с линии (90%). В молодые годы Джонсону не было необходимости играть вблизи штрафной спиной к кольцу, но в последние сезоны Мэджик стал часто разыгрывать мяч, находясь в этой позиции: если ему не удавалось отдать острый пас партнеру, он атаковал сам – как типичный тяжелый форвард.

Изменения в игре Мэджика вполне могли бы компенсировать падение его скорости, которое стало очевидным к концу 80-х. Если бы Ирвин продолжил карьеру, то за счет изменения своей игры он вполне мог продержаться на высоком уровне минимум до 35 лет (он не играл 4 года, вернулся в 36, имея вес больше, чем у тогдашнего Шака, но выглядел не так уж ужасно, как можно было предположить).  Продолжение карьеры было вполне возможным даже при наличии ВИЧ, если бы Мэджик не объявил о вирусе публично. В те годы больные ВИЧ многими людьми воспринимались как прокаженные, и баскетболисты НБА не были исключением. Джонсон пробовал вернуться вскоре после ухода, но реакция других игроков не дала ему возможности сделать это в начале 90-х, а в 1996 году возвращение было уже откровенно запоздалым. 

Разумеется, что Мэджик не был идеальным игроком, поскольку их в принципе не существует. Но те претензии, которые предъявляют к Джонсону разные сомнительные личности, вроде Билла Симмонса, вызывают у меня чувство искреннего негодования. На него вешают те «преступления», которые он не совершал.

Самым главным пунктом обвинения в адрес Мэджика является его якобы плохая игра в защите. Вот как написал о Мэджике Симмонс в «Книге баскетбола»: «абсолютное неумение играть в защите». Правда, на другой странице этой книги можно найти совсем иное высказывание автора о способностях Джонсона: «Мэджик стал добротным защитником в оборонительной системе «Лейкерс». С этим последним определением я полностью согласен, но про него почему-то вспоминают нечасто, а вот мнение Симмонса о Мэджике как дыре в защите повторяют все кому не лень.
 
Джонсон действительно не относился к числу элитных защитников НБА, что отнюдь не означает, что он плохо защищался: он оборонялся на вполне достаточном уровне для тогдашней лиги. В своем первом сезоне Джонсон вошел в пятерку лидеров НБА по перехватам, а в следующие 2 сезона был лучшим перехватчиком!
 
Чаще всего Джонсон играл против своих оппонентов – первых номеров, среди которых практически отсутствовали снайперы как таковые. По этой причине Джонсону редко приходилось заниматься плотной опекой кого-либо из соперников. За счет своих габаритов Мэджик успешно справлялся со своими оппонентами, не пропуская их к кольцу, а когда опекаемый им игрок отдавал мяч центру или тяжелому форварду, Мэджик бросал стоящего перед ним соперника и приходил на помощь своему партнеру. Постоянные сдаивания на игроке, который готовился атаковать кольцо «озерных», очень часто приводили к потерям мяча соперником. Я полагаю, что большая часть перехватов Джонсона – это во многом результат его помощи партнерам. При такой игре отсутствие у Ирвина навыков хорошего персональщика не приводило к негативным последствиям. В современном баскетболе это было бы проблемой, но в 80-е игра в защите не была слабым местом Мэджика.

Более того, временами Пэт Райли отряжал Ирвина обороняться против габаритных бомбардиров как персональщика. В первой игре финала-1982 против «Филадельфии»  тренер «озерных» поставил Джонсона в защиту против разыгравшегося Доктора Джея и Джулиус Ирвинг превратился в атаке в пустое место! Именно после этого хода в защите, «озерным» удалось совершить рывок, догнать «76-х» и победить.

Вторая большая претензия, которую выкатил Мэджику Билл Симмонс – это провал, который допустил Ирвин в нескольких матчах финала-1984, что якобы и привело к поражению «Лейкерс»: «Мэджик не только уступил Берду, но и ужасно отыграл во втором, четвертом и седьмом матчах серии». Чтобы опровергнуть этот вывод достаточно посмотреть статистику той серии: 2 матч финала – на счету Джонсона 27 очков (70 % с игры!), 10 подборов и 9 передач; 4 поединок – 20 очков, 17 передач и 11 подборов. И это Симмонс называет «ужасной» игрой! Реальность иная: в ряде матчей этой серии Джонсон  в решающие моменты действительно допустил несколько ошибок, но винить его за проигрыш серии могут только фанаты «Селтикс» с буйной фантазией - такие как Симмонс. Именно болельщики «Бостона» придумали кличку «Трэджик», а глупые ослики до сих пор ее повторяют, словно она является не банальным оскорблением фанатами главной звезды команды-соперника, а неким доказательством его провала. Причин поражения «озерных» было несколько (я их подробно разбирал в своей статье «Чемпионат НБА 1984 года»), и немногочисленные ошибки Ирвина Джонсона в этой серии к ним точно не относятся.

К счастью, чтобы понять всю абсурдность выпадов Симмонса против Мэджика, не обязательно верить мне на слово. Большая часть творческого наследия Ирвина Джонсона доступна нам на видеозаписях. Видеоарахив Мэджика не столь обширен как у Майкла Джордана, но все его главные матчи в Сети есть. Их можно легко посмотреть и лично убедиться, каким великим баскетболистом был этот парень. Игроком, который в НБА работал волшебником. И этот факт никто не оспаривал, и оспорить не может. Даже Билл Симмонс.


Рецензии