Что в имени тебе моём?
Немного удивилась, но ...
"Мало ли в Бразилии Педро.." - подумала я тогда, не придав особого значения.
А было это имя моей пра(в 14 колене)бабушки Соломониды Ивановны - матери тех самых трёх братьев Мохиревых, которые в 1736 г. положили начало казачьей династии.
Совсем недавно, как только появился доступ к бОльшему объёму первоисточников - рутинную работу по систематизации данных стали разбавлять забавные находки.
Видимо, южноуральские предки решили поговорить со мной языком имен: Лепестинья, Мефодий, Олимпиада...
Пропорционально накопленному материалу возрастало удивление, особенно, когда при изучении других веток все сплошь "Иваны да Марьи".
Но после того, как явили себя Аполлон, Вакх, Меркурий, Секлетинья и Кириакия ;, я стала понимать - что то здесь нечисто.
Окончательно же я "сломалась" на двух именах - требуется какое - то время на то, чтобы осознать, что один из пра(пра)дедов был носителем имени Ексакустодиан ;.
А другой женится на девушке по имени Голиндуха ;
Да-да, ГО-ЛИН-ДУ-ХА!
Помнится давно, ещё до наступления эры ЕГЭ, наши учителя нам говорили, что ответы на все вопросы можно найти в книгах. Работающий до сих пор метод, однако.
Обнаружила интересное исследование.
А. Левшин, автор первой специальной работы о южноуральских казаках, изданной ещё в 1823 году, пишет:
«Относительно к вероисповеданию, казаки россияне суть старообрядцы»
И, правда - прочитывая метрические книги, я вижу, что вплоть до 1917 года совершались обряды по крещению взрослых казаков и казачек - перевод их "из расколу" в православную веру.
Ещё встретилось мне описание такого исторического факта - в 1750 году Андрей Домнин со товарищи, был обвинён в том,что он и другие челябинские казаки-раскольники поставили деревню на реке Увелке, чтобы вдали от властей проводить свои тайные службы по старому обряду.
Рассказы же о раскольничьих пещерах в каменистых берегах реки до сих пор передаются из уст в уста.
Чуть дальше, почти на слиянии рек Увелка и Коелга и стоял родовой хутор Мохиревых.
Подозреваю, что граница между старообрядцами и прихожанами официальной церкви на Южном Урале была условна.
Просто староверам жилось, не в пример тяжелее: они платили двойную подушную подать, не могли занимать официальных, в том числе и выборных, постов.
Поэтому, могу предположить, что чудачества моих предков в выборе имён - это не прихоть, а форма «скрытого» старообрядчества.
То есть, формально они был прихожанами официальной церкви, но внутри сохраняли свои устои и свою культуру. Как сказали бы теперь, своего рода внутренняя эмиграция.
А имена, лишь видимая часть айсберга под названием "культурный код".
Владимир Иванович Даль в 1830-е годы служил чиновником особых поручений при оренбургском губернаторе и неоднократно посещал земли казаков, считая их отдельным субэтносом.
В своём очерке, который так и называется «Уральский казак», он пишет:
"Спросите любого уральского казака, как его зовут, и вы редко услышите употребляемое меж нами имя»
----------------— —-------------— —---------------
Толкование имён даю ниже.
Но про Голиндуху всё-таки отдельно - в переводе с греческого - это дочь розы ;
Красивое имя оказалось!
---------------— —---------------— —--------------
Использованы работы:
А. И. Назаров "Вопросы ономастики" № 7, 2009
Г. Самигулов "Жизнь уральских двоеданов" ЮП, 2012
Свидетельство о публикации №223041700297