F-86

Однажды знакомая девушка, удивившись тому, что я опознал на фото F–86 "Сейбр", спросила: "Ты так много знаешь... тебе нравится военная история?" Я ответил: "Когда-то нравилась". Она спросила: "А потом?". "А потом,– ответил я,– повзрослел. Налёт романтики куда-то ушёл, зато я очень отчётливо осознал, что она состоит из неимоверно огромной груды лжи вокруг очень мерзкой и неприглядной правды". И сам на ходу понимая про себя что-то новое и удивляясь себе, рассказал ей вот что:

Я, как и практически все, рождённые в СССР, был воспитан на героизме Великой Отечественной. И вся последующая информация, которую в СССР предпочитали не афишировать, сделала парадную глянцевую картинку реальной и далеко не столь красивой – но не изменила и не сможет изменить главного. Тем не менее, переломной точкой, определившей моё отношение к войне в целом, стала передача, которую я увидел по советскому телевидению примерно в 89-м году, когда мне было 14 лет. Тогда были очень популярны телемосты, обмены опытом и прочие подобные мероприятия, крепившие и подчёркивавшие нарождающуюся советско-американскую дружбу. И вот, по телевизору заслуженный военный лётчик, орденоносец, рассказывал, как для них организовали встречу с "коллегами" – американскими лётчиками, воевавшими в Корее. Как ветераны, воевавшие с обеих сторон линии фронта, братались, пили-ели, травили военные байки, выясняли, кто с кем мог встретиться в небе... И совершенно неожиданно по мере рассказа об этой идилии оказалось, что мне всё больше хочется задать этому военному лётчику, герою, ветерану и орденоносцу, простой и важный вопрос: "Скажи, а когда именно ты был мудаком? Тогда, когда давил на гашетки и убивал вот этих славных ребят, твоих новых друзей? Или, может быть, сейчас, когда сел за один стол с теми, кто убивал твоих предыдущих товарищей?".

Конечно, изменение мировоззрения – процесс не одного дня. Но именно та передача привела меня к отчётливому пониманию: на войну можно идти тогда и только тогда, когда ты абсолютно и полностью уверен, что с другой стороны – люди, которые жить не должны. Такие, что ты им и через пятьдесят лет вцепишься в глотки. Ну ладно, пусть не вцепишься – но за один стол точно не сядешь. Как ни один из моих дедушек не сел бы за один стол с матёрым эсэсовцем. Если ты идёшь на войну, если ты как угодно этой войне помогаешь и поддерживаешь – ты становишься массовым убийцей. Прямым или косвенным. Берёшь на себя моральную ответственность и за намеренные, и за случайные, и за косвенные жертвы. И оправдать тебя может только абсолютная уверенность в том, что с другой стороны – преступники, которые заведомо заслужили "вышку", и их пособники. Чем заслужили? Я вижу только один бесспорный вариант: заслужили, если пришли с оружием убивать твоих близких. Все прочие – существуют скорее теоретически и очень напоминают ту самую гору лжи.

Высказывая эту точку зрения в последующие годы, я неизменно слышал, что полностью неправ, что если бы побывал на войне – сам понял бы, насколько это глупо, что солдаты – люди подневольные, идут куда скажут и бьют кого скажут, и вроде как военный должен даже гордиться своей готовностью к подобному, а чисто по-человечески с другой стороны – точно такие же солдаты, которые ничего плохого не сделали, просто есть такая профессия – "Родину защищать". Особенно часто и ярко в этом духе высказывались члены семей так называемых "профессиональных военных".

После университета меня неоднократно приглашали в различные силовые структуры. И там была бы возможность заниматься довольно интересными вещами на довольно приличных условиях. Я отказался от тех предложений и не жалею об этом. Причиной отказа стало то, что там требовалось надеть форму и пообещать выполнять приказы. Именно это меня не устроило. В те годы у меня выкристаллизовалась чеканная формулировка: "В мире есть только один человек, который вправе определять, когда и в кого я буду стрелять – я сам. Никому другому я этого права никогда не доверю".

Есть много вещей, в которых я с огромной радостью оказался бы неправым – но время убедительно подтвердило мою правоту. Четырнадцать месяцев назад такой  вещью стало решение ни в каком виде не иметь дела с подобными структурами. А "подневольным людям" я могу сказать только одно: мы не выбираем, в какие времена жить, но в любое время каждый из нас может выбрать – останется ли он человеком. И я благодарен той передаче за то, что она помогла мне принять такое решение.

(c) Softwarer,
апрель 2023


Рецензии
Когда я был маленьким, я было очень миролюбивым и добродушным, и рассуждал примерно так же, как автор в этом рассказе. Всё выглядело просто - кто напал, тот и неправ.
Однако, судьба распорядилась так, что я оказался в довольно агрессивной среде, в которой на меня регулярно нападали хулиганы толпой на одного. Поскольку я был очень миролюбивым, я пытался убедить их, что ничего плохого им не желаю. Но это как-то не помогало. Чем более миролюбиво я себя вёл, тем более агрессивными по отношению ко мне они были.
Когда я видел, что меня обступает толпа превосходящих по численности противников с намерением напасть, то я обычно ожидал, когда меня ударят, прежде чем бить в ответ. Однако, ударить в ответ получалось далеко не всегда, потому что после первого пропущенного удара, как правило, наступало состояние некоторой нокдауновской беспомощности. Поэтому я, как правило, оказывался избитым. И кандидатом на последующее ещё более интенсивное избиение, потому что моё миролюбивое поведение провоцировало меня избивать тех, кто руководствовался иными моральными принципами. Да, конечно же, я всегда оказывался прав, но при этом чаще всего был избит.
Со временем я понял, что правильнее не ждать, пока тебя ударят, а бить первым, когда уже совершенно ясно, что миром дело не кончится. Тогда остаётся шанс устоять на ногах. Внезапность и решительность не только охолаживает пыл пока ещё не получивших своё противников, но и, как показывает практика, значительно снижает их желание нападать на тебя в будущем, даже значительно превосходящими силами. Потому что своё собственное здоровье обычно всем дороже удовольствия от издевательства над "загнанной в угол крысой", если есть опасение, что "загнанная в угол крыса" может ему навредить.
Мне пришлось пересмотреть свои взгляды, по меньшей мере, по поводу того, что именно является нападением - первый удар, или обступание превосходящими силами с одной лишь предварительной демонстраций своих намерений.
Я остаюсь миролюбивым человеком. Я никому не желаю смерти. Но при этом я отдаю себе отчёт в том, что существуют люди с иным мировоззрением. Если я предоставлю таким людям возможность убить тех, кто мне дорог, я никогда себя этого не прощу. И мысль о том, что я прав потому что не напал на них первым, и что подонки - это они, а я в условном шоколаде, будет мне очень слабым утешением.

Ну а насчёт армии, да там такие порядки. Приказали - изволь выполнять приказ. Слабо себе представляю армию, в которой проводится что-то вроде "референдума" на тему "наступать", "отступать" или "обороняться" среди вояк, которые должны это делать. Демократические подходы для подобных вещей не применимы в принципе, как мне кажется. Конечно же, эти аспекты ущербны для ценителей личности вообще и личной свободы в частности. Однако, личность и личная свобода, по-моему, не является абсолютной ценностью. По крайней мере, Александр Матросов, упавший грудью на пулемётный дот, некоторые вещи ценил выше своей собственной личности.

Ну и, наконец, главное. Чем отличается армия численностью, например, 100 тыс. человек, от 100 тысяч одиночек, гордящихся своим правом самостоятельно и индивидуально принимать решения? Прежде всего, тем, что при прочих равных условиях организованная армия значительно сильнее толпы одиночек-индивидуалов такой же численности. Так что армия необходима для страны, претендующей на самостоятельность. И если это так, то не менее необходимо, чтобы в армии служили люди, которые приходят в неё с пониманием подобной необходимости.

Гордиенко Андрей   21.06.2023 09:31     Заявить о нарушении
Андрей, Вы знаете, что я способен написать не менее впечатляющую и тщательно аргументированную портянку. Здесь для этого не подходящее место, поэтому позволю себе обойтись без предисловий и ограничиться только выводами.

Суть того, что Вы высказываете, в психологии носит название "рационализация" (можно погуглить). Для иллюстрации этого достаточно двух слов: "ядерное оружие". Рационализации в себе необходимо отлавливать и искоренять, если, конечно, интересует истина.

Кроме того, я очень советую хорошо подумать над одним вопросом. Есть некая страшилка: если бы этого не сделали, то произошло бы что-то плохое. Что именно - зависит от оратора, например: утрата суверенитета, развал государства, гибель страны и т. п. Так вот, я советую задуматься и составить список: какие исходы в Вашем представлении хуже, чем вот это "плохое"? Чего стоило бы избежать пусть даже такой ценой?

P.S. Меня можно найти в телеграмме как @sanders_the_softwarer, думаю, там более подходящее место для политических выкладок.

Александр Просторов   25.07.2023 22:18   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр.
В телеграмме меня, к сожалению, нет, и я там быть не планирую.

Посмотрел я на то, что называется "рационализацией" в психологии, и решил, что это не мой случай. Практика - критерий истины. Практика показывает, как следует вести себя более слабому и миролюбивому среди более сильных и агрессивных, чтобы просто уцелеть.

Про "страшилку" я уже очень хорошо подумал. Грязная ядерная бомба, полчища птиц, заражённых биологическим ОМП и даже просто ядерная атака после существенного нарушения ядерного паритета в результате утраты Россией ЧМФ. Подробности в рецензии здесь ( http://proza.ru/2022/12/26/1540 ).

Ну и встречный совет. Почитайте-таки Збигнева Бжезинского "Великая шахматная доска". Ну хотя бы по заголовкам пройдитесь...

Гордиенко Андрей   26.07.2023 16:48   Заявить о нарушении