Красота-спасёт мир

Философы определяли красоту, как победу гармонии и смысла над хаосом и дисгармонией. Человечества в поисках красоты двигала этот мир вперед, воплощая свои представления о прекрасных явлениях, побеждая тяжесть и косность материи.

Непостижимым образом Господь сотворил все «из ничего», и материя, создана Им как холст великого Художника, но и человек, сотворенный по образу и подобию Божиему – творец, и хоть он не может творить из ничего, но ему дано украшать и преображать бытие – материальное и духовное, окружающий мир и свою душу.

Красота широко разлита в окружающем нас мире. Красивы могут быть не только люди, не только произведения искусства, танец и пение и закат солнца, красивым может быть всё- от твоей речи, до научной теории. Может ли между всеми красивыми объектами, что-то общее? Что же это?

Определить словами, что именно побуждает нас признать объект красивым, неимоверно трудно. Красота ускользает от нас, как только мы пытаемся объяснить её словами, перевести с языка образов на язык логических понятий. Наши слова недостойно скатываются в пошлость, не в состоянии соответствовать ей.

Мы интуитивно чувствуем её безусловно, переживая эмоции и удовлетворение, которые нас объединяют и они положительные. А положительное, это добро, которое не зло.

Красивое, как всё гениальное- просто. Эстетическая ценность понятная для всех, универсальная закономерность, позволяющая преодолеть первоначальную сложность восприятия, сложность преодоления. Например, за плечами балерины, много изнурительных часов тренировок, по преодолению трудностей к конечному результату, который большинство сочтёт по-настоящему красивым. Прекрасное, нравится всем. Это некая мера универсальная мера, единственным критерием которого является сопереживание, непереводимого на язык логических доказательств.

Открытие красоты является функцией сверхсознания, она нарушает нормы, отклоняя усредненные прогнозы и ускользая от логического анализа.

А полезна ли она? Чему она служит? Зачем она? Почему нас радует то, что не утоляет голод, не защищает от непогоды, не дает полезного знания? Но, ведь она вдохновляет. Способность к восприятию красоты есть необходимый инструмент творчества. Красота, как совершенная музыка, будоражит сознание, мы не в силах её забыть.

Наслаждение от музыки получают не только композиторы, а от живописи- не только художники. Человек совершенно не творческий, с неразвитым сверхсознанием, может также почувствовать также красоту, самое простое-красоту окружающего мира. Люди неосознанно переносят на явления красоты критерии собственных творческих способностей.

Потребности, непосредственно удовлетворяемые красотой, оказываются неразрывно связаны с мотивационной доминантой, возникающей в поиске красоты. В науке целью познания является объективная истина, целью искусства - правда, а целью поведения, продиктованного социальной потребностью -добро. Например, прекрасное в человеке становится "символом нравственно доброго", поскольку истина и добро сливается в красоте (Гегель).

Кто-то скажет, то зло тоже может быть красивым и полезным, но здесь нарушается принцип красоты, согласно которому прекрасное должно нравиться всем.

Стремясь к удовольствию, доставляемому красотой, то есть, удовлетворяя потребности познания, компетентности и экономии сил, человек формирует свои творения по законам красоты и в этой своей деятельности сам становится гармоничнее, совершеннее, духовно богаче. Красота, которая непременно должна "нравится всем", сближает его с другими людьми через сопереживание прекрасного, вновь и вновь напоминает о существовании общечеловеческих ценностей.

Актёр Валент Гафт писал не толь едкие эпиграммы, но и вполне себе драматичную лирику:

"Какого цвета грязь? — Любого. Пол грязным может быть и слово, Идея, руки, площадь, шины, Грязь — лишний штрих, и нет картины. Грязь в вечном споре с чистотой, И дух свой, смрадный и густой, Свое зловонье, безобразье Грязь называет простотой, И чистоту ведет на казни Грязь-простота убийц и палачей. В орнаменте народного фольклора Есть в лживой простоте ее речей Смертельная тональность приговора. Грязь-простота страшнее воровства. Из-за таких, как мы, в нее влюбленных, Молчание слепого большинства Кончалось страшным воем заключенных. И так проста святая простота, Что, маску позабыв надеть святоши, Открыто, нагло, с пеною у рта Устраивает грязные дебоши. Уже близка опасная черта, Пустые души искажают лица. О, вечная земная Простота, О, вечная земная Чистота, Спасительница мира — Красота, Явись скорей, хочу успеть отмыться".
Присоединяюсь...


Рецензии