Торпедоносцы во Второй мировой войне

Торпедоносец — тип самолёта, предназначенного для поражения торпедами боевых кораблей в море и на базах, транспортов на морских коммуникациях, а также для постановки минных заграждений, обеспечения высадки морского десанта, содействия сухопутным войскам, действовавшим на приморских направлениях. Появились в составе ВМФ некоторых государств в годы Первой мировой войны.

Самолёты-торпедоносцы производят прицельное торпедометание, сбрасывание авиационных бомб и мин. Применение торпед и мин позволяет воздействовать на менее защищённую подводную часть корабля.

Кто придумал торпедоносец? Однозначно англичане. В июне 1915 года лейтенант Артур Лонгмор успешно сбросил с гидросамолёта 356-мм торпеду. Торпеда не развалилась, гидросамолет тоже. Далее был создан самолет, который изначально затачивался под ношение и сброс именно торпед, «Шорт-184».

12 августа 1915 года «Шорт-184» лейтенанта Г. К. Эдмонса с гидроавиатранспорта «Бен-Май-Шри» впервые атаковал и потопил реальную цель — турецкий транспорт в заливе Ксерос. Так что торпедоносная авиация появилась, в общем, с небольшим отставанием от истребительной и бомбардировочной.

А в рассматриваемые нами времена и вообще торпедоносец стал реально страшным оружием. Для тех, кто смог создать под это соответствующие самолеты и выучить пилотов.

Было два типа торпедоносцев. Одни — сухопутного базирования, которые взлетали с полевых аэродромов и наносили удары по кораблям.  Отличались большой дальностью полета, так как могли взять больше горючего.  Под фюзеляж подвешивались одна или две торпеды.

А вторые торпедоносцы базировались на  авианосцах, были меньше по размеру (попробуй взлети с короткой палубы авианосца), летали на меньшее расстояние. Но все типы палубных  авианосцев несли по одной торпеде. Именно торпеды считались наиболее опасным оружием против крупных, хорошо бронированных кораблей — линкоров, тяжелых крейсеров, авианосцев, потому что попадали в незащищенную (или плохо защищенную) подводную часть таких кораблей. Поэтому примерно треть самолетов на авианосцах составляли торпедоносцы.  Но они могли нести под фюзеляжем и бомбы, именно такие универсальные торпедоносцы/бомбардировщики были у японского ВМФ.

По моему скромному мнению, адекватному пониманию событий Второй Мировой на Тихом океане – и особенно начального её периода – в первую очередь мешают два рас­про­стра­нён­ных заблуждения: «Япония – маленькая страна» и «У Дяди Сэма ещё много». Но если с первым бороться не так сложно – достаточно привести всего несколько наглядных цифр, то выбить второе практически невозможно. Что в оче­ред­ной раз наглядно показала одна недавняя дискуссия в книге у небез­ыз­вес­т­ного И. Крамника. Но я всё равно не брошу это безнадёжнное дело и продуб­ли­рую здесь слегка допиленную версию ещё одной старой статьи, на этот раз посвя­щённой самому чёрному дню американских торпедоносцев.  

Комар с кувалдой
Как говорил наполеоновский генерал Антуан де Лассаль: «Гусар, который не убит в 30 лет, не гусар, а дерьмо!» Гусарами мор­с­кой авиации времён Второй Мировой стали экипажи торпедоносцев. С одной стороны, их самолёты несли самое грозное оружие – лишь торпеды тогда могли с одного-двух попаданий если не потопить, то как минимум вывести из строя тяжёлый ко­рабль. С другой – они были наиболее уязвимы в бою.

Выходя на цель торпедоносец вынужден двигаться на низкой скорости, малой высоте и предельно предсказуемым пря­мым курсом. Что делало эти самолёты идеальной мишенью и для истребителей, и для зениток. В случае США всё это усу­гу­б­ля­лось ещё и отсталостью их техники. Американские авиаторпеды Mark XIII были слишком нежными.

Их можно было сбрасывать с высоты не более 15 м и на скорости не более 200 км/ч. Для сравнения, у японских авиаторпед обр. 91 эти показатели составляли 100 м и 480 км/ч соответственно. Впрочем, тогдашний американские торпедоносец «Де­вас­тей­тор» с «рыбой» под пузом всё равно больше 100 узлов мог набрать только в пикировании.

На момент появления в 1935 г. это были очень продвинутые машины – первые цельнометаллические торпедоносцы-моно­пла­ны в мире. Но прогресс в авиации шёл тогда такими бешеными темпами, что к началу 1940-х эти очень красивые самолёты со старомодной гофрированной обшивкой плоскостей уже успели безнадёжно устареть.

8-я торпедоносная
Американцы всё это хорошо осознавали. Накануне сражения при Мидуэе командир 8-й торпедоносной эскадрильи ави­а­носца «Хорнет» капитан 3-го ранга Джон Уолдрон раздал своим пилотам памятки, оканчивавшиеся словами: «И если в воздухе останется хоть один самолёт, я хочу, чтобы он держал курс и добился попадания.» Как в воду глядел!

Именно 15 «Девастейторов» этой эскадрильи первыми из американских палубников обнаружили японское соединение. Пикировщики и истребители из их авиагруппы благополучно заблудились, так что торпедоносцам пришлось идти в атаку в гор­дом одиночестве. А встречали их 26 «Зеро». Результат был немножко предсказуем.

Уолдрон собрал самолёты в плотный оборонительный строй. В надежде на 15 спаренных 7,62-мм пулемётов, что он выбил у начальства вместо одиночных, чтобы хоть как-то повысить шансы своих устаревших машин. Но для серьёзного про­ти­во­сто­яния скоростным и манёвренным истребителям их оказалось явно недостаточно.

На километр к ближайшему авианосцу «Сорю» смогли прорваться лишь три «Девастейтора». А на дистанцию сброса вы­шел всего один, с уже мёртвым стрелком-радистом в кокпите. Пилот этой машины выполнил приказ своего командира и ус­пел сбросить торпеду. Через несколько секунд он тоже был сбит. Добиться попадания ему не удалось.

6-я торпедоносная
Ещё одной странностью американских авиаторпед была их несуразная дальность, достигнутая за счёт низкой скорости – всего 33,5 узла. Столько же, сколько у тогдашних авианосцев и крейсеров, не говоря уж об эсминцах. Так что даже тяжёлые ко­раб­ли были в состоянии от них если не убежать, то без особых проблем увернуться.

Единственным вариантом результативной атаки была тактика «молота и наковальни». Когда две группы торпедоносцев од­новременно атакуют с правой и левой скулы корабля. Так что, уворачиваясь от торпед одной группы, он неизбежно под­ста­вит борт другой. Или получит обе, если сохранит начальный курс.

Именно этот приём попытались провести 14 «Девастейторов» 6-й торпедоносной эскадрильи с авианосца «Энтерпрайз», появившиеся над «полем боя» спустя считанные минуты после гибели коллег с «Хорнета». Разделившись на две группы, они попытались взять в клещи ближайший к ним авианосец «Кага».

Они тоже шли без истребительного прикрытия, но поначалу им повезло. В воздухе в тот момент находились уже 30 «Зе­ро», но большая их часть находилась в нескольких километрах – рядом с «Сорю». К тому же, многие уже расстреляли куцый боекомплект своих 20-мм пушек. Так что к цели прорвалось уже «целых» 5 торпедоносцев из 14.

Но японцы к тому времени успели нарастить количество истребителей до 39. Зашедшим с разных курсов двум маленьким группам «Девастейторов» не дали шанса провести синхронную атаку, и «Кага» спокойно увернулся от разделённых по вре­ме­ни «залпов». Стоило это 10 сбитых торпедоносцев, ещё один был вынужден сесть на воду.

3-я торпедоносная
В тот момент, когда не отягощённые больше торпедами остатки 6-й торпедоносной пытались сделать ноги, к японскому со­е­динению уже направлялась третья за час группа «Девастейторов». Это была 3-я торпедоносная эскадрилья с «Йорктауна». И она была единственной, что шла в атаку не в гордом одиночестве.

Четырьмя километрами выше летели пикировщики, но главное – там были ещё и истребители. «Основные силы» из че­ты­рёх «Уайлдкэтов» на высоте 2000 м, и ещё два – в виде непосредственного охранения торпедоносцев. Планировалось тоже че­ты­ре, но в последний момент перед взлётом численность и так скромного эскорта была урезана.

Японское соединение, как мы помним, в тот момент прикрывали 39 «Зеро», три из них село для пополнения бое­комп­лекта, но взамен подняли сразу 6 свежих. 42 «Мицубиси» A6M2 против 6 перетяжелённых «Грумман» F4F-4 – результат, казалось бы, опять был «немножко предсказуем». Однако на этот раз безответного избиения не получилось.

Четвёрка командира 3-й истребительной эскадрильи капитана 3-го ранга Джона Тача не только оттянула на себя добрую по­ловину «Зеро», но и ухитрилась сбить четыре из них ценной потери одного своего. Пара из охранения тоже не подкачала и отправила на дно ещё как минимум трёх японцев. 12 «Девастейторов» 3-й торпедоносной получили шанс.

Однако намеченная цель – скорей всего «Сорю» – удачным манёвром ушла из-под удара, и командир эскадрильи решил ата­ко­вать другую. Эти лишние километры стоили потери половины машин. Синхронной атаки опять не получилось, и теперь уже «Хирю» увернулся от двух разрозненных торпедных «залпов». Из всей эскадрильи уцелело лишь две машины, но и им при­шлось садиться на воду. Топлива до своих авианосцев не хватило.

Торпедоносцы с Мидуэя
Логично предположить, что столь чудовищные потери были вызваны прежде всего несовершенством устаревших «Дева­с­тей­торов».  Однако первыми американскими самолётами, что атаковали японцев в тот день, были совсем другие торпе­до­нос­цы. За два с лишним часа до палубников к японскому соединению вышли шесть новейших ударных самолётов «Авенджер», взлетевших с аэродрома аталла Мидуэй. Эти крепкие скоростные машины были гораздо лучше вооружены, а кроме того несли хоть и те же торпеды Mark XIII, но с уве­ли­ченными, благодаря нехитрой модификации, высотой и скоростью сброса.

Но их встретили 28 «Зеро», и лишь один изрешечённый «Авенджер» смог дотянуть до первого подвернувшегося корабля – тяжёлого крейсера «Тикума» – и сбросить торпеду. От гибели этот самолёт спасло лишь то, что японские истребители были вы­нуждены переключиться на новых гостей.

Это были ещё более мощные, уже двухмоторные армейские скоростные бомбардировщики «Мародёр», доработанные для несения торпед. Однако быстро выяснилось, что в ситуации, когда на каждого по восемь «Зеро» – то и скорость, и пять пуле­мё­тов, включая три 12,7-мм, помогают слабо.


Тем не менее, двум повреждённым машинам удалось прорваться к авианосцу «Акаги» и сбросить торпеды, от которых ог­ром­ный корабль последовательно увернулся. К счастью для них, японские истребители получили команду не преследовать уже не представляющие опасности бомбардировщики, а готовиться к приёму следующих гостей.

Итоги
Всего в атаках на японское авианосное соединение в тот день участвовал 51 американский торпедоносец. Прорваться к це­лям и сбросить торпеды удалось лишь 14 из них. И ни одного попадания.

Долго было принято считать, что главным их вкладом в победу в этом сражении было то, что они «опустили» японские ис­тре­бители практически на уровень моря. Тем самым дав возможность пикировщикам беспрепятственно вынести авианосцы. Однако это вряд ли соответствует действительности.

В случае своевременного обнаружения американских пикировщиков, «Зеро», с их скороподъёмностью почти километр в ми­нуту, без проблем успели бы их перехватить. Но вот как-раз со своевременным обнаружением у японцев оказалось очень плохо. А ещё хуже – с организацией и управлением истребительным прикрытием.

Так что основной заслугой торпедоносцев стало то, что в течении критически важного часа они ценой своих жизней за­с­тав­ляли японские корабли непрерывно маневрировать. Мешая тем самым механикам в ангарах авианосцев перевооружать удар­ные самолёты. А также вынуждая непрерывно поднимать – а главное сажать – всё новые истребители. То есть держать лёт­ные палубы «чистыми». В результате японцы так и не смогли подготовить и поднять в воздух ударные авиагруппы до роковой атаки американских пикировщиков.

Потери
Торпедоносцы заплатили за это очень дорого. Из 41 «Девастейтора» 35 было сбито, ещё три сели на воду, а из трёх вернув­шихся один был сразу списан. Итого потери составили 95% техники. Всего погибло 68 лётчиков (83%) не считая раненых. Шес­те­рых сбитых удалось найти и спасти, включая единственного выжившего из 8-й торпедоносной.

Но так повезло далеко не всем. Трёх американских лётчиков, включая пилота торпедоносца с «Йорктауна», подобрали япон­цы. После короткого «форсированного» допроса им раскроили головы пожарным топором и выкинули за борт. Ма­лень­кий штрих к распространённому заблуждению, что японский флот был «цивилизованней» их армии.

Из 10 «Авенджеров» и «Мародёров», что взлетали с Мидуэя, потери «железа» составили все 100% – 7 машин было сбито, три дотянувших до атолла пошли на списание. Потери лётного состава – 30 погибших (65%) и пятеро раненых. Для многих это будет сюрпризом, но потери как пилотов, так и лётного состава вообще за всё сражение в целом у одержавших при Мидуэе по­бе­ду американцев оказались намного выше, чем у проигравших японцев.

Выводы
Подобные примеры можно приводить ещё очень и очень долго. Мы слишком привыкли к тому, что США – это либо един­ственная сверхдержава на планете, либо, как минимум, одна из двух сверхдержав. У Дяди Сэма всегда всего много, и воюет он исключительно при наличии подавляющего количественного и качественного превосходства. Не говоря уж о мороженом и тё­плых сортирах, без которых американцы, как всем известно, воевать не могут в принципе.

Но в реальном декабре 1941 г. Соединённые Штаты оказались в очень непривычной и непонятной для нас, нынешних, си­ту­ации. Внезапно выяснилось, что им противостоит сила, по многим аспектам превосходящая их как количественно, так и ка­чественно. И до того момента, когда могучая промышленность США сможет обеспечить то самое «тупое заваливание железом», надо было ещё как-то дотянуть. А пока воевать тем, что есть здесь и сейчас, сделав, как и многие другие в подобной си­ту­а­ции, ставку на единственный доступный «ресурс» – массовый героизм личного состава. И эта ставка сработала.

Япония, не имевшая природных ресурсов для своего развития, уже после Первой мировой войны сумела «отжать» несколько немецких колоний в Тихом океана в Юго-восточной Азии. Но их количество не позволяло обеспечить ресурсами развивающуюся экономику «страны восходящего солнца», поэтому Япония, накопив военный потенциал, повела агрессивную политику против несильных государств этого региона. Начала с Китая,  создала в северной части которого вроде как самостоятельное государство Маньчжоу-Го,  но целиком зависящее от Японии, и выкачивала из захваченных территорий все нужные Японии ресурсы. Но чего там было мало, так это нефти. Вот за ней и пошла Япония в Юго-Восточную Азию.  Основной силой в этой экспансии был военно-морской флот.

Знаменитый японский адмирал Ямамото в 20-30-е годы был военно-морским атташе Японии в США и знал возможности промышленности этой страны.  Он всегда считал и говорил, что в затяжной войне против США Японии никогда не победить. И единственный шанс заключается в нанесении американцам чувствительных поражений в начале войны и пойти на мирные переговоры.

Но чтобы побеждать янки, нужен флот. Создать огромный флот, равный американскому, Японии не под силу, т. е. количеством ей не взять США. Поэтому японцы взяли курс на повышения качества и своих кораблей, и самолетов, но главное — кадров матросов и летчиков. И здесь они не жалели ни сил, ни денег, не ресурсов.  Я уже писал, что американцы практически не проводили  учений с реальными торпедами — дорого. А японцы в этом добились реальных результатов.  И летчики авианосной авиации, штурманы и радисты самолетов были лучшими специалистами в мире за счет упорной подготовки. Об этом рассказывал в своих лекциях историк войны на Тихом океане Максим Токарев. Однозначно, японские пилоты превосходили своих американских визави в первой половине войны.  Потом и американцы научились воевать, и их самолеты стали лучше, а японские самолеты устаревали, а лучшие пилоты погибали в боях, а достойную смену им японцы не успевали готовить. Поэтому и появились скороспелые летчики-камикадзе в конце войны.

Помните знаменитый фильм «В бой идут одни старики»? Там есть эпизод, когда комэск Титаренко спрашивает вновь прибывшее пополнение, что они умеют. Оказалось, только взлетать и садиться.  И поэтому вначале он их не пускает в бой. А в Японии в части приходили уже прекрасно подготовленные и много что умеющие летчики.  Но только в первой половине войны.

А в начале войны японские торпедоносцы, атакуя на предельно малой высоте, выполняли горизонтальную змейку, и зенитчики с американских кораблей не сбили не один торпедоносец при выходе в атаку. Лишь когда они сбрасывали торпеду на расстоянии 600-800 метров до корабля и начинали набирать высоту с виражом,  в них иногда попадали американцы.
 
А были ли в военно-морском флоте СССР торпедоносцы, ведь известно, что авианосцев ни у нас, ни у немцев не было. Оказывается,  были, но взлетающие с полевых аэродромов и с единственного непотопляемого авианосца — острова Крым в Черном море.  Были они и на Северном, и на Балтийском флоте, и внесли свой вклад в победу над врагом. Правда, дорогой ценой заплатили наши летчики-торпедоносцы за эту победу.

Средняя продолжительность жизни советского летчика-торпедоносца в годы Великой Отечественной войны составляла 3,7 боевых вылета. Боевая работа этих мужественных людей хорошо показана ,пожалуй, в самом тяжелом фильме про войну "Торпедоносцы". Но реальность была гораздо более страшной и героической. Сегодня я хочу рассказать вам о налете советских торпедоносцев на румынский порт Констанца 28 сентября 1943 года.

Во второй половине сентября 1943 года немцы начали эвакуацию своих войск с Таманского полуострова (Кавказ) в Крым. Пассивность Черноморского флота, его слабое противодействие морским перевозкам врага вызвали гнев Ставки. Чтобы хоть как то оправдать себя в глазах верховного командовани, штаб Черноморского флота спешно планирует и проводит ряд операций. Об одной из них, приведшей к гибели 6 октября 43 года 3-х кораблей, я уже писал. Другая, о которой пойдет речь - это налет на румынский порт Констанца.

Для операции было выделено 7 самолетов 36-й дальнебомбардировачного полка: 6 торпедоносцев DB-7B "Бостон" и разведчик A-20G "Бостон". Чтобы добраться до цели, самолеты должны были пройти 800 км вдоль занятого немцами побережья Крыма, атаковать и вернуться назад. Горючего было в обрез, ведь предельная дальность Бостона составляла 1680 км. Вел группу заместитель командира полка, опытный летчик-испытатель полковник Шио Бидзинович Бидзиношвили.

В 11:00 28 сентября самолеты пошли на взлет. К цели "Бостоны" шли на высоте полукилометра, соблюдая радиомолчание. На случай работы немецких радаров летчики трижды меняли курс. Но в 40 километрах от Констанцы группу заметил немецкий разведывательный самолет - внезапность была потеряна. Понимая, что впереди их ждет шквал зенитного огня, Бидзиношвили разделил свои силы. Сам он в паре со старшим лейтенантом Дюковым атаковал в лоб, отвлекая на себя огонь зениток. Другие две пары атаковали справа и слева. То что случилось дальше, читаешь, открыв рот. Вспоминает командир румынской зенитной батареи.

Их было шесть, а седьмой, по-видимому, разведчик, прошел на большой высоте. Три самолета были подбиты над базой... Их летчики направляли свои машины туда, где можно было нанести максимальный урон. Один самолет взорвался на территории нефтегородка, второй пытался горящим врезаться в корабль, но почему-то не долетел и врезался в платформу с танками в северной части города.

Разберем судьбу каждого самолета.
Самолет Бидзиношвили был подожжен ещё на подходе к цели. Сумев поразить торпедой большой корабль (свидетельствует стрелок с самолета Дюкова) полковник направил свой горящий самолет на нефтехранилище, которое и уничтожил ценой своей жизни.

Второй самолет первой пары старшего лейтенанта Дюкова уничтожил торпедой стоявший у пирса катер и повредил шхуну. Будучи подбитым, упал прямо на зенитную батарею. Дюков и его штурман младший лейтенант Недужко пережили приземление и погибли, отстреливаясь до последнего патрона. Стрелок-радист Миронов попал в плен бессознательном состоянии.

Вторая пара майора Фокина и старшего лейтенанта Рукавицына уцелела и результативно сбросила торпеды. Торпеда Рукавицына повредила стоявший у пирса миноносец.

Третей паре повезло меньше. Самолет старшего лейтенанта Рыхлова был поврежден, летчик и штурман получили ранения. Несмотря на выбитый глаз старший лейтенант Клюшкин (штурман) продолжал работать с прицелом до самого сброса торпеды. Машина вернулась на базу.

Самолет капитана Левашева также был подожжен и летчик направил его на железнодорожную станцию, прямо на стоявший там эшелон с горючим.

Два тарана из шести участвовавших! Три, если Дюков сознательно направил свой самолет на батарею. К сожалению последовавший спустя неделю провал Черноморского флота затмил этот подвиг, но справедливость все-таки восторжествовала, и летчики Фокин Афанасий Иванович, Рукавицын Владимир Павлович, Рыхлов Александр Дмитриевич, а также штурман Клюшкин Алексей Степанович получили свои Звезды Героя Советского Союза. Бидзиношвили и штурман эскадрильи Кардонский Шика Абрамович были удостоены этого звания только в 1990 году, посмертно!
Как известно людям, интересующимся историей Второй мировой войны, самые высокие потери среди отдельных родов войск понесли моряки-подводники. У немцев почти 75% выходивших в море нашли свою смерть в пучине морей и океанов, а других флотах немного меньше, но все равно, больше 50%.  Примерно такие же потери понесли экипажи самолетов-торпедоносцев,  за что им честь и слава.


Рецензии