Сто лет гнева 5. Гнев Мани
Праздник Бемо
Индия. Век пятый. Большая толпа людей собралась на большой площади возле небольшого монастыря последователей Мони. Собирались от нешгодования тому, счто сначала царь царей Ирана принял Мони и его веру, и новая вера распостранилась пл всему Востоку. Мони считал высшим сушеством душу, а тело считал лишь формой, и чтобы убедиться правду его учения, по приказу царя отделили тело от души Мони.
Мани; (14 апреля 216 в Мардине, Ктесифон, Парфянская империя — 274 или 277, Гундешапур, Сасанидская империя) — духовный учитель, основатель манихейства, древнеперсидский художник и поэт. Настоящее имя — Сураик, сын Фатака (др.-греч. ;;;;;;;;). В середине 3 века он создал свою веру Манихе;йство, дуалистическое религиозное учение, сочетавшее элементы христианства, зороастризма, буддизма и некоторых других верований; по манихейским источникам, оно представляет собой восстановление первоначальной истинной религии. Название – по имени основателя Мани.
Manichaeorum haeresi) — синкретическое религиозное учение, возникшее в III веке в государстве Сасанидов (на территории современного Ирана). Названо по имени своего основателя — Мани с добавлением эпитета «живой» (M;n; ;ayy;').
Мони первоначально проповедовал свою веру в Индии, как дальние восточные окраины Ирана, в которых в то время процветал буддизм. Правителем сасанидского Ирана, он был принят. Но по приказу следующих царей Ирана Мони был казнен. И все же в течение несколько веков в Индии и часть Китая поклонники новой веры отмечали день рождения Мони.
Гнев мони превратился в праздник надежды на всепрощание Бога…
В Индии он назывался праздник Бема.
В Индии праздник Бема отмечается в последний день поста, в память о мученической смерти Мони на престоле Бема (от греч. ;;;; «ступень, возвышение, алтарь»; это слово заимствовано в семитские языки). Бема — пятиступенчатое воз¬вышение в храме, на котором, согласно источникам, восседал Мани при жизни, когда читал свои проповеди.
Оно также символизирует престол эсхатологического судьи, на который он воссядет после конца света. Праздник отмечался весной (февраль/март) и начинался в вос¬кресенье; ему предшествовал строгий 30-дневный пост.
В праздничную ночь избранные собирались вокруг трона Мони (висячего ложа Мони), состоявшего из пяти ступеней, и исповедовались в своих грехах в течение года. По их словам, Мони спускается в полночь, восседает на троне и прощает грехи исповедующимся верующим.
Добродушный рассказчик начал торжество незримо, привлек внимание толпы, выполнил различные таинственные действия, тьма вечера и волна света от огня свечей и множества благовоний создали неповторимую церемонию и великолепный эффектный спектакль, который сделал не оставить никого равнодушным.
Рассказчик вышел на середину большой площади, стал перед горящим огнем и пропел Богу хвалу:
- Я разрываюсь вместе с тобой и падаю ниц с сердцем, полным чистоты, и с языком, богатым правдой, восхваляю тебя, о Великий Боже, о Отец Света и субстанция всех светов.
О Господь, Ты объект нашей хвалы и благословения.
Любящий Тебя есть тот, кто любит Твоих ангелов, Твоих избранных, Твое слово, славу Твоего величия и то, что хорошо и прекрасно в Твоих очах, как Ты Бог, от Которого вся истина, жизнь, свет и святость берёт начало
Его коллеги и все последователи Мони стояли на каждом углу площади и повторяли молитву, прочитанную Рави.
- Я разрываюсь вместе с тобой и падаю ниц с сердцем, полным чистоты, и с языком, богатым правдой, восхваляю тебя, о Великий Боже, о Отец Света и субстанция всех светов..."
Рассказчик еще раз поклонился огню, сложил руки в приветственном жесте и сказал сначала тихо:
- Мони, привет...
Потом крикнул громче:
- Хаййо, Мони! (Есть Мони)
Последователи Кеша радостно пожимали друг другу руки и повторяли:
- Хаййо, Мони!
Рассказчик повернулся к народу и сказал с радостью:
- Хаййо, Мони! Мони есть! Мони вечный!
И повторили его последователи.
- Хаййо, Мони! Есть Мони! Мони вечный!
Рассказчик продолжил:
- Приветствую тебя, кто придет из тьмы!
Подписчики повторили.
- Этим вечером появляется дух Мони и очищает нас от греха.
- Тот, кто совершил грех и намерен очиститься, должен омыться в водах Ганга и отдохнуть посреди этой площади. Это не обычная вода, это вода жизни. Цель интерпретации Мони термина «вода жизни», которую он много раз использовал в своих трудах, - это духовная вода, которая ведет к чистоте человеческой души.
Помощники вели людей к реке.
Рассказчик приказал:
- Очищаем себя водой.
Тысячи мужчин и женщин, старых и молодых, двинулись к воде. Такое празднование повторялось каждый год, а основное предназначение его было известно большинству. Несведущие люди тоже шли невольно в надежде избавиться от своих грехов.
Малайамин взял жену за руку и указал на Гангу. Мохмохан подчинилась приказу мужа, но на самом деле вошла в воду с желанием своего сердца. Затем они оба надели сухую одежду и сидя на коленях слушали слова ведущего.
Под музыку мираданга и флейты рассказчик вспомнил слова Мони:
- Не люби ни золота, ни серебра, ни мира. Не будь сыном только своих родителей, не привязывайся к благоухающему венку и не наслаждайся красивой улыбающейся женой, не привязывайся к похоти тела и ложным теням...
Последователи повторяли:
- Не привязывайся к похоти и ложным теням"...
Рассказчик резюмировал:
- Потому что "Ты не из этого места и корни твои не из этого мира", сказал наш великий мудрец Мони.
И все люди повторяли:
- Потому что "Я не отсюда и корни мои не от мира сего"
После того, как все ученики омылись водой Ганга, рассказчик небрежно сказал:
- О, тот, кто брызгал водой и думал, что ты очистился от всех своих грехов. Знайте, что тело — это одно, а ум — совершенно другое.
Все повторяли.
- О вы, плескавшиеся в воде и думавшие, что очистились от всех своих грехов, знайте: Мони ушел из секты муггтасила, потому что не считал омовение в воде и физическую чистоту истинной чистотой. Он считал, что омовение возможен только через одухотворенность и просветление. Он ставил духовное влияние выше физического. Уход от мирских стремлений, погашение потребности тела, приближает человека к Богу и самопознанию, делает путь к своей сущности чистым и праведным. Он считал мир долиной крови и слез, а человека птицей, обреченной на плен, скитания и бездомность.
Мохмохан, который слушал речь рассказчика, как только церемония была совершена, прошептал:
- Это учение полностью противоречит учению религии Маздаясно.
Малаямин закрыл её рот пальцем:
- Грех нам с тобой выступать в этом клубе с великими мира сего.
Вынуждена была замолчать женщина.
Когда все кающиеся закончили церемонию омовения и дождались прихода Мони на площадь, продолжилась зрелищная церемония, включающая в себя самые важные моменты жизни Мони.
Ароматный ладан постепенно сжигался в сотнях мест и делал воздух приятными. Музыка играла тихо. Рассказчик стоял перед светом камина и свечей, его золотые одежды сияли сотней цветов, и он казался больше, чем был. Он оставался неподвижным и лишь немного открывал губы, но громким сильным голосом подбирал слова с определенным ритмом, и казалось, что Рассказчик молчал и от его имени говорил ангел.
С одной стороны некоторые из приверженцев веры заняли место сбоку от сцены, подвергая свои тела страданиям и отвлекая внимание публики от Рави.
В конце ведущий заключил:
- Смотри, какое великое учение заповеди Мони. Итак, Мони с нами.
Все повторяли:
- Мони с нами!
- Мони жив! – сказал ведущий
Все повторяли:
- Мони жив!
- Мони наш спаситель!
Все повторяли:
- Мони наш спаситель!
- Хаййо, Мони!
Все повторяли:
- Хаййо, Мони!
- Хаййо, Мони!
- Хаййо, Мони!
Тогда монах объявил, что сейчас начнется обряд покаяния людей, который будет продолжаться почти до утра. Потому что вечный дух Мони уже присутствует и ходатайствует перед Богом, чтобы люди могли быть помилованы.
Тайный советник царя Малаямин ждал этого момента больше всего на свете. Он думал, что молодая, красивая, но нелюбимая жена поймет свою ошибку и подготовится к семейной жизни и рождению детей. Но оказалось, что это только его желание. Поговорим об этом позже.
В целом пестрота мнений и сект, сильно отличавшихся друг от друга, приводила к ослаблению веры и доверия людей. Но познание этой важной доктрины была не единственная цель сыщика Малаямина в ту ночь. На самом деле предводитель индийских мудрецов проводил много времени на этом многолюдном празднике не только для расширения своих религиозных взглядов. Конечно, у него было много обязанностей, и в следующей главе мы видим, как ему удавалось их выполнять.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №223041700358