О вступлении Финляндии и Швеции в НАТО

По поводу вступления Финляндии и Швеции в НАТО я не особо удивился стремлению этих стран войти в блок. В связи с резким усложнением международной обстановки и разнузданной русофобией под эгидой США подачи заявок от финнов и шведов были ожидаемы. Специальная военная операция российских вооруженных сил, проводимая с 24 февраля 2022 года с целью «демилитаризации и денацификации Украины» была всего лишь на всего предлогом. Если от Финляндии заявка на вступление в НАТО предельно понятна, как от бывшей страны-участницы гитлеровской коалиции во второй мировой войне, (кстати, нагло нарушающей по Московскому договору 1944г. обещанный ею нейтралитет), то заявка от Швеции, соблюдающей нейтральный статус с 1814 года, имеет некие исторические особенности. Поэтому меня больше интересовала позиция вхождения в блок Швеции, а именно, как давно она стала проявляться, и не может ли «нейтралитет по-шведски» во II мировой войне в какой-то мере оказаться предтечей окончательного нарушения нейтралитета.

Для этого остановимся хотя бы на одной международной конференции, которая была проведена в 1996 году по проблемам двух мировых войн в Москве в стенах Российской Академии наук, в которой мне было доверено участие от военной академии им. Ф.Э.Дзержинского. Позже эта академия в духе того времени была переименована в ВА им. Петра Великого РВСН, хотя эти великие личности никакого отношения к современным грозным войскам не имели. Помнится, в напутствие мне моё руководство сказало просто, что бы больше слушал и не вступал в споры, так как нас всё равно никто не услышит. Время было такое, когда Западу нравилось, если ему не перечили и соглашались с ним во всём и при этом шли на всяческие уступки.

В одном из докладов, молодой шведский 28-летний профессор г-н Оселиус нудно объяснял, как тяжело было обеспечивать нейтральный статус Швеции во время войны и после её окончания в течение полувека, когда ведущие европейские страны входили в блок НАТО. Вот она первая особенность. Они хотели уже тогда войти в блок, но им было архи трудно сдержать своё желание. Далее, и особенно, эти трудности стали проявляться в наши дни, когда Швеции никто не угрожал до этого, однако 70% населения стояло на позиции вхождения в блок (?!). Мне показалось, что цифры были явно взяты с потолка, к тому же, если хорошенько подумать, зачем послевоенному и современному сытому шведскому обывателю думать о каком-то блоке (?). И я не удержался.

Мой вопрос, заданный молодому шведскому профессору вызвал в зале самый настоящий шок (!). Я спросил тогда его: «Так почему же вы всё-таки стремитесь войти в блок НАТО, когда вам никто не угрожает?». Помню, в президиуме воцарилась паника, связанная с поисками списков участников Конференции, в которых искали, очевидно, мою фамилию и организацию, к которой я принадлежу. И когда нашли, все сразу как по команде закивали головами. Микрофоны не были выключены, и мне послышалось, как в президиуме прозвучало несколько раз «это от КГБ». Да, к сожалению, сработала приставка к моей академии «им. Дзержинского». Усмехнулся, меня приняли явно не за того специалиста, кем я был на самом деле.

Швед не знал, как ответить на мой вопрос. После заметной паузы, не скрывая волнения, профессор сказал, что он по большей части историк, а не политик и предпочитает не вмешиваться не в свою компетенцию. Хорошая отмазка. Браво, профессор!

Но на этом история не закончилась. В перерыве РАН раскошелилась, и всем участникам бесплатно был предложен небольшой перекус – чашечка кофе и пирожное на блюдечке. Не успел я притронуться к трапезе, как ко мне подходит целая делегация шведов и датчан и начинают представляться по порядку, кто они есть. Очень вовремя. Наверняка теперь кофе остынет.

Один из них мне запомнился тем, что он оказался преподавателем Королевской военной академии Нидерландов и сразу предложил прочитать у них цикл лекций по военному искусству. Ага, быстро они сработали и разузнали мою специфику. Пришлось ответить, что на это мероприятие нужно разрешение моего руководства и если они его добьются, то я буду готов для общения. При этом дал понять господам, что на этот счёт есть специалисты и покруче меня. Все одобрительно закивали.

И тут один из шведов спросил, а как бы я ответил на мой вопрос. Для меня это было неожиданностью. Но тут, мне кажется, на помощь пришли высшие силы, и я вспомнил, что в центре Стокгольма стоит памятник. Рукой статуя показывает на Россию, то есть как бы на поход «Drang nach Osten». И поэтому мой ответ был прост: «Памятник вашему королю Карлу XII указывает направление наступления на Россию и у некоторых ваших политиков в генах продолжают жить идеи короля-полководца. Но дело в том, если вы пойдёте против даже ослабленной России (а Запад своей конверсией уничтожал тогда нашу военную промышленность), вас однозначно побьют, а когда вы вступите в НАТО, то в составе блока появится шанс вернуть потерянные территории». Делегация, как по команде, молча развернулась на 180 градусов и быстро удалилась, а мне всё же удалось допить свой ещё не остывший кофе. Вот такая история.

Позже я узнал, что памятник был установлен осенью 1868 года. Деньги на изготовление скульптуры собирались по всей стране, что называется, всем миром. Долгое время скульптура короля, красноречиво указывающего перстом в сторону России, считалась олицетворением духа короля-воина. Карл XII погиб в 1718 году от пули при осаде крепости Фредрикстен.

Король Карл остался в истории как величайший завоеватель и великий упрямец. Он не был похож на других монархов, воевал не ради укрепления своего положения, а ради славы, любил раздавать короны. Его упрямство, нежелание реально оценивать превосходство врага привели к поражению шведской армии и лишили Швецию позиции ведущей державы Европы.

Ещё одна особенность, о нейтралитете по-шведски. К началу II мировой войны среди всех стран Северной Европы Швеция располагала наиболее сильными вооруженными силами и официально поддерживала военный нейтралитет, который она объявила, напомню, еще в 1814 году сразу же после Венского конгресса и с этого же года не принимала участия в войнах. Однако ей трудно было обеспечивать этот нейтралитет после немецкой оккупации соседних Норвегии и Дании. В апреле 1940 года Швеция была уже менее способна противостоять давлению Германии и, опасаясь оккупации, в июне 1940 года подписала с Германией транзитное соглашение, разрешающее транзит товаров и войск через Швецию в Норвегию и Финляндию. Подсчитано, что только в августе 1943 года немецкие солдаты, по очереди на фронт и с фронта, совершили около 250 тысяч поездок по территории Швеции. Кроме того, шведский флот сопровождал немецкие конвои со шведским эскортом в Германию на Балтике. Эта историческая особенность нейтралитета по-шведски указывает на то, что если шведы не будут приняты в НАТО (при определённых обстоятельствах), они всё равно станут неформальным его членом, то есть по отношению к России недружественным государством.

21.05.22
илл. из Интернета


Рецензии
Благодарю Вас за эту публикацию. С уважением

Вадим Бережной   03.12.2023 18:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим! С ув. ББ

Борис Бочаров   04.12.2023 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.