Милость и справедливость
Почти сорок пять лет нас связывают дружеские отношения, город Саратов, молодость, карточные столы, бессонные ночи, волшебное кооперативное движение, затем начало девяностых, Москва, совместная работа и многолетняя дружба, длинною в жизнь.
Несколько дней назад по телефону Борис рассказал мне небольшую историю, о которой я не знал, и которая произошла с его сыном почти двадцать лет назад.
Эта маленькая история о мудрости и справедливости.
Сыну Бориса, Косте, тогда было 15 лет, он учился в Английской школе, никогда ни в чём не нуждался, полная благополучная обеспеченная семья, квартира на Кутузовском проспекте, всё чтобы он не захотел, родители предоставляли ему в полной мере.
Как-то очень поздно ночью Костя возвращался домой с какой-то программы, денег на такси хватило только до Дорогомиловского моста, там он вышел и пошёл пешком по мосту до Кутузовского проспекта.
На мосту к нему подошли двое парней, как потом оказалось одному было 19 лет, другому 21 год, и они приехали в Москву из какого-то небольшого города.
Мальчишки потребовали у Кости деньги, он им объяснил, что денег нет, если бы деньги были, то он доехал бы до дома на такси.
Тогда они ему сказали: «Снимай куртку», Костя начал сопротивляться и попытался от них убежать, но они его догнали и начали с него снимать куртку.
В это самое время по мосту проезжала полицейская патрульная машина.
Полицейские увидели, что с мальчишки снимают куртку с кого-то куртку, остановили машину и поймали убегающих пацанов.
Костю вместе с «преступниками» привезли в отдел полиции, там Костю опросили, заставили написать заявление на мальчишек и всё, больше его ни разу не вызывали к следователю.
Прошло два-три месяца, пришла повестка в суд, Костю вызвали как потерпевшего, а так, как он был несовершеннолетним, то Борис пошёл на суд вместе с ним, как его представитель.
К этому времени «мальчишки-разбойники» уже просидели два-три месяца в следственном изоляторе и на суде, исхудавшие и испуганные, находились под стражей.
Судья спросил у Кости, какое он хочет, чтобы суд вынес наказание для ребят.
Костя ответил: «Cамое большое.»
Борис остановил сына и обратился к судье: «Гражданин судья, мой сын никогда и ни в чём не нуждался, у него с самого рождения уже всё есть, и квартира в хорошем доме, и мама, которая каждый день готовит ему завтраки и обеды.
А эти полуголодные мальчишки, мы не знаем, что и как у них в семьях, и они уже просидели несколько месяцев в тюрьме за такое незначительное преступление.
Прошу вас, не портите им жизнь, я больше чем уверен, что они уже множество раз раскаялись в своём поступке и уже никогда не встанут на преступный путь.
Тюрьма ещё никого не делает лучше, пожалуйста оставьте им срок, который они уже отсидели, и отпустите их на свободу.»
Вопрос Конфуцию: «Правильно ли отвечать добром на зло?»
Конфуций: «Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью».
Ты всё ещё веришь в справедливость?
У голодных людей, никогда не видевших мира, и людей, никогда не знающих войны, разные представления о справедливости.
Банкиры и политики, серийные убийцы и их жертвы, депутаты государственной думы и чернорабочие из средней Азии, судьи и те, кого они судят, священники и охотники за женщинами, черные и белые, богатые и нищие, откуда такие диаметрально противоположные различия?
Почему все мы такие разные? Где высшая справедливость, равные для всех условия, где же Ты, Бог?
Жизнь не справедлива: я никогда не стану президентом своей страны, а сидящий на электрическом стуле не доживет до следующего утра.
Шримад Бхагаватам книга 12, глава 2
Шукадева продолжал: «В грядущий век порока в людях день ото дня будут истощаться такие добродетели, как верность долгу, чистота, правдивость, терпимость и милосердие.
От того жизнь человека сократится непомерно, и он ослабеет телом и памятью.
Богатством будет измеряться значимость человека, его происхождение и доблесть.
Уважать человека будут не за благородство, благонравие и добрые дела, но за его деньги.
Закон будет на стороне сильных и прав будет всегда тот, в чьих руках власть.
Женщины и мужчины будут вступать в семейный союз лишь для чувственного удовольствия, в делах торговых воцарится обман, главным мужским и женским достоинством будет умение изящно совокупляться, а чтобы прослыть духовным лицом достаточно будет повязать облачится в одежды священника.
Не умение подкупить судью будет равносильно поражению в судебной тяжбе, запутанная речь станет признаком учёности, бедность будет пороком, мошенничество — добродетелью, бракосочетание будет свершаться по устному соглашению.
Сытость будет целью человеческой жизни, наглость будут принимать за правдивость, умение содержать семью будет подвигом для мужчины, заповеди будут соблюдаться лишь тщеславия ради, потому, как нравы духовенства, чиновников, купцов и работного люда развратятся до предельной степени, правителями будут становится самые жесткие и лживые люди.»
Всем поровну, старт, финиш и то, что находится посередине этих фундаментальных величин?
Но реальность, то, что я наблюдаю несовместимо с логикой, у кого-то намного больше, у кого-то намного меньше, у кого-то всегда пребывает, у кого-то всегда угасает, концовка сценария также нелогична, непоследовательна и противоречива.
Справедливость — не наш случай, театр волшебных аттракционов и феерических каруселей для меня на сегодня закрывается.
Евангелие от Матфея, глава 26.39
Отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты.
Справедливость, как таковая, вообще не является фундаментальным законом вселенной.
Милость выше справедливости, выше закона, выше рациональности, выше рассуждений о хорошем и плохом, природа её непостижима и необъяснима.
Когда на сцене проявляется милость, то рациональность, законность, обоснованность, правосудие, справедливость, долг - все эти фундаментальные утверждения теряются, растворяются, уходят на второй план.
Никто и ничто не в силах воспрепятствовать этому явлению.
Милость моего Господина не ограничена никаким образом, она распространяется на всех, не заботясь о качествах, заслугах, квалификации, положении, ничем не связанное, ничем не ограниченное явление.
Милость Бога не интересуют правила, предписания, традиции, правота, истинность, общественное мнение, нормы, порядки, законы, установки, она вырывается словно пламя огнедышащего костра за пределы всех моих и твоих ожиданий.
Никакая квалификация, никакие заслуги, никакие достижения, никакое положение в духовной иерархии не принимаются в расчет, лишь одно явление – безусловная преданность Господу.
Достаточно ли я смел для того, чтобы рискнуть всем, что приобрел, за что сражался, за что держусь, к чему привязан?
Достаточно я решителен, чтобы не оглядываясь назад шагнуть в неведомое, в зияющею вечность?
Этот мир не предназначен для того, чтобы в нем счастливо и долго жить, стоить планы, пытаться как-то закрепиться, комфортно обустроиться.
Знания, расчеты, оценки, приобретения, положение, карьерные траектории, богатство, долгая жизнь, хорошее, плохое — всё это бессмысленно, лишено всякой ценности.
Я веду себя, действую, мыслю таким образом, словно буду находиться в этом теле вечно, а жизнь моя словно скорый поезд Москва - Петербург, скоропостижна и быстротечна, не успел оглянуться, а уже приехали.
Шримад Бхагаватам книга 2, глава 2
Сотворённая вселенная не запланирована Творцом как место возможного счастья, потому всякие усилия для достижения счастья здесь неизбежно оказываются тщетны.
Шримад Бхагаватам книга 1, глава 5.
Ищущий спасения в Красоте навеки связал себя с Нею незримою нитью.
Раб Прекрасного даже если в минуту слабости потерял веру в своего Господина, никогда уже не будет чувствовать себя комфортно, уютно в мире тщеславия и обмана, ибо испивший однажды сладкий нектар служения Красоте во всём прочем будет чувствовать ядовитую горечь.
Покаяние, самопожертвование, стяжание наук, усмирение страстей, самопознание бессмысленные вещи, если не побуждают человека искать Совершенную Красоту, бежать Ей навстречу.
Справедливость имеет свои условия, она оглядывается на поступки совершающего действия, творится в зависимости от мотивации того, к кому направлена.
Но милость безусловна, она зависит исключительно от Творящего и Раздающего милость.
Существует измерение милости, которое превышает измерения справедливости, Центр притяжения всего и вся, где каждый атом совершает служение Богу, а каждая частичка сознания находится в гармонии с Безграничным.
Милость Господа распространяется на всех, она приходит под видом войн, лишений, страданий, нежелательных обстоятельств, ударов судьбы, неразрешимых проблем, изнурительных болезней, утрат, финансовых кризисов, которые мне, с моим нынешним опытом представляются крайне несправедливыми и неблагоприятными.
Я не принимаю такую милость, это против моих индивидуальных желаний, притязаний, устремлений, ибо она, милость Бога, стоит камнем преткновения на пути удовлетворения моих обнаженных чувств, что подобны оголенным проводам.
Но все мои несчастья и страдания являются частью Твоего плана, Господи.
Твоя милость, это то самое лекарство, что мне нужно принять, дабы избавиться от моих верных спутников: эгоизма, гордости, лицемерия, самовлюблённости, тщеславия, стяжательства, безумия, вожделения, желания обладать.
Единственный Властитель жизней, пронизывающий Собою всё вселенское бытие, я склоняюсь пред Тобою источником света, кто невидим, но благодаря которому видно всё прочее.
Ты прощаешь мне мои фамильярность и грубость, как строгий отец прощает своему сыну его греховные проступки и злодеяния.
Имя Твоё святое, единственное моё оружие, что защищает меня от скорби, страха, беспомощности и уныния.
Объект моего поиска более чем реален, Он находился за пределами законов физики, логики, закономерности, рациональности и математики.
Господин мой полон великодушия и милосердия, Он не может быть исчерпан и сокрушён, нет предела, нет дна, нет начала, нет конца этому непостижимому явлению.
На самом деле Иисус использовал Иуду для великой цели, само предательство Иуды создало площадку, фундамент, основание для милости, которая до сих пор проливается на весь видимый и невидимый мир.
Шримад Бхагаватам книга 1, глава 10.
Господь силою своих чар обволакивает безымянную душу в пелену обмана и ей блуждающей во мгле неведения мнится будто она обладает именем и обликом.
Он побуждает бездеятельную душу творить, и подает ей вещество из коего душа лепит зримые образы.
Он и есть та абсолютная Истина, что постигают ученые мужи.
Он и есть тот Спаситель, милости которого добиваются праведники, вершители добрых дел.
Вы хотите попросить у меня взаймы?
Но мне нечего вам предложить, я сам вечный должник.
Всё что у меня есть - собственность моего Господина, включая моё нынешнее тело.
Я не просто лишен возможности чем-либо обладать, я вообще не задуман Им как обладатель, я жалкий раб Распорядителя милости!
Шримад Бхагаватам книга 4, глава 9
Молитва Дхрувы: «Ты единственный Владыка всех миров, Многоликий, Ты един.
Вещество в совокупности — Твоя внешняя сила, которую Ты приводишь в движение приняв облик мировой Души.
Предавая единому веществу свойства и смешивая их, Ты создаёшь многообразие предметов.
Как огонь выглядит по-разному, в зависимости от вида дров, так единое вещество принимает различные облики в зависимости от того, как Ты смотришь на него.
Ты единственное прибежище для тех, кто жаждет суетных даров и для тех, кто мечтает о свободе.
Ты друг обездоленных и защита страждущих, только лишившись разума можно забыть о том, что Ты существуешь.
Кто поклоняется Тебе ради сиюминутных удовольствий, тот лишен разума, ибо Ты подобно древу желаний можешь исполнить любую просьбу и даровать вечную свободу, вызволив душу из круговорота рождения и смерти.
Что может быть глупее, чем просить удовольствий для умирающего тела.
Но глупцы, подобные мне, просят у Тебя чувственных удовольствий, доступных даже обитателям ада.
Господи, всё, о чем я прошу Тебя, всегда быть возле преданных Тебе душ, чьё служение Тебе не останавливается ни на мгновение, подобно полноводной реке, несущей свои воды к морю.
Служа Твоим рабам, внимая их слову о Тебе, я спасусь из океана невежества, что волнами тревог и невзгод вздымается надо мной.
Служение Вечному единственное оружие против смерти!»
Свидетельство о публикации №223041700057