Дождь

«Человек, доведенный до отчаяния, иначе поступить не может.»

— Личный дневник, 2022.




Сентябрь начался с обложных дождей. Никогда ещё на моей памяти в этих местах такого не было. Тёмные тучи не сходили с неба почти две недели — всё это время город жил в полумраке.

Учебный день кончился. На улице шёл практически отвесный дождь. Определённо, завораживающее зрелище, если сидишь дома с кружкой горячего чая, и совсем иное отношение к этому природному явлению возникает, когда ледяные плети воды то и дело опускаются на измученную твою больную спину, пока ты, стоя по пояс в холодной земле, шестнадцать часов подряд кайлишь свой шурф, опасаясь, что не выполнишь дневную норму. Наказание — расстрел. Десять сотен страниц «Колымских рассказов» Варлама Шаламова сильно деформировали моё сознание.

И вот я стоял, думая об этом, пока меня не окликнул знакомый голос.

— Поедешь?, — спросил Коля, мой одногруппник.
— Ты на машине сегодня?
Он кивнул. Коля был человек хороший, он часто меня подвозил.
— Тогда поеду, а то что-то вплавь сегодня не охота!, — немного улыбнувшись, ответил я.
Коля широко улыбнулся в ответ.
— Только с нами ещё девчонки, — сказал он и мотнул головой куда-то в сторону.
Вдали виднелась жужжащая стайка одногруппниц, неспешно идущих к нам.
— Поместимся?, — спросил я.
— А куда вам деваться? Поместитесь, — улыбнувшись, ответил Коля.

— Кучнее, леди и джентльмены, кучнее!

Спереди уселась грузная Ника, сзади сидел я, вдавленный в дверь, (которую я догадался заблокировать, чтобы случайно не выпасть по дороге) и ещё три девчонки — две на сидениях и одна на коленях подруг.

Доехали быстро. Я буквально вылетел из машины, освободив место, на которое тут же кто-то плюхнулся.

— Спасибо!, — чуть повысив голос, сказал я, подойдя к двери водителя.
— Обращайтесь!, — громко ответил Коля, и поехал дальше.

Я вывернул карманы штанов, трижды проверил карманы куртки, тщательно обыскал рюкзак — ключей нет. На телефонный звонок Коля не отвечал.

Напроситься к кому-нибудь в гости я не мог — все друзья разъехались. Отец Димы нашёл хорошую работу во Владивостоке. Дима уехал. Друг отца Вани подтянул его к себе в Санкт-Петербург. Отец Вани стал делать бизнес. Ваня уехал. У меня отца не было. Я остался.

Тогда я решил позвонить в 36 — Станиславу Андреевичу. Познакомились мы случайно. Станислав Андреевич пришел на ветстанцию, когда я проходил там учебную практику, и принес своего кота — на кастрацию.

— А ты не из нашего двора?, — спросил он, когда я вышел вместе с врачом из операционной. — Двухсотый дом?
— Да, — ответил я.
— Поколешь? Я таскать Тимку сюда не хочу.
— Попросите у врача рецепт, купите шприцы и лекарства.
— Сколько возьмёшь?
— Бесплатно. Я учусь, мне нужно чаще практиковаться.
Станислав Андреевич улыбнулся.
— Хорошо сделаешь — не обижу.

— Станислав Андреевич, здравствуйте! Это Костя Бурков, 76 квартира. Откройте, пожалуйста, я ключи потерял, — громко протараторил я в домофон.
— Заходи на чай!, — прохрипел он, и открыл дверь.

В квартире сильно пахло дикой уткой. Этот запах знаком мне с детства. Мой дед был хорошим охотником.

— Я ненадолго. Скоро мама с работы придёт.
— Раздевайся, проходи, — кивнув, ответил хозяин квартиры и ушёл в комнату.

Станислав Андреевич сидел на диване и чистил ружье. Рядом с ним — табурет, на котором стояли небольшие весы, упаковки с пластиковыми гильзами, пыжи, алюминиевые банки с дробью... Много всего.

— Недавно на охоте были?, — зачем-то спросил я, прекрасно понимая, что это не так.
— Нет.
— А запах?
— Друзья подогнали, — слабо улыбнувшись, ответил он.
— В такую-то погоду на охоту?
— Охотники с Благовещенки, — пояснил Станислав Андреевич.
Мы помолчали.
— Это ИЖ-27?
— Ага, — несколько приободрено сказал Станислав Андреевич, и посмотрел на меня через толстые стекла своих очков в роговой оправе. — Стрелял?
— Да, у деда такое было.
Мы помолчали.
— Как прояснится, на охоту планируете ехать?
— Нет, продаю друга своего. Мне это ружье от отца досталось, — громко выдохнув, ответил Станислав Андреевич.
— Так может, не продавать? Пускай на память у Вас останется.
— Не могу. Надо продавать. Лида — дочка моя — замуж вышла. Приезжали летом. Мужик, вроде, хороший, хочет её к себе забрать — в Калининград. У него там свое дело. Что-то связанное с торговлей. Короче, она скоро с концами туда.
— А Вы?
— Да на черта я им? Я остаюсь.
— Не понимаю. А зачем ружье то продавать?
— Я теперь инвалид по зрению. У меня на одном глазу прогрессирующая катаракта, на другом — глаукома, — поочерёдно указывая пальцем на оба глаза, пояснил он. — Так вот если дочка — мой, по сути, опекун, уедет, меня отправят в дом престарелых.
— Тогда, может, все-таки, в Калининград?
— Я ж тебе говорю: я им не нужен. Лида мне так и сказала, — понурив голову, ответил Станислав Андреевич.

Я уже хотел было как-то поддержать старика, но не успел я даже слова сказать, как раздался телефонный звонок. Это был Коля.

— Ключи потерял?, — спросил он.
— Да.
— Я уже подъезжаю.
— Понял, спасибо, выхожу, — ответил я, и прервал звонок.

— Ох, ёшкин кот! Чай то скипел давно!, — неожиданно воскликнул Станислав Андреевич.
— Ничего, я ещё зайду к Вам, — зачем-то пообещал я.

Станислав Андреевич слабо кивнул. Мы пожали друг другу руки, и я вышел из квартиры, захлопнув за собой дверь.

Вечером того же дня, Станислав Андреевич застрелился.


2023


Рецензии