11. Славянский Чёрный квадрат, как икона...

11. Славянский «Чёрный квадрат», как икона…



     Энциклопедическое.
«… сейчас выставка (1915г.) считается большинством искусствоведов выдающимся достижением русского авангарда, изначально она вызвала скорее скептическую реакцию. Художник Александр Бенуа резко раскритиковал её и, в особенности, «Чёрный квадрат», многие критики были недовольны тем, что Малевич повесил картину в угол, где обычно висят иконы». Деталь: славянские иконы.

Казимир Малевич представлял организацию, отдел пропаганды и агитации фронта. Назначение, общий антураж, поведение художника, он… главный!
Молва в среде живописцев, «крышей» у группы Маяковского сам Великий и «ужасный», знаменитый академик Илья Ефимович Репин.
Ужасный для западников, не признающий в критике авторитетов, вплоть до Рафаэля…

Участники выставки прекрасно понимали подтекст действа, протест агрессивному неконтролируемому абстракционизму западного искусствоведения. На государственном уровне, дух Репина витал. Шла Мировая война, получить разрешение на какую-то выставку, надо было доказать, что это оружие, духовное оружие в бойне народов. Символизм «Чёрного четырёхугольника», был слишком откровенен, назначен иконой…
Кроме Малевича, произведения были ещё 13 художников, все они понимали действительное назначение выставки…

     Самый первый «Чёрный четырёхугольник», которому цены нет, как памятник  славянскому символизму, Казимир Малевич не писал, не мог…
Искусствоведение не оговорку сделало, было правдой.

«В красном углу помещения, где у СЛАВЯН (выд. авт.)  всегда висят иконы, Малевич водрузил «Чёрный квадрат», указанный в каталоге как «Чёрный четырёхугольник»… Важнейшая деталь к разгадке в этом тезисе, что в прошлом веке было в молве многие десятилетия… Не указано, а по логике  грамматики, обязательно должно быть, например, слово «водрузил  СВОЙ Чёрный квадрат»…

Есть несколько вариантов авторства этой исторической коллизии.
Первый. Заготовка… Что это? Шла война, студия мастерской, на поток рисовали плакаты, открытки, подобие картин. На фронт, в тыл, врагу для дезориентации.
«Кубизм» на практике. Основа из фигур разного цвета, наносили подобие грунтовки красками, какие под рукой, их не хватало. Кто? Не художники, готовили пацаны-подмастерья.

Высохли, художники отдела-студии Маяковского, он сам Малевич, другие, быстро создавали сюжет. На чёрном фоне квадрата – символ войны, например, взрывы – вспышки, бегут солдаты. Подписи… Можно посмотреть в Интернете раздел сотрудничества в 1-ю Мировую войну, футуристов, где Маяковский, Малевич и как трудились.
Загрунтованная заготовка плаката помощниками-подмастерьями, холст: зелёный круг, земля и трава, красота и война ужасом фигур нескольких крестьян, горят поля.
Художники на поток-конвейер, профессионалу требуется такое «накидать» 10-20 минут на высохшую загрунтованную поверхность плаката.

Второе. Авторство четырёхугольника Владимира Маяковского, идея, воплощение, коллективная мысль, практическое внедрение.
Вспомним выставку 1915 – 1916 год «0.10» в Петрограде. Документальное, Малевич один, представлял объединение футуристов, делегирован специально… Бросается в глаза очевидностью откровения оформление выставки футуристов (акцент, множественное число). Чтобы «Чёрный четырёхугольник» обязательно символизировал православную икону, то есть, возглавлял общину. Коллектив единомышленников. Изображение на вставке к теме посмотреть или в инете.
Маяковский всегда гордо говорил: мы – футуристы!

Третье. Намалевали подмастерья, как умели, не был квадратом по размерам и точность не требовалась. Плакат, холст-заготовка, чёрный, значит, война,  куда-то в народ, наспех.
Заготовок с геометрическими фигурами, любимый «кубизм» руководителя мастерской Маяковского, много. Стоят, сушатся… Репину мысль, с ним Маяковский, словно друзья… осенило мастера, какую каверзу-шпильку, вставить «западникам» за организованное ими гонение на него самого, художников страны, потому что критиковал с треском неконтролируемый абстракционизм.

     Как хранили тайну мистики славянского «Чёрного квадрата»?
Малевич в «обойме» сотоварищей, дурить западников, его молчание – гарантия, что останется живым здоровым, был риск. Соратники организуют славу рекламой, прославят. Рисовал, создавал, писал книги, естественное поведение, никто не мог подумать десятилетиями, он в большой  ИГРЕ века, войны Востока с Западом. Ответная месть художников во главе со знаменитым Ильёй Репиным, за родное поруганное Отечество. Кражу «западниками» первенства, направления в живописи – авангардизм, перешедшим в мировое понятие. Личное – защита чести и достоинства авторитета учителя, Ильи Репина.
Личная благодарность Малевича, спас от гибели, послали на передовую фронта, мясорубки 1-й Мировой войны, не державшего в руках оружия, кроме карандаша, кисти, верная смерть.

Малевич по национальности поляк, приезжал на родину, родителям неожиданно заявлял, что он украинец. Родители сокрушались… Дань учителю Репину, наказов  «до гроба», не кто родил, а кто воспитал. Илья Ефимович нередко говорил о себе, русский, но украинец! Его род из украинского казачества, энциклопедии так отмечают, «Связь с родным городом (Чугуев, Харьковская губерния) и Слободской Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника».

Вскрик поэта Александра Блока в 1918 году, не беспричинно… писал: « ... чтобы поставить в конце точку – чёрный квадрат, ...». О какой точке, споры не утихают…
Точки не будет никогда. «Чёрный квадрат» - славянский символ, столетиями наказ, ответ на историческое западное, «дурить» славян… Противостояние Запада с Востоком в войне за «правильную» живопись, за культуру. За право первенства  новизны в искусстве…
Всегда ответное, «дурить» западников!

Об уникальной «дуриловке», грунтовке  холста в виде тёмного квадрата, разной смеси красок художников, студии футуристов, отдела пропаганды, агитации фронта… Начало и не было афиширования, но в курсе были многие. Реклама  ИКОНЫ  авангардизма сыграла с западным искусствоведением злую шутку (славянский «чёрный» юмор). Расчёт на новизну и «академики» западного искусства, признали русский «Чёрный квадрат» за Малевичем.

Грунтовку – мазню… живописью! Сила извращения моды… Триумф знаменитого Репина, его помощников Маяковского, Малевича!
Сейчас удивление состоянием первого «полотна» «Чёрного квадрата», что в Третьяковке, поверхность расплывается, трескается годы, широкими разводами. Специалисты задают сами себе вопрос, художник уровня Малевича не мог такое некачественное создать, отвечая на собственные сомнения: не Малевича работа.
Очевидное, если это была грунтовка холста, не расчитанная на длительное хранение. Намалёванная наспех заготовка пацанами-подмастерьями, скорость – требовал фронт.
В мастерской их было за десяток и больше.
Потребовался  СИМВОЛ, подходящий и изобразили  ИКОНОЙ.  Гениально!

Многие знали, молчание обязывало… Проект перешёл в ранг государственного, идеологической войны с Западом. ТАЙНУ  ХХ века!
Малевич обеспечил «прикрытие», нарисовал качественно 2-й, 3-й, 4-й «квадраты»..
Владимир Маяковский умер, застрелился. «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт…» по Высоцкому.
Была загадка, Лилю Брик должны были арестовать, репрессировать. Много знала, слишком много, в том числе. К 1936 году, значилась в списках на арест. Осталась на плаву, участием была и в проекте Репина-Маяковского… Показательно.

Из письма Лили Брик Сталину, от 24 ноября 1935 года.
«После смерти поэта Маяковского все дела, связанные с изданием его стихов и увековечением его памяти, сосредоточились у меня. У меня весь его архив, черновики, записные книжки, рукописи, все его вещи. Я редактирую его издания. Ко мне обращаются за материалами, сведениями, фотографиями. Я делаю всё, что от меня зависит, для того, чтобы его стихи печатались, чтобы вещи сохранились…».

Во фразе «… его архив, черновики, записные книжки, рукописи, все его вещи…», ответ на многие вопросы. И. Репин умер 29 сентября 1930 года, В. Маяковский 14 апреля 1930 года, в один год!
15 мая 1935 года умирает К. Малевич… Л. Брик 24 ноября 1935 года, обращается к Сталину, спасает себе жизнь… проектом, где был гарантом (пока жив), Малевич.

Вроде бы оговорка, Сталин называет Лилю женой Маяковского (никогда не были расписаны). «Личное указание Сталина, не трогать жену Маяковского…».
Она была посвящена во многие тайны, дела Маяковского, что вокруг него. Она будет делать и дальше, являясь сотрудником ЧК, НКВД.


Продолжение следует.

Вставка к главе. Плакат. Художник Маяковский... Такой же стиль у Малевича. В этом случае двухцветный фон, сине-зелёная грунтовка, малевали подмастерья. Высохнет, художники на ней рисуют сюжет. Скорость, быстрота, тысячным тиражом, война. Маяковский писал тексты ко всем плакатам, открыткам, холстам.
К этому плакату текст:

Немец рыжий и шершавый
Разлетался над Варшавой,
Да казак Данило Дикий
Продырявил его пикой.
И ему жена Полина
Шьет штаны из цепелина.


Рецензии