Скрипка

Апрель. Вечерние сумерки. Старый центр провинциального города.


По пешеходной улице - местному Арбату, идет паренек лет восемнадцати со светлыми курчавыми волосами, очень похожий на молодого персонажа фильма «Смерть в Венеции». Он хорош собой и знает об этом, на нем новая спортивная куртка, серебристые кроссовки, а в руках — смартфон последней модели. Парень явно не знает бед.


На углу, у небольшого ресторанчика, играет на скрипке девушка-уличный музыкант. Она приблизительно одного возраста с пареньком и очень симпатичная, только одета в вещи «с чужого плеча», явно не по размеру, включая нелепые кроссовки, которые смотрятся на ее ногах совершено как лыжи.


Играет она «Умирающего лебедя» Сен-Санса, и играет хорошо. Перед ней открытый скрипичный чехол, в котором лежат несколько мелких монет, ветер треплет прижатую камушком пятидесятирублевую бумажку, которую она сама туда и положила.


Паренек останавливается напротив и оценивающе оглядывает девушку, ехидно посмеиваясь и ожидая, когда она закончит играть. Он поглубже засовывает руки в карманы и прячется внутрь своей объемной куртки, ветер развевает его курчавую шевелюру.


Руки девушки, та их часть, что выглядывает из вязаных митенок, красные от холода; прикрыв глаза, она самозабвенно исполняет музыку.


Но вот растаяла на кончике смычка последняя нота и девчушка опускает скрипку. Она достает из кармана старенького пуховика кусок темно-синей бархатной ткани, бережно заворачивает в него инструмент, а затем начинает растирать ладони и подпрыгивать, стараясь согреться, повторяя что-то невнятное себе под нос, не обращая внимания на прохожих, некоторые из которых кидают мелочь. В ответ на позвякивания, слышно только:


- Спасибо-спасибо…


Паренек достает телефон и нацеливается, чтобы сфоткать девушку. Она отворачивается. Он ухмыляется:


- Круто!


Она продолжает что-то шептать, не глядя на него. Парень обходит ее со стороны и опять наводит на нее свой телефон.


- Давай, сыграй еще че-нить, у меня налички нет, я те могу на карточку перечислить, если че.


Девушка смотрит на него с интересом:


- Слушай, можешь постоять здесь минут пять, покараулить, мне в туалет надо, вон — в пиццерии бесплатный есть, а то мне все это складывать, а потом раскладывать чет неохота? Я те сыграю потом, если захочешь …, - она мило улыбается.


- Ну ладно, постою, только ты не долго, у меня тренировка через полчаса.


- Ага, я по-быстренькому ...


И девчушка бежит в сторону пиццерии, а паренек остается у открытого чехла с горсткой мелочи и пятидесятирублевой купюрой.


Он с интересом рассматривает скрипичный кофр, приседает на корточки, чтобы пощупать синюю бархатную ткань, скрывающую скрипку, поглаживает ее ладонью, достает коробочку с канифолью, открывает и принюхивается, озираясь по сторонам, быстро закрывает и кладет на место. Затем встает, достает из рюкзака блокнот с набросками рисунков в стиле японского манга, гелевую ручку, и что-то быстро рисует, присев рядом с инструментом.


В это время кто-то бросает в чехол сторублевую купюру. Парень удивленно вскидывает глаза на мимо проходящую смеющуюся парочку:


- Ээ.. это не мое, она писать пошла ...


Молодые люди посмеиваясь удаляются, не обращая внимания на его слова.


Затем, дородная дама с собачкой на поводке, мило улыбаясь, аккуратно укладывает рядом с пятидесятирублевкой купюру в пятьсот рублей. Парень недоуменно оглядывается, встает, и смотрит в растерянности в сторону пиццерии. Но девушка еще не появилась.


Мимо проходит африканец, закутаный в пестрый вязаный шарф, он что-то весело напевает себе под нос, пританцовывая на ходу, снимает парня на телефон и кидает иностранную монету.


- Э, ... какого?!, - он накидывает капюшон куртки на голову, достает из чехла монету, с удивлением разглядывая ее с обеих сторон.


Парень, по виду ровесник героя, одетый в горнолыжный костюм, останавливается, роется в карманах, в поисках мелочи:


- Ну давай, сыграй че-нить. Можешь этого, Судзуки.. б, как его там...


- Миядзаки?


- Его! Из "Ходячего замка"...


- Да, то есть, нет... Я не играю, это не мое, она придет сейчас.


- Ну каа хочешь, я тоже в музыкалке оттарабанил два года на балалайке, - спортсмен высыпает горсть мелочи, - удачи!, - и удаляется.


Герой осматривается растерянно по сторонам, достает из кармана телефон, посмотреть сколько времени, затем продолжает рисовать в блокноте девушку со скрипкой, очень похоже, несмотря на стилистику рисунка.


По направлению к парню движется компания из троих мужчин, примерно сорока пяти - пятидесяти лет, выглядящих приблатненно, они явно навеселе и громко разговаривают - один из них, самый высокий и выразительный, рассказывает друзьям какую-то смешную историю, толстый пыхтит и прихрамывает, третий - маленький и верткий, суетливо оглядывается по сторонам; они громко хохочут в ответ на реплики длинного.


- ... а я ему говорю: долги возвращают только трусы и подлецы, а я ни то и ни другое, понял ...


Его спутники смеются:


- О, смотри-ка - конкурент подрастает!


Они замечают героя, подходят к нему, окружив с трех сторон:


- Здорова, пацан! Давай, слабай нам че-нить веселое, у Андрюхи седня днюха!


Толстый достает пятитысячную купюру и кладет в чехол, прижимая камушком, который до этого удерживал бумажные купюры.


Парень явно напуган:


- Ээто ... я не ... это не мое...


- Я знаю, чувак, расслабься, это мое!


Компания дружно ржет. Высокий мужик, по-видимому именинник, уверенно достает из чехла скрипку, разворачивая синий бархат и присвистывает, приценивающе разглядывая ее:


- Охренеть, пацаны, ты глянь - это ж Страдивари!


- Да хорош стебаться, это Гварнери, я на нем собаку съел, но ни одна сука не пострадала ... (мужики смеются)


Парень краснеет, нервно засовывает блокнот подмышку и заикаясь выговаривает:


- Положите на место...


- Че?! Смотри-ка, оно разговаривать умеет, может споешь нам, если играть не хочешь? Я те помогу. Колян, подкинь ему деньжат, а то такому молодцу явно на ништяки пяти тыщ мало.


Толстый пошатываясь достает из карманов скомканые купюры и, растеряно разводя руками и недоуменно нахмурясь, подходит к товарищу, толкая его в плечо:


- Витек, где бабло?! Че за дела?! Ты скока взял то?


Начинается потасовка, не понятно - то ли это дружеский стеб, то ли мужики и впрямь что-то не поделили. Именинник со скрипкой подходит к пареньку, приобнимает его за плечи:


- Не дрейфь, пацан. Сколько хочешь за нее? Налом плачу, прям щас.


Парень беспомощно смотрит в сторону пиццерии:


- Я не... это девушки скрипка, она писать пошла, вон, туда ..., - он показывает рукой с блокнотом в сторону заведения, - я только покараулить обещал, пока она не придет.


Мужик с интересом рассматривает рисунок в руке у парня:


- Это че?


- Это она... ну скрипачка эта, я по памяти, но похоже вроде... типа в подарок...


Мужчина вдруг становится очень серьезным, опускает скрипку в чехол, подходит к потасовщикам, разнимая их за шкирки:


- Все пацаны, хорош, пошли...


- Ты че, Андрюх?.. Э, пацан, а "Мурку" можешь? - они смеются.


В этот момент "именинник" подходит к парню и внимательно смотрит ему в глаза. Затем шмыгает носом, растрирает ладони, достает из чехла скрипку и настраивает ее.


Вся компания с удивлением замирает. Мужики стоят, раскрыв рты от удивления.


Именинник профессиональным жестом прикладывает инструмент к подбородку и проводит смычком по струне. Долгий звук перетекает в мелодию "Аве Марии" Вавилова.


К музыканту стекаются прохожие, образовывается толпа. Он играет на удивление хорошо, люди вокруг стоят и тихо слушают как льется тонкой шелковой ленточкой прекрасная и нежная, знакомая каждому мелодия.


Среди толпы оказывается вернувшаяся из пиццерии хозяйка скрипки. Она завороженно смотрит на исполнителя и по ее щекам скользят слезинки:


- Папа приехал...


Рецензии
Обычно, когда для широкой публики непосвящённых пишут о музыке, скрипка становится этаким символом сентиментально-чистого благородства.
У меня несколько другая информация.
http://proza.ru/2022/09/28/1342

Архип Новозванный   17.04.2023 12:54     Заявить о нарушении
Пусть она с Вами и остается, уважаемый Архип)
спасибо за прочтение!

Наталья Глубокова   17.04.2023 13:16   Заявить о нарушении