Уроки Берегини. часть 1

Часть первая.

Эта почти сказочная история случилась сотни лет назад. Многое было тогда на свете по-другому.  Городов было совсем мало. Государствами чаще всего управляли короли, принцессы выдавались замуж не по любви, а с выгодой для государства. Ну, а молодые люди рано взрослели и повторяли путь своих родителей: сыновья сапожников, пекарей, плотников продолжали занятия отцов, а дочери бедных родителей создавали свои, тоже бедные, семьи. И однажды привычный уклад жизни одного государства сломался из-за странной дружбы… Но обо всем по порядку.

Представьте себе небольшое королевство, территорию королевского замка на берегу озера, жаркий майский день.
Король с супругой ещё накануне с целой свитой подданных уехали погостить в соседнее королевство на несколько дней. Они – большие любители путешествовать! Но дочь Анну снова не взяли с собой, потому что считали, что для девочки слишком тяжелы условия путешествия, да и ни к чему ребёнку участвовать в званых ужинах. Откровенно говоря, ходили разговоры, что родители не слишком любили свою дочь или чего-то боялись. Однако так могли сказать, наверное, только злые языки. Анна оставалась с гувернантками, нянюшкой и прочей прислугой в огромном замке. Целыми днями она училась – танцам, грамоте, пению, вышиванию, а также правилам этикета, различным церемониям… Шесть учителей давали ей уроки. И лишь два часа в день после обеда она была предоставлена своим мыслям, играм и грусти. В замке не было ни одной девочки её возраста! И родители часто уезжали по государственным делам. Поэтому Анна иногда даже уходила в свои покои специально – тихо поплакать между занятиями.

Однако, при замке был огромный сад, за которым ухаживала пара супругов садовников. И им помогал сынишка Устин. Он был такого же возраста, что и юная принцесса, только они никогда не встречались! И вот именно в этот жаркий майский полдень судьба столкнула их друг с другом. Устин копал ямки для посадки новых розовых кустов около белой каменной беседки, а юная принцесса решила погреться у фонтана на солнышке. Дело в том, что каменные замки – это очень холодные дома, которые никогда не прогреваются, даже летними длинными днями. Зябко там. Потом принцесса решила написать буквы углём на камнях этой беседки.
– Что это за закорючки здесь появились? – Устин так усердно трудился, что не заметил, когда подошла девочка упражняться в каллиграфии прямо на ступеньках беседки.
– Ты кто? – в ответ испуганно подскочила принцесса.
Устин тут же опустился на одно колено и наклонил голову. Так по этикету он должен был приветствовать любого из королевской семьи. А на голове этой девчушки красовалась небольшая корона!
– Простите, ваше высочество, я не ожидал вас здесь встретить. Я – сын садовника, мы с папой завтра здесь новые кусты роз посадим, как велено. Меня зовут Устин.
– Ты напугал меня.
– Я не хотел. Просто не понял, как появились эти закорючки, ведь час назад их не было.
– Это …буквы. Я написала имя моей мамы. Видишь, здесь написано «Августина».
– мммм….
– Ты не знаешь букв?
– Нет, конечно.
– Хочешь, я тебя буду учить грамоте? Сначала читать научу, а потом писать?
– А зачем это надо?
– Тогда ты сможешь читать книги, тебя не обманут злые люди, и ты сможешь управлять другими.

Так завязалась их дружба. Оказалось, что им необычайно интересно вместе. Устин показал принцессе сад, подробно рассказывая о том, почему нужно ухаживать за цветами, как устроена жизнь муравейников и о чём поют соловьи. Они ходили по территории сада и парка почти час.
Но у него так бурчало в животе от голода, что даже девочка это заметила.
– Кто всё время ворчит у тебя под рубашкой?
– Я не успел позавтракать.
– Но ведь уже время обеда! Хочешь пообедать вместе со мной?
Принцесса очень обрадовалась, что может сидеть за обедом в огромном зале не одна.
– Это мой гость. Устин. Он приглашён ко мне на обед. Извольте сервировать стол на двоих, – распорядилась маленькая хозяйка большого замка. Горничная и кухарка склонили головы в знак повиновения. Разве они могли возражать королевской особе, даже, если ей всего двенадцать лет?!
Устина поражало всё вокруг: огромные окна, гигантский стол, невероятные запахи вкусной еды, которую вносили слуги. А какие красивые тарелки поставили перед ним! Он так растерялся, что совсем забыл о голоде. Служанка поклонилась ему и обтёрла руки ароматным влажным полотенцем. Мальчик даже покраснел от смущения, но краем глаза заметил, что и принцессе тоже так сделали.
– Я не люблю суп, но мне велели родители непременно есть это блюдо. Сегодня он из молодой капусты. Это самый вкусный. Попробуй.
Мальчик не смог оторваться от ароматного супа, пока не съел до последней капли. Потом было что-то сладкое и нежное, затем принесли огромную тарелку с орешками и фруктами.
Анна так не хотела оставаться снова одна в замке, что даже топнула ногой и прогнала учителя пения. Ей хотелось показать замок своему гостю. Они бродили по коридорам и покоям, и мальчику казалось, что он на пороге какого-то странного открытия. Впервые в своей жизни. Ему всё виделось удивительным и необычным – витые лестницы, массивные подсвечники, портреты знатных вельмож вдоль коридора, огромные ткани, за которыми прятались то двери, то окна.
Два часа пролетели незаметно. Солнце заглядывало в окна уже не так ярко. Мальчик вспомнил, что ему ещё нужно выполнить папино задание – выкопать пять ямок под кусты роз. Попрощался с Анной на ступеньках замка.
– Приходи завтра обедать, пожалуйста. Я распоряжусь, чтобы тебя встретили! – на прощанье сказала принцесса.
Весь вечер мальчик трудился так, будто у него стало втрое больше сил. На следующий день родители рано уехали в город на торговую площадь. А Устина будто подбросила с лавки неведомая сила: мальчишка увидел родительскую хижину другими глазами.
– Дрова около печи лежат просто кучей, а ведь можно сделать такую большую корзину, как та, с которой отец ходит за шишками. Только шире. Тогда дрова не будут так торчать во все стороны. Я смогу сплести такую корзину сам, из ивовых прутьев. И надо над печью натянуть сетку прямо под потолком. Там можно будет сушить травы.
Мальчику захотелось придумывать что-то, что облегчит или украсит, или упростит их жизнь. Раньше никогда не приходили такие мысли в голову. А сейчас он почти летал от того, что научился видеть и придумывать.
В следующий визит к принцессе он заметил, что с наступлением сумерек, горничная зажгла свечи в подсвечнике, за которым стоял ярко-белый лист чего-то. И от этого белого экрана свет свечей стал ярче. Гость так удивился этому, что даже был невнимателен к рассказу Анны о книге с картинками. «Вот бы маме так сделать, когда она в зимние вечера вяжет при свете одной сальной свечи или лучины!»
– Завтра я не смогу прийти на обед, потому что мне надо на озеро, – сказал Устин.
– Ты пойдёшь купаться?
– Нет. Мне надо нарезать ивняка, чтобы сплести корзину для дров.
– Возможно, что тебе понадобится помощь?
¬– Я нарежу много, а потом перетаскаю ветки за два-три раза.
– Я хочу посмотреть на озеро, и на то, как ты будешь ломать ветки.
– Это за пределами королевского замка. И там точно нельзя ходить в таком красивом платье и тонких туфельках, как у вашего высочества. Кроме того, могут напасть злобные собаки. Вам нельзя туда!
– Договорились. Я пойду не одна. Подождёшь меня в беседке завтра!
Следующий день был полон неожиданностей. Анна вышла к беседке не в пышном платье, как ходила обычно, а в лёгком охотничьем костюме – сапожках, брючках, длинной тунике и шляпке. Ей удивительно шёл этот наряд. Обычно она смотрелась как нежный розовый или лиловый шарик – полненькая девочка невысокого роста в платье с тремя слоями оборок. А теперь выглядела немного старше, но изящнее. Вместе с ней подошли слуги – кучер, гувернантка и два деревенских парня с большими носилками.

Старик кучер был с двумя топориками. А парни держали пилу и верёвки.
– Ох, ваше высочество, меня король выпорет за то, что я подвергаю вас таким приключениям! – всплеснул Устин руками. Но спорить с королевской особой сложно, как мы уже знаем. Кучер помог сесть в карету юной хозяйке, гувернантке и Устину, забрался на козлы, а парни пошли сзади пешком. Ехать совсем недолго пришлось: озеро начиналось буквально за оградой замка, но ивняк рос чуть дальше. Поэтому мальчик наслаждался поездкой! Устин никогда и близко не подходил к карете, а тут он ехал внутри! Это было почти сказкой!

Три охапки прутьев нарезали слуги и Устин, пока юная принцесса ловила бабочек, бросала камушки в воду с высокого берега и любовалась работой топоров и пилы. Кучер помог связать все прутья верёвками. На закате все вернулись обратно.
– Сын мой, как посмел ты сесть в карету? – мама Устина упала на колени перед Анной, не смея поднять глаза на принцессу. Надо же, как забылся её сын!
– Я позволила ему прокатиться в карете, – ответила уставшая Анна. Столько было новых и особенных впечатлений, что принцесса едва добрела до крыльца. Даже забыв попрощаться.
Садовники несказанно удивились тому, что их сыну позволено было обедать за одним столом с Анной, что он иногда гулял с ней по саду, и даже был рядом в карете. Им стало страшно, что король и королева будут не так благосклонны к этой ситуации, когда вернутся и узнают новости.
– Сын, ты подвергаешь опасности нашу семью. В лучшем случае, нас выгонят или прилюдно выпорют. А мы – садовники при дворе уже в 6-ом поколении. В худшем – остаток жизни мы проведём в немилости или тюрьме. И ты загубишь свою жизнь, а ведь ты так юн.
– Очень прошу тебя, не ходи больше в замок, – мама поддержала мнение отца.
Тут прискакал гонец с распоряжением её величество королевы Августины. На целых четыре дня отец с сыном так были загружены работой в самом дальнем углу королевских угодий, что и спать оставались там же – в стоге сена. Королевское повеление было: сделать у ручья беседку, увитую диким виноградом, с двумя удобными лавочками и клумбой с ночными фиалками. Вот и пришлось вдвоём трудиться несколько дней до поздней ночи, чтобы успеть к возвращению королевских особ создать это место для уединённой беседы. Вернулись домой, а тут суета на площади: восемь карет въезжают после странствия в замок.
Шумно, беспокойно стало сразу в замке. А садовники стали нервничать ещё больше – вдруг королю и королеве донесут сейчас о недостойном поведении их сына? Мало ли, он этикетам не обучен – мог что-то разбить, кого-то не нарочно оскорбить, да мало ли…

Но прошла ночь, и день промелькнул, как всегда, в заботах и хлопотах. А на другое утро горничная принцессы Анны постучала в окно ещё до рассвета.
– Её величество королева и её высочество принцесса велят вашему сыну Устину сопровождать их на прогулке по ореховой аллее. Это после завтрака.
– Надо уже идти? Ему одному? – бедная мама Устина едва могла говорить. И совсем плохо соображала от страха.
– Нет, нет. Завтракать королевские особы изволят, когда обсохнет роса. Ваш мальчик просто не должен опоздать. Но он успеет, – горничная даже растерялась, – немного помочь вам по хозяйству.

Ничего страшного не произошло позже в ореховой аллее. Анна рассказала маме о новом знакомом и попросила матушку разрешить ему иногда приходить к ней в гости, а также испросила разрешения на то, чтобы учить его чтению и письму. Королева удивилась, узнав, что дочери бывает одиноко и грустно, и сразу же согласилась познакомиться с другом Анны. Устин сначала робел. Но затем разговор зашёл о том, что он хорошо знал и любил – сад, природу, приметы, по которым можно определить перемену погоды… Он перестал нервничать. И они очень приятно прошлись, разговаривая обо всем вокруг.
– Ты очень милый мальчик. Думаю, что Анне ты будешь хорошей компанией. Кстати, – тут королева припомнила, что давала поручение сделать зону приватных разговоров, – готова ли беседка?
– Ваше величество, мы всё сделали с папой, но стоят такие жаркие дни, что виноград немного привял. Через месяц он укоренится и не будет выглядеть таким помятым. На будущий год, как говорит папа, это станет очень красивым местом – тенистым и уютным.
– Как, только на будущий год? А я хотела уже через три дня в полдень пригласить кузину посплетничать…
– Пока что виноградные лозы не столь большие. Они не дадут много тени. И в обед там будет сильно припекать солнце. Не расстраивайтесь, ваше величество, виноградные лозы растут быстро.
Королева нервно взмахнула веером, помрачнев. Устин отступил на шаг, чтобы не раздражать своим присутствием.
И тут из-за куста вдруг выглянула голова гадюки. Змея была на расстоянии одного шага от ноги королевы.
– Замрите, ваше величество! – крикнул мальчик.
– Что? Как ты смеешь…?
– Впереди ядовитая змея. Она не бросится, если вы застынете. И сама уползёт.
– Ох, страшно как! – Анна зажала рот рукой и побледнела.
Королева застыла на месте и с ужасом проводила уползающую змею взглядом.
Новость о гадюке переполошила весь замок. Королева отправила на поиски змеи дюжину слуг. К закату весь сад и парк были осмотрены. Змею отловили. Но садовник предположил, что она случайно оказалась в парке и сама искала возможность сбежать в дикую природу – ближе к озеру, однако потеряла дорогу.
Эта история со змеёй неожиданно уверила королеву в необходимости обязательного сопровождения слугами королевских особ при прогулках по парку. Отныне у Устина появилась обязанность во время прогулок Анны сопровождать её, а не помогать родителям в саду. Практически принцесса получила личного охранника, рассказчика и друга на официальных основаниях. Теперь мальчику полагался особый костюм и место отдыха при замке.



Продолжение: http://proza.ru/2023/04/19/919

о


Рецензии