Предки моей бабушки Кубасовы

В Пасху я всегда вспоминаю мою бабушку, Александру Алексеевну. Она рассказывала, что в Светлую неделю звонари отдыхали и звонить в колокола, поднимаясь на колокольню, можно было любому человеку.

Продолжение рассказа, начатого здесь:

https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/13570/

Я не успокоилась на достигнутом, но в ходе дальнейших исследований меня настигли сомнения. Как Феофан, родившийся, согласно переписям, в 1715 году, мог быть отцом детей 1723 и 1729 годов рождения? Может быть, это другой Феофан? И Михаил, Лука Кубасовы с Шарженьги – не наши предки?

Однако «другой Феофан» не находился, зато попадались постоянные подтверждения тому, что годы жизни, указанные в переписях или исповедных ведомостях, могут быть весьма приблизительными. И я решила всё же считать тех Кубасовых своими предками.

Я только что приехала из Устюга.

Кубасовы

Работая в архиве, основное внимание в этот раз я уделяла документам, которые относятся к Ново-Георгиевской Халезской церкви Никольского уезда. Там служили шесть (а то и семь) поколений наших предков. Хочу поделиться новыми находками по линии Кубасовых.

Дьячок Алексей Федотович Кубасов (мой четыре раза прадед), действительно, должен быть примерно 1763 года рождения. Однако в метрической книге, в записи о его смерти от 23 октября 1829 года, указан возраст – 77 лет. Это не стыкуется даже с тем, как если бы ему в 1782 году было двадцать пять. Наверное, выглядел очень дряхлым, и ему, 66-летнему, прибавили «на глазок» целых 11 лет.

Его сын Андрей Алексеевич Кубасов родился 4 июня 1794 года. Своими глазами я видела запись о рождении моего прапрапрадеда в метрической книге. Это очень трогает. Указан восприемник – крестьянин соседней деревни Кондратова Иван Глебов, - а мать не указана.

Однако её имя – Марья Васильевна - помогла узнать запись от 31 августа 1834 г. о кончине жены «умершего заштатного дьячка Алексия Кубасова», 82 лет. Возраст опять завышен: в клировой ведомости от 1817 г. указано, что бабушке моего будущего прапрадеда тогда было 60 лет. Совпадает с переписью священнослужителей 1782 года. В ней Мария Васильевна, 25 лет, показана как дочь Василия Ананьевича Поддьякова, священника Халезской Введенской церкви (почему-то родители долго не выдавали дочь замуж).

Интересно, что это та самая церковь в Лохе, которую мы знаем и которую посещали; там прошло детство моей бабушки. Правда, в начале 19 века здание храма было деревянным, а нынешний построен лишь в 1880-е годы.

Мать Марии Васильевны – Мария Лазаревна Лобова, дочь черносошного крестьянина деревни Емельянова Дору, прихода Шонгско-Николаевской церкви, также Никольского уезда.

Таковы предки Андрея Алексеевича, который в 1817 году числится пономарём Ново-Георгиевской Халезской церкви – основного «места действия» нашего рассказа.

К тому времени Андрей Кубасов уже женился, 6 июля его супруга Анна Михайловна родила дочь Вассу. Восприемники – дьячок Шарженгской Михайло-Архангельской церкви Алешинцев и Марья Алексеева. Имя дьячка написано невнятно. Вроде как Авенир, но, судя по клировым ведомостям, в 1817 году дьячка Алешинцева в Шарженге звали Иваном, это брат Анны Михайловны. Она, получается, урождённая Алешинцева.

Её отец Михаил Кузьмич Алешинцев – дьячок в Шарженге, родился около 1774 года, умер в 1813 г. Женат был на Евдокии Тимофеевне, крестьянской дочери того же прихода. Четыре раза прабабушка родилась в 1775 г., её дочь Анна Михайловна – в 1792 г.

Кубасовы и Алешинцевы, значит, обитали бок о бок в Михайло-Архангельской Шарженгской церкви в течение нескольких поколений.

В 1817 году там продолжал служить священником 72-летний дед моего прадеда Наума Андреевича Кубасова, Кузьма Иванович Алешинцев. Сам он был сыном попа из Старого Егорья (Ковригина). В разборе священнослужителей за 1755 г. в Халезской Георгиевской церкви (Ново-Георгиевская тогда ещё отсутствовала) числятся дед и отец Кузьмы – иерей Яков Осипович Алешинцев, 50 лет, и дьячок Иван Яковлевич Алешинцев, 27 лет. Яков Осипович – мой семь раз прадедушка.

У Ивана Яковлевича жена – Татьяна Ивановна (60 лет в 1782 г.), дочь черносошного крестьянина того же прихода Ивана Поддьякова. Мои шесть раз прадедушка и прабабушка. Дети Ивана Яковлевича Алешинцева – сыновья Пётр и Кузьма, девяти и семи лет соответственно.

Кузьма Иванович и его супруга Евдокия Евтихиевна, дочь черносошного крестьянина деревни Чепцова того же прихода. В 1817 году ей 67 лет. Мои пять раз прадедушка и прабабушка.

Вот такие новые фамилии узнала, изучая предков со стороны Кубасовых.

Мой прапрадед, Наум Андреевич Кубасов, в 1844 году, после окончания Никольского духовного училища устроился на место пономаря Ново-Георгиевской Халезской церкви. До ноября пономарём числится его 50-летний отец, а позднее – уже Наум.

Год рождения Наума Андреевича – 1826 – вычисляется по клировым ведомостям церквей Никольского уезда за 1858 год: пономарю Н.А.Кубасову 32 года. И можно заметить, что он ещё не женат: «досматривает» своих престарелых родителей, 64 и 65 лет. На его иждивении в 1858 г. также находилась двоюродная сестра Клеопатра – девушка 30 лет, дочь умершего дяди Ивана Алексеевича.

Другая кузина – Павла Ивановна, 24 лет, - числилась в это время просвирней в Вохомской церкви Флора и Лавра, того же Никольского уезда (сейчас – территория Костромской обл.). Туда она попала не случайно. Священник в этой церкви – старший брат Наума, 39-летний Василий Андреевич Кубасов.

Интересно, что в Ново-Георгиевской церкви дьячок Сергей Иванович Кубасов, Клеопатре брат родной, почему-то не взял на себя содержание сестры. Возможно, потому что у него на шее своё семейство? Сергей Иванович и Марфа Васильевна (дочь заштатного дьячка Кичменгской Афанасьевской церкви Василия Ивановича Шутова) – ровесники Наума Андреевича, в 1858 году воспитывали четверых детей мал мала меньше.

Наум Андреевич женился, вероятно, лишь во второй половине 1860-х годов. Невеста была моложе жениха почти на 20 лет, а тесть с тёщей – постарше зятя лишь на семь лет.

По клировой ведомости 1858 года, его будущей жене Юлии Петровне, дочери дьячка Нижнекемской Николаевской церкви Никольского уезда, было тогда всего 13 лет. Отец Юлии Пётр Иванович Куклин – сын диакона Шолгской Троицкой церкви. Мать Петра Ивановича звали Екатерина Васильевна, по смерти мужа в 1839 году она была устроена просвирней при той же Шолгской Троицкой церкви.

О маме Юлии Петровны Надежде Степановне, родившейся, как и её супруг, в 1819 г., мы, кроме этого, ничего и не знаем.

У Юлии Петровны было много братьев и сестёр. Семнадцатилетний брат Яков в 1858 г. вышел из причетнического класса Никольского духовного училища. Старшей сестре, Апполинарии, было 16 лет. Младшим сёстрам – Матроне десять лет, а Ольге - три. Младших братьев было четверо: Геннадию восемь лет, Ивану шесть, Василию четыре, а маленькому Павлику десять месяцев. Елизавета Петровна, которая выступила крёстной матерью при рождении Евгении Наумовны, к 1858 г. ещё не родилась.

Запись о венчании Юлии Петровны с Наумом Андреевичем мы пока не нашли. В Ново-Георгиевской в 1866-67 гг. записи о их браке нет, а предыдущая метрическая книга данной церкви в Устюг на хранение не поступала. Они могли венчаться и в Нижнекемской церкви, по месту жительства невесты.

В свой самый первый приезд в устюгский архив я держала в руках метрическую книгу с записью о рождении и крещении прадеда, Алексея Наумовича Кубасова. Можно было там же посмотреть и запись о рождении и крещении его старшей сестры Евгении, но вовремя я не сообразила. Мне прислали справку о том, что она родилась 13 декабря 1868 года. О других братьях-сёстрах Алексея Наумовича мы никогда не слышали и никаких записей также ни в каких документах не нашлось.

25 января 1891 года Наум Андреевич, как известно, уступил своё место псаломщика-диакона Николаю Афанасьевичу Измайлову, женившемуся 17 февраля того же года (через три недели) на Евгении Наумовне. Я думаю, мать невесты Юлия Петровна умерла не позднее этого времени, когда её муж уволился по прошению за штат, с определением в число братии Устюжского Михайло-Архангельского монастыря.

Я уже писала, что в семье всегда говорили, что бабушкин дедушка служил иеромонахом на Яикове. Оказалось, что с 17 сентября 1896 по 21 мая 1898 г. иеромонах Нафанаил, в связи со смертью настоятеля Яиковского Знамено-Филипповского монастыря иеромонаха Григория, был направлен исполнять должность настоятеля того монастыря, а затем вернулся в свою прежнюю обитель.

Продолжение - о предках Александры Алексеевны со стороны её матери, Клавдии Леонтьевны Поповой - следует.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.