Женя, Женечка

             1971 год Жене 5 лет

Женя был поздним ребенком и поэтому долгожданным    сыном и внуком. Все внимание, вся любовь — для него. Он был красивым малышом: большие голубые глаза, курносый носик, пухлые губки, на щеках играют очаровательные ямочки — на него всегда и везде обращали внимание. «Ой какой красивый мальчик! Ой какая лапонька!» — повторяли вокруг.
Женька был подвижный как ртуть, все время куда-то бежал, торопился, как будто пытался вырваться в пространство, где ничто бы не стесняло и не ущемляло его свободы. Только вперед!
   С детской непосредственностью он считал, что весь мир создан только для него.
Он всегда привлекал к себе внимание и отличался от многих детей энергией и желанием быть первым. Со стороны окружающих он вызывал к себе противоречивое отношение — одним нравился, а у других вызывал неприязнь, зависть, раздражение — из-за того, что оттесняет других детей. Он был нарушителем всех правил — он не был паинька мальчик, который спокойно стоит около маминой юбки и никому не мешает. Нет, Женька не давал покоя с момента, как только открывал глаза и выскакивал из постели. От­дохнуть от него можно было, лишь когда он засыпал после передачи «Спокойной ночи, малыши». Все в семье с удовольствием наблюдали за его развитием. Он был к тому же смелый — не боялся высоты, темноты, лазил по деревьям, заборам, бегал по крышам сараев, гаражей, с разбегу нырял в холодную воду. Родителям приходилось постоянно объяснять Женьке, что это опасно, и надо быть осторожным. Женька никогда не плакал, не капризничал, любил смеяться, заливался таким звонким смехом, что вокруг все радовались. С одной стороны, им нравилась его кипучая энергия — таким и должен расти ребенок, вот такой в жизни не пропадет, из таких вырастают настоящие мужчины, но с другой — хлопот с ним был полный рот. Сын требовал большого внимания. Дома все делалось по заведенному распорядку, и чтобы он правильно развивался — покупали игрушки с таким расчетом, чтобы развивать у него усидчивость, сообразительность, полезные навыки, и конечно, книги — читали ему все, у кого было время, кто входил в квартиру. Женечка тащил книгу и просил: «Потитай! Потитай!» (Почитай) Он еще не выговаривал некоторые буквы. Многие стихи, поговорки он знал наизусть. Еще не умея читать, он открывал книгу и, переворачивая странички, глядя на картинки, по памяти сам себе читал вслух.
          Женю определили в детский сад, когда ему исполнилось три года. «Сделали подарок ко дню рождения», — сказал Глеб.
Ходил Женя в детский сад с удовольствием — он любил общаться с детьми.
Наступал Новый, 1970 год, для Жени — первая в жизни новогодняя елка в детском саду. Красиво убранная зеленая елочка стоит в центре зала. Родители усаживаются у стенки на стульчиках. Воспитательница вдохновенно играет на фортепьяно. Нарядные ребятишки ходят хороводом и поют песенку: «Весело, весело встретим Новый год!» Затем встали парами — девочки с мальчиками — и стали танцевать. Девочки кружились, а мальчики, подбоченясь, притопывали ножкой. Женечка, увидев Алю, направился прямо к ней и, встав перед ней, топал ножкой. Он хотел, чтобы мама его видела. «Женечка, иди к девочке. Ты с ней должен танцевать». Девчушка с большим бантом в курчавых волосах подошла к Жене, взяла его за руку и потянула за собой в круг. Все смеются и хлопают ребятам. Аля растрогалась — на глазах слезы умиления.
        Поезд «Красная стрела» — Москва — Ленинград и обратно — стал персональным поездом для Жени. Случилось, что Женю после гриппа, когда он, пробыв дома неделю, надо было вести в детский сад, но воспитательница предупредила о карантине в садике после скарлатины, а это значит, еще две три недели Жене быть дома. Але неудобно брать еще раз больничный, уже по случаю болезни и карантина в садике.
Созвонились с мамой. - «Конечно, присылайте. Завтра утром мы встречаем Женю». И Женю сажают на ночной поезд — 23.55, просят проводницу присмотреть за ним, а также соседей по купе. Аля одевает Женю в пижаму, стелит ему постель, дает напутствие — чтобы утром помылся, почистил зубы, взял себе чаю — «Вот тебе деньги», — поцеловав сына, Аля с Глебом выходят, и с перрона посылают воздушные поцелуи, в ответ Женя делает то же самое.
      Утром бабушка с дедушкой уже встречают внука в Ленинграде. Поезд приходит в восемь утра. Для них-то какая радость!Внучок приехал. А дома бабушка приготовила        его любимые блинчики. Женька ест с аппетитом,он макает блинчики в растопленное масло со сметаной, а бабушка с дедушкой сидят напротив и любуются, как внук отправляет в рот очередной блин.
— А сахар у вас сладкий? — спрашивает Женя очень серьезно. — У нас в Москве сахар кубинский, несладкий.
— А это — смотря, в какую сторону ты мешаешь ложечкой. Ты в какую сторону мешаешь дома чай? — спрашнвает дед.
— Я? Я мешаю... — Женька в растерянности. Он мешает ложечкой и смотрят в чашку и на деда. — В какую сторону я мешаю? Не знаю.
— Так вот, надо знать. Если направо, то чаи сладкий, а если налево — несладкий.
Женя начинает сильно мешать ложечкой вправо.
— Вот теперь попробуй.
Женя отхлебывает чай и говорит:
— Сладкий.
— Вот и хорошо. Пей,пей чаёк. внучек.
— Наш Женечка — лучше всех, — говорил Алин отчим, занимаясь с внуком.
Бабушка и дедушка во внуке души не чаяли. Когда дочь с зятем переехали в Москву, Жене было полтора года, и начались теперь поездки то в Москву, то в Ленинград. Александра Михайловна была счастлива теми заботами, что появлялись у нее с приездом внука. Дедушка занимался с ним, что-то мастерил и давал Жене тоже попробовать что-нпбудь прибить, постругать.
Бабушка, отправляясь гулять с внуком, заходила по дороге в ателье, где она проработала десять лет, до пенсии. В мастерской работали одни женщины. Они таскали Женьку по цеху, тискали, целовали, не переставая восхищаться его огромными глазами, ямочками, и только требовали: «Женечка, улыбнись». Женечка улыбался, появлялись глубокие ямочки, а он не обращал ни на кого внимания, только глаза блестели от любопытства и были сосредоточены на швейных машинах. Ему разрешали включить мотор, покрутить ручку, и всем за это он расточал улыбки. Женька уходил, задаренный шпульками, конфетами и кусками материала.
Девчата говорили счастливой бабушке, на которую внук был очень похож: «Шура, у тебя мировой внук».
Александра Михайловна шила для внука много красивых вещей, так же как когда-то для Али. Она сшила из кусков материала, что давали мастерицы, Жене черный бархатный костюм и белую шелковую рубашку, с жабо. Когда он ходил на детские спектакли, на новогоднюю елку, в гости, то надевали еще лаковые черные туфли и белые колготки.
    Бабушка водила внука в театры, музеи, в цирк, доставая билеты через знакомых. Женя очень любил театр. За ним было очень интересно наблюдать, как он переживал за происходяшим на сцене. Посещая разные музеи, соборы,крепости, несмотря на то, что Женя был еще маленький,он любил вместе с взрослами ходить за экскурсоводом и очень  серьезно, и внимательно слушал его рассказы.
     — Какой удивительный мальчик, ходит за мной попятам и не отстает. Такой маленький, а очень интересуется всем.


      Каждое лето они снимали дачи, — то под Ленинградом — Вырица, Луга, то под Москвой — Купавна, Мамонтовка. Летние сезоны, когда все стараются вывозить детей за город, были замечательным временем и для детей, и взрослых. Дети получали свободу — бегать, купаться, играть со своими сверстниками целыми днями. Взрослые приезжали на выходные дни нагруженные, навьюченные продуктами и радовались отдыху от города, работы, видя, своих детишек счастливых, загорелых.
Собирались дачники вместе на верандах или в саду под тенью деревьев, жарили шашлыки, приготовляли закуску, выпивали, и сидели допоздна, пели песни и рассуждали о житье бытье и хлебе насущном.


       Ездили на летнии каникулы на своей машине в Прибалтику, в Белоруссию,на Украину - это в Винницу, в Васильковку, в Одессу,на Карпаты, в Крым,Анапа, Гурзуф, Ялта, Семииз, Севостополь,и далее на Кавказ -это Сочи, Гурзуф, Кудепста, Гагры,Сухуми, по Военной- грузинской дороге - это Грозный, Тбилиси, Баку, Батуми,может чего-то пропустила.
    Когда пришло время Жене идти в школу, Александра Михайловна приехала с отчимом, в Москву, чтобы первое время встречать Женю со школы и помочь Але — иначе ей пришлось бы брать отпуск за свой счет, на это время, пока Женя ходил в первый класс.

      Это одна из глав моей книги "Через годы, через расстояния", выпущенной в Нью-Йорке в издательстве  Liberty в 2013 году. Переведина на английский.
В 2023 году  моя книга,дополненая, вышла в издательчтве: Российский Союз Писателей в Москве, посредником является  Проза.ру


Рецензии
Очень милые воспоминания - приятно читать, спасибо!

Татьяна Борисовна Смирнова   21.04.2023 05:18     Заявить о нарушении
Спасибо. Что прочитали статью. Это для меня тоже,когда теперь читаю, очень теплые воспаминания.

Алевтина Игнатьева   01.05.2023 23:03   Заявить о нарушении