Зодческая работа

Любезные братья!

Как посвященный Ордена Древнего Изначального Устава Мемфис-Мицраим для Европы и франкоязычных стран (APRMM-Europe and FLC), буду рад поделиться с вами некоторыми мыслями о сходствах и различии Ритуала первого градуса в Уставе Мемфис-Мицраим и в Шотландском Уставе.

Сразу скажу, что структура и общий символизм ритуалов символических градусов одинаковы, по-видимому, почти во всех масонских Уставах, благодаря чему и возможно взаимное признание масонских организаций. Это объясняется тем, что эти ритуалы происходят из единого источника.

Основной смысл ритуала Ученика – это смерть для профанского мира и одновременное рождение в духовном мире, где кандидат проходит очищение четырьмя стихиями, после чего ему открывается масонский Свет.

Посвящение начинается с камеры размышлений, где кандидат пишет философское завещание в окружении символом бренности и смерти. Так он подводит итоги прошлой жизни, с которой ему предстоит расстаться. В Египетском масонстве ему предлагается ответить на вопросы, каков долг человека перед Богом, перед миром и перед самим собой. Пребывание в камере размышлений является первым испытанием и очищением элементом земли. Кандидат «умирает» и находится в могиле. В ритуале Шотландского Устава поясняется, что он низводится до бесформенной субстанции, фактически разлагается на первоначальные составляющие. Происходит отделение души и духа, серы и ртути, от тела, или соли. В то же время камера размышлений – это чрево, из которого предстоит родиться масону.

Кандидат начинает свое загробное странствие не одетым и не раздетым, с повязкой на глазах и с вервием на шее. Он еще окончательно не разорвал связь с предыдущим состоянием, слеп и беспомощен, как новорожденный. В Египетском Уставе сообщается, что вервие представляет собой флюидную цепь, которая связывает тонкое тело кандидата с его умершей плотью. Некоторыми оккультистами она описывается как «серебряный шнур», который позволяет душе возвращаться в физическое тело при пробуждении ото сна и разрыв которого знаменует смерть. Это пуповина, какое-то время продолжающая связывать кандидата с его телом, оставшимся в склепе, в камере размышлений. Во многих традициях описывается тяжелое и постепенное расставание умершего с миром живых, переходный период, в течение которого сохраняется связь с лежащим в могиле телом, а также с низшей животной душой, полной желаний и страстей, «астральным двойником», которому тоже предстоит уничтожение, но который еще некоторое время обладает способностью удерживать высшую часть человека поблизости от привычного ему физического плана. Эксперт или Маршал, сопровождающий кандидата, - это Анубис или Гермес, проводник душ в потустороннем мире. При входе в Храм кандидату предлагается склонить голову, «ибо дверь очень низка» (в Египетском Уставе), или пройти под лезвием меча (в Шотландском Уставе). Это движение плода по родовому каналу – смерть одновременно является рождением.

Важнейшей частью посвящения является циркумамбуляция, обхождение кандидатом Храма, но прежде, чем она начнется, ему предлагают испить чашу. В ритуале ОВЛР это чаша, сладость которой превращается в горечь в напоминание кандидату, что в самых чистых намерениях имеется доля эгоизма, а в жизни человека присутствует добрая и злая судьба. В Египетском масонстве кандидат пьет Кубок Забвения, чтобы его предыдущая  неподлинная личность окончательно растворилась, а его воля соединилась с эгрегором, или коллективной волей, Ордена. Затем кандидат совершает три символических странствия через стихии. В Уставе Мемфис-Мицраим он проходит через воду, воздух и огонь, в ритуале ОВЛР последовательность немного иная – воздух, вода и огонь. В каждом странствии кандидат подвергается испытанию, затем его останавливают и позволяют следовать далее, только убедившись, что он свободен и добрых нравов, в заключение его подвергают очищению соответствующей стихией. В Египетском ритуале этими странствиями изображается восхождение души по тонким планам. Одно из возможных толкований таково. Вода – самый низкий тонкий план, надстоящий над материальным миром, и связанный с Нефеш – каббалистической животной, инстинктивной, душой. Воздух – срединный план, это область Руах – Разума, психики, «социальной» души. Огонь – самый чистый элемент, Нешама, высшая душа, стремление к Богу и мистическая интуиция. В человеке, являющемся микрокосмом, присутствуют те же четыре стихии, что и в большой Вселенной. В обычном человеке эти элементы находятся в дисбалансе и представляют собой грубые «слепые» силы природы, господствующие над Духом. Посвящение позволяет обрести контроль над стихиями, поставить их на службу Духу, или Истинной Воле человека. Это, вероятно, достигается на следующей степени – Подмастерья, где большое значение имеет пентаграмма, которая и является символом власти Духа над четырьмя стихиями. Однако необходимая часть этого процесса совершается на степени Ученика, где элементы упорядочиваются, их наиболее грубые аспекты подвергаются очищению, а возвышенные аспекты усиливаются.

Согласно лурианской Каббале, в душе человека присутствуют четыре элементальные основы, у которых имеются свои клипот – нечистые демонические скорлупы. Как пишет Хаим Виталь в книге «Врата Святости», «когда человек удалит от себя эти скорлупы, четыре буквы Имени Всевышнего, которые суть свет, оживляющий фундаментальную душу, облачатся в неё, и тогда она и её тело станут колесницей святости Всевышнего в мире Асия [то есть в мире Действия, на нашем материальном плане]». От элемента земли происходит уныние, от воздуха – пустословие, от воды – сладострастие, а от огня, стремящегося вверх, - гнев и гордыня. Эти четыре клипы являются отцами прочих пороков. В то же время, от четырех основ происходят и противоположные, добрые, качества: радость, молчание, воздержание и смирение. Таким образом, очищение от элементальных клипот взращивает добродетели и приводит к наполнению души Светом.

Первый и Второй Блюстители и Досточтимый Мастер, встающие на пути кандидата в его странствиях, обозначают архонтов, стражей соответствующего мира, через который поднимается душа. Так, в еврейской мистике Меркавы совершалось экстатическое восхождение по Небесам, на каждом из которых необходимо было предъявить стерегущим их ангелам определенные печати и имена, чтобы они позволили пройти. Аналогичные практики мы встречаем в шаманизме, в гностицизме и т. д.
В итоге кандидат, очищенный от страстей плоти, чувства и разума, оказывается в самых высоких духовных областях, где, по словам Ритуала Мемфис-Мицраим, «все есть Красота, Гармония и Мудрость». Однако, прежде чего он увидит Свет, который уже близко, необходимо пройти через завершающие испытания. Кандидат заключает Мистический Союз с Орденом – для этого на его плече ставится «печать Ордена», кроме того, ему предлагается подписать своей кровью масонскую клятву. На практике в Ордене APRMM-Europe and FLC, к которому я принадлежу, реального кровопускания в настоящее время не производится, и эта часть ритуала носит символический характер, как и в ОВЛР. Однако, насколько мне известно, в других Орденах, работающих по Уставу Мемфис-Мицраим, кровь из предплечья берут, как и предусмотрено в изначальном варианте ритуала Амбелена.

После заключения мистического Договора с Орденом кандидату напоминают о страшной участи изменников и профанаторов, демонстрируя труп в окровавленном одеянии, который символизирует Адама Кадмона после падения.

Следует отметить, что в ритуале ОВЛР мы видим не восхождение, а наоборот, нисхождение. Первый Страж объясняет, что, миновав гром и молнии Воздуха и переплыв море Воды, кандидат спустился в царство огня, в подземный мир. И на самом дне этого, можно сказать, ада, он видит труп предателя. Поскольку сразу после созерцания этого трупа кандидату по удару молотка дается Свет, поневоле может зародиться мысль, что это некий адский отблеск, что, конечно же, не так. Возможно, создатели этого варианта ритуала хотели донести идею, что для Божественного Света нет преград и что для того, чтобы возвыситься, нужно вначале спуститься.

Что касается Египетского ритуала, то в следующей его части посвящаемый выпивает Кубок Мнемозины (чего нет в ритуале ОВЛР). Если Кубок Забвения был призван уничтожить «ветхую» личность кандидата и даже память о жизни во мраке, то второй Кубок, наоборот, возвращает ему память о том, кем он был до рождения в земном мире, в результате чего он становится полноценным звеном в цепи посвященных. В связи с этим можно вспомнить, что в степени Ученика как раз надлежит найти ответ на вопрос «Откуда я иду?». Испив Напиток Памяти, инициируемый приносит у алтаря торжественную клятву над Священной Книгой, Циркулем и Наугольником. Содержание клятвы в Мемфис-Мицраим примерно такое же, как в ОВЛР.

За принесением клятвы следует величественный момент дарования Света. По третьему удару молотка Досточтимого Мастера повязка снимается с глаз кандидата. Впрочем, Ученик получает лишь небольшую порцию Света, можно сказать, лишь ловит Луч. Гораздо больше Света откроется ему на следующей ступени, Подмастерья.

Затем совершается Акколада, новому Брату или Сестре вручаются запон и белые перчатки. Ученика обучают Слову, Пожатию и Знакам степени, ритуальным шагам. Все это носит общемасонский характер, примерно одинаково во всех Орденах и Уставах. Однако в Ордене APRMM-Europe and FLC существуют дополнительное пожатие и особое Слово, которое также передаются Ученику. Короткая мистическая лекция, которая читается оратором, касается как раз этого второго Слова. Церемония завершается проекцией философского завещания с помощью огня. Она призвана навсегда сохранить след принесенной при инициации клятвы в Незримом Эфире.

Пытаясь соотнести масонские инициации с каббалистическим Древом Жизни, рассматриваемым в качестве карты духовного пути, можно предложить несколько вариантов. С одной стороны, четыре стихии, играющие важную роль в ритуале Ученика, относятся к нижней сфире Древа – Малхут, которая схематически изображается в виде круга, разбитого на четыре по-разному окрашенных сектора. С другой стороны, с четырьмя стихиями связывают и четыре нижние сфирот Древа: Малхут - с землей, Есод - с водой, Ход - с воздухом, Нецах - с огнем. В этом случае работа Ученика будет охватывать всю нижнюю часть Древа. Тогда степень Подмастерья можно поставить в соответствие с Тиферет, а степень Мастера – с Даат. При таком подходе степени символического масонства будут самодостаточными и охватывающими весь инициатический путь, от начала до конца. Нам известно, что изначально так и было, надстройка из высших степеней – это позднее явление. В то же время Каббала говорит о четырех мирах, в каждом из которых существует собственное Древо Жизни. Это означает, что посвятительный путь приходится проходить снова и снова, но уже на новом уровне. Следовательно, высшие масонские градусы символически отмечают этапы движения уже в других, более высоких, мирах.

Я желаю вам, любезные братья, успехов в этом Великом Путешествии к Святому Истоку Бытия!


Рецензии