Сельский учитель

От людей на деревне не спрятаться,
Нет секретов в деревне у нас.
Не сойтись, разойтись, не сосвататься
в стороне от придирчивых глаз.
Из песни.
Да уж, секреты в деревне – большой дефицит. А если речь идёт об учителе, тем более, директоре школы, - здесь все знают всё. Не верите? Выйдите на улицу и у первого встречного коренного жителя села Репное спросите: «Вы знаете Саврасова?». Для порядка уточнят: «Александра Иваныча, что ли?». И тут же, не дожидаясь ответа, могут начать рассказывать… Вот, что услышала, то и вам рассказываю. Впрочем,
ДИРЕКТОР РЕПИНСКОЙ ШКОЛЫ - САВРАСОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
знаком, хоть и не близко, и лично. Как коллега. Как односельчанин какое-то время. Как директор школы, в которой учились дети. Об Александре Ивановиче не хочется говорить «бывший», что соответствовало бы истине: ведь руководил он Репинской средней школой в 1960-ые – 1980-ые годы. 27 лет. А всего учительствовал 43 года. Но в селе директор – титул пожизненный. Его присваивают люди. За особые заслуги и душевные качества. Как вы думаете, сколько человек могли бы принять участие в создании его портрета в тёплых словах? Не сосчитать! Выпускники, все их родственники, дети и внуки этих детей - всю жизнь на виду. Актёр, участник шоу, ведёт публичную жизнь на экране или на сцене несколько минут. Пусть, часов. А сельский учитель, тем более, директор – круглосуточно! Да-да, знают, как долго и в какой комнате горел свет в директорской квартире. И, если настольная лампа – значит, пишет планы и проверяет тетради. А утром, стоит выйти из дома, сию же минуту можно услышать: «Здравствуйте, Александр Иванович!». И так – каждый день и сотни раз со всех сторон. И кто бы ни приветствовал, в голосе и малого, и старого – неизменно искреннее уважение и почтительность.
Директор относится к подобным «сложностям» жизни спокойно. Он ведь и сам родился в селе. Соседнем селе Грязнуха(Заречное). В 1946, послевоенном году. С 6 лет рос без отца. Иван…, железнодорожник, погиб при исполнении служебных обязанностей. Трое детей остались на попечении матери. Трудная доля не озлобила, не ожесточила. Научила состраданию, сдержанности, способности понять чужую нужду.
В биографии Александра Ивановича многое стереотипно: как тысячи сверстников из маленьких поселений, он после восьмилетки в родном селе продолжил образование в соседней Репинской средней школе. Потом – педагогический институт в Балашове. Учёба (заочно) и педагогическая практика (синхронно) в качестве учителя русского и немецкого языков началась в с. Гусёвка Балашовского района Саратовской области.
А после окончания института Саврасов с семьёй оказались далеко от родных мест, в польском городке Бжега, где в 1978 году дислоцировалась Северная группа войск Советской Армии. В военном городке вёл уроки русского и был завучем в школе для детей советских служащих. В 1980 году вернулся в Репинскую школу, где начинал лаборантом, уже директором. В 2007 году ушёл на заслуженный отдых.
Компетентный, настойчивый, эрудированный, требовательный, гуманный, терпеливый, тактичный – всё это, безусловно, о нём. На первый взгляд, звучит очень казённо, если не знать, ЧТО скрывается за каждым определением. И, конечно, следует уточнить, что это характеристики из разных источников – официальных и неофициальных.
Например, что значит гуманный, то есть человечный, применительно к Александру Ивановичу? Это значит, что любое, даже самое жёсткое решение, он принимал, сознавая: за этим решением – судьба человека. Ни разу не приходилось слышать, что Саврасов поступил неверно, жестоко, обидев кого-то. Коллеги, его подчинённые, вспоминают, что даже сильно гневаясь, Александр Иванович начинал «распекать» словами «ну, радость моя»… При этом «объект» по глазам директора определял, что, да, сердится, сильно. Заслужила. Но, ни ненависти, ни презрения, ни желания унизить во взгляде никогда не было.
Что же здесь особенного? Таким и должен быть директор, скажете вы. Вот именно, должен. Потому и рассказываем об этом человеке – сельском учителе, директоре, Отличнике народного просвещения, Почётном гражданине Репинского округа, ветеране педагогического труда, что его жизнь – своеобразный эталон. Не показушный образец, а настоящий, нужный всегда и везде. С таким и в разведку пойти не страшно, и жить рядом уютно, и трудиться радостно.
Его интеллигентность, опять же, не показная – сущностная, глубинная – начиналась со стереотипного строгого костюма с галстуком и аккуратной стрижки и распространялась на всё. На манеру ходить – размеренно, легко; говорить – лаконично, на добротном русском языке; общаться с людьми разного интеллектуального уровня и социального статуса одина-ково уважительно.
Когда много лет назад услышала песню, в которой были примерно такие слова «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас», почему-то сразу вспомнился Александр Иванович. Поясню. Во все времена начальство всех уровней «грузило» директоров, перекладывая на них не свойственные им функции. По выборам, по работе с населением, по внедрению каких-нибудь скороспелых, необдуманных новаций, вроде детского сада в неприспособленной школе, где ни отдельной столовой, ни, извините, нормального туалета.
Саврасов не спешил расшаркиваться и рапортовать. Он выполнял только то, что считал приемлемым в конкретных условиях и… с чем был согласен коллектив. Как ему удавалось избегать громов небесных – остаётся тайной. Но, думается, что и «вышестоящие» чувствовали его правоту. И понимали, что этот человек не только головой, но и сердцем отвечает за дело, которому служит.
Кажется, Александр Иванович всю свою жизнь выстраивал по «Заповеди» Ридьярда Киплинга:
Останься прост, беседуя с царями.
Останься честен, говоря с толпой.
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
И оставался. И был твёрд, и прям, и честен. И с ним считались, и считаются сейчас, И помнят. Когда мой воспитанник, ученик Саврасова, узнал, что готовится серия очерков о хороших людях, первым делом спросил: «Надеюсь, среди них найдётся место Александру Ивановичу?» Он даже не назвал фамилию: всё было и так ясно.
Его бывшие ученицы, теперь уже бабушки, тепло вспоминают своего учителя и классного руководителя, который тогда ещё был очень молод, но они между собой называли его «папа Саша». Позже его так стали называть и его старшие подопечные – учителя.
Александр Иванович семейный человек. Его супруга Евгения Викторовна – односельчанка из Заречного – всю жизнь проработала в Репинском детском саду медсестрой. Дочь Светлана Александровна, учитель, пишет о своём отце: «…профессиональная судьба отца стала и моей судьбой, потому что перед глазами всегда был пример человека, который всю жизнь ответственно и с любовью относился к своей работе. Мой отец – не просто глава семьи, за которым мы – как за каменной стеной. Но и тот человек, который сделал маму счастливой, который всегда рядом в трудную минуту»…
О тысячах можно сказать: учитель, интеллигент, специалист, эрудит, мастер. Но только о единицах – с существенным уточнением – настоящий! Вот это и даёт право Учителю быть уважаемым и оставаться на всю жизнь для своих учеников эталоном справедливости и порядочности.
21 января 2015 г. В. Ильина


Рецензии