Через призму событий

          Кажется, жить только начал, а принимаешься трясти свою память, и столько сыплется! Наверное, это свойство сознания - уплотнять впечатления и, спрессовывая их во времени, приводить к личностному "я", как к единой точке отсчета. Принято считать, что поколения сменяются через двадцать-двадцать пять лет. Ну, а если считать не годами, а событиями?  Что произошло на моем веку, с момента моего появления? Родившись в первый послевоенный год, я застал  наследие войны – безногих инвалидов, туловища на подшипниковой кустарной тележке. Застал карточную систему распределения и дело врачей периода культа личности. Помню атрибуты того времени, портреты, пластинки, газеты. Помню лица и поведение людей, принадлежащих той эпохе. И разоблачение культа помню. Для меня Февральская и Октябрьская революции были так же далеки в сознании, как свержение монархии во Франции в начале девятнадцатого века. Только-только завершившаяся война, которая по большому счету в период моего появления на свет еще не завершилась, была для меня далекой историей. Я измерял время продолжительностью своего существования, как у Григория Остера попугаем измеряли удава, и по отношению к этой единице измерения все сколь-нибудь значимые события были далеко.

          А затем события пошли косяками, и время уплотнялось ими. Помню первый в моей жизни реактивный самолет. Играл я тогда с ребятами возле дома. Дом двухэтажный, крыт жестью, вдруг лист жести с грохотом летит, мы разбегаемся. Где упадет? Не падает. Потом узнали, что это был испытательный полет военного истребителя. Мне было десять лет, когда запустили первый искусственный спутник Земли, и четырнадцать лет, когда полетел Юрий Гагарин. Я помню телевизоры КВН с водяными линзами, такой стоял у моей двоюродной тетушки в Москве. Цветное телевидение тоже вошло в жизнь на моей памяти. В моем поколении в обиходе появились фломастер и шариковая ручка. По времени с распадом Союза совпало появление спутниковых телефонов-чемоданчиков у власть предержащих и у бандитов. Мой пейджер был одним из первых в столице, как и сменивший его чуть позже мобильный телефон. Компьютер изменил наше самосознание, Интернет – восприятие пространства.

          Время ускоряет события, события меняют картину мира. Мы стоим перед необходимостью примирять свое сознание с перманентно меняющейся действительностью.


Рецензии