Ладынина Марина

               
                Начало

    1939 год. До войны ещё целых два огромных года. На улице Горького (бывшая Тверская) во всю стену домов, что напротив друг друга, два огромных портрета. Один, и это понятно, портрет Сталина, но вот другой – такой же огромный, но Ладыниной! Такого никогда ещё не было – совсем недавно ставшая известной артистка бросает вызов вождю всех народов! И, представьте себе, все проходящие мимо находят это вполне нормальным! Счастливо улыбаются! На что уж известные Орлова и Александров, но и у них такого не было! Известность артистки и известность Сталина!
    Между тем начало этой Ладыниной не обещало ничего сверхвыдающегося. Отец – крестьянин с тремя классами образования - как-то оказался по службе в Благовещенске на Амуре, и познакомился там в местном госпитале с будущей женой, работавшей санитаркой. Через год появилась старшая дочь Мария, которая и прожила первые свои 4 года на Дальнем востоке. Это потом в 1912 году она переехала с семьей на родину отца в село Назарово Красноярского края. Сейчас это город, в котором назаровцы установили единственной в стране памятник Ладыниной.
    Впрочем, в наше демократическое время есть биографы, которые просто указывают, что Ладынина родилась в селе Назарово вблизи города Ачинска Енисейской губернии. Но есть и такие, кто указывает о рождении в селе Скотинино Смоленской области, при этом объясняют, что Лыдынина сама назвала другое место рождения, Скотинино – не совсем благозвучно!
    Семья оказалась многодетной. Всего было четверо детей. Здесь она окончила школу и начала работать сельской учительницей. Этим же потом она занималась и в Смоленской губернии. До этого жизнь приучила её к крестьянскому труду, приходилось ухаживать за меньшими детьми, работать дояркой, что крайне пригодилось ей в будущем на киносъемках.
    Марина в детстве очень много читала и рассказывала о прочитанном окружающим её детям. Те, буквально, заслушивались её рассказами, просили ещё, ещё…Она играла на балалайке в оркестре народных инструментов, плясала при каждом удобном случае вместе с цыганами на базарной площади. Первую роль сыграла в детском благотворительном спектакле. В постановке <<Птичий переполох>> была Весной. Тогда же шестилетняя актриса получила первый сценический костюм –пышное платье. И первые цветы, а также роль Наташи в спектакле <<Русалка>> на пушкинском вечере. Была суфлёром в школьном самодеятельном театре. Так громко и увлеченно подсказывала, что её стали звать <<артисткой>>. Потом это прозвище стало её профессией. Работала в профессиональном театре города Ачинск недалеко от села.

                Ладынина - это будущее МХАТ
 
    Посоветовал отправиться в Москву Марине актёр Театра Мейерхольда Сергей Фадеев. Он же подарил ей книгу <<Моя жизнь в искусстве>> Станиславского. Так она стала <<особо одарённой>> в ведомости приёмной комиссии ГИТИСа. На втором курсе её пригласили на стажировку во МХАТ. 1929 год. Эпизодическая роль в немом фильме <<В город входить нельзя>>. 1932 год. Сыграла слепую цветочницу в картине <<Просперити>>. Она уже на сцене с Качалавым, Москвиным, Кторовым, Андровской. Роль монашки Таисии в <<Егор Булычёве>> - блестяще! Работу отметил Горький. Ладынина участвует в целом ряде спектаклей: <<В людях>>, <<Достигаев>>, <<Цыгане>>, <<Три сестры>>… Перевели в основной состав. Станиславский говорит: <<Ладынина – это будущее МХАТ>>. Немирович – Данченко всегда неохотно отпускал её на съемки: <<Никогда не бросайте театр!>> Но увёл её всё-таки Пырьев. Кто же такой этот Пырьев?

                Иван Пырьев

    В Первой Мировой войне Иван Пырьев за храбрость удостоен Георгиевских крестов 3 и 4 степени. В период Гражданской войны перешёл на сторону Красной армии. Тут он и рядовой, и политрук, и агитатор. Екатеринбург. Помимо основных обязанностей, посещает театральную студию и выступает в профессиональной группе под псевдонимом Алтайский. Почему такой псевдоним? Его корни в селе Камень Алтайского края.  Семья старообрядцев. Отец убит в драке, когда Иван был ещё маленьким.
    В 1921 году труппа МХАТ приезжает с гастролями на Урал. Иван поражен профессиональным уровнем театра. Немедленно едет в Москву. Там оканчивает актёрское и режиссёрское отделение Государственной экспериментальной мастерской В.Э. Мейерхольда и погружается, как говорится, в кинематографическую деятельность. В итоге, спустя много лет он становится директором киностудии <<Мосфильм>>, руководителем Высших режиссёрских курсов, основателем Союза кинематографистов СССР, издателем и главным редактором журнала <<Искусство кино>> и много всего ещё. Но это всё потом. Сейчас, после мастерской Мейерхольда, у молодого Пырьева безумное желание работать. И тут он знакомится с наиболее известной и востребованной актрисой конца 20-х – начала 30-х годов Адой Войцик (Арианной Игнатьевной Войцик), которая окончила Государственный техникум кинематографии и студенткой снялась уже в немых фильмах <<Будьте, как мы>> и <<Ценою тысяч>>. В 1925 году она в драматическом сериале <<Расплата>> (фильм утерян), а через 2 года снялась в драме <<Сорок первый>> (не путать с фильмом Извицкой). После этой работы, как говорят киноведы, роли посыпались на девушку. Наверно, зрителей поражал точный психологический рисунок героинь.
   Где-то здесь и появился Пырьев, который был на 4 года старше молодой актрисы. Свадьба. Сын Эрик. В 1932 году он снял супругу в драматической картине <<Конвейер смерти>>, а в 1935 году в приключенческой ленте <<Партийный билет>>. После этого Пырьева уволили со студии <<Мосфильм>>, т.к. антигерой получился слишком обаятельный. Одновременно случился кризис в отношениях с Войцик.

                Знакомство               

   В 1937 году он знакомится с молодой актрисой Мариной Ладыниной. Считают, что она оказала ему ту моральную поддержку, которую он не получил от своей жены Войцик.  Пырьеву приходилось разрываться между двумя талантливыми женщинами. В результате Ада неудачно пыталась уйти из жизни. В 1938 году у Пырьева и Ладыниной родился сын Андрей. Но получилось так, что официально они узаконили свои отношения только в пятидесятых годах. До этого Ладынина сходила ненадолго замуж за Ивана Любезнова, пережила очень странные отношения с неким итальянцем (познакомилась на одном из многочисленных приёмов ). Её вызывали на Лубянку. Требовали сотрудничества. Она это решительно отвергла. Отказалась уехать в Италию с этим итальянцем. Но пришлось уйти из театра. Штопала, стирала иногда даже для тех, на кого не стала доносить на Лубянке. Родила Андрея в Москве, отказываясь от денег Пырьева.
    Руку и сердце он предложил ей на следующий день после знакомства (эпизод с трамваем, который уже уходил и в который успел-таки запрыгнуть влюблённый Пырьев, чуть не лишив огромную довоенную и послевоенную страну огромного количества превосходных на уровне Голливуда фильмов!).

                Богатая невеста
               
    Первой совместной работой их стал фильм <<Богатая невеста>>. Пырьев с огромным трудом добился разрешения снимать опальную Ладынину в Киеве. Внезапно туда приехала законная жена Пырьева – Войцик, с которой он не торопился пока разводиться. Роль любовницы для Ладыниной при живом-то сыне? Это было не для Марины!
    Довженко отправляет снятую пленку фильма Сталину. До этого был полный разгром в прессе, жесткая критика, но оценка Сталина была хорошей. Ладынина получает орден Ленина. Пырьев рвёт с Адой. Теперь Марина Ладынина успешно конкурирует в кино уже с Любовь Орловой! Чем-то напоминает вся эта история историю с фильмом Александрова <<Весёлые ребята>>. Тот же провал и критика в начале, а потом после одобрения товарища Сталина – триумф и всеобщее признание.
    На этой волне началось шествие по экранам страны Пырьева и Ладыниной. Комедийная мелодрама <<Трактористы>>, лирическая картина <<Любимая девушка>>, музыкальная комедия <<Свинарка и пастух>>!  Ну, а <<Богатая Невеста>>?  Как пишут в аннотациях, фильм 1937 года о счастливой жизни колхозников в украинском селе. Да, это первая работа Пырьева вместе с Мариной Ладыниной, за плечами которой уже театральная известность и попытки (даже достаточно успешные, судя по роли цветочницы в картине <<Просперити>>!) проявить себя в кинематографе. В <<Богатой невесте>> мы видим шквал радости, счастья у людей, работающих в одном из украинских колхозов. Нам, немало просмотревших фильмов, сделанных по законам социалистического реализма, многое кажется чересчур наивным. Эти надуманные поводы к ссоре главных героев по работе, когда влюблённый по-своему в лучшую колхозницу Маринку Лукаш нечестный счетовод и авантюрист Ковынько подчищает её результат и она становится отстающей, и из-за этого кипят страсти, – ведь, для влюблённых чуть ли не главное высокие показатели в работе! От этого больше денег и славы! И по этим результатам борется и Ковынько за Маринку, стараясь всячески навредить тоже передовому трактористу Павло, не без взаимности влюблённому в ту же Маринку. В картине постоянно движется масса девушек и женщин, сгребающих сено, вяжущих его в снопы. Море граблей, какие – то древние способы уборки этого сена! Тракторы тоже одни из самых первых, от них идёт вечный дым. Эта бушующая масса поющих деревенских девушек (замечательная музыка Дунаевского, его <<А ну-ка, девушки…>> и т.д.) – всё это приводит зрителя в неистовство, экстаз!  В фильме Пырьева много интересных находок – старик, следящий за влюблёнными и за тем, чтобы они вовремя шли домой спать – ведь завтра на работу!  Образ счетовода, мастерски созданный Любезновым. Предводительница бушующего моря женщин с граблями – Анна Дмоховская. Марина Ладынина – улыбающаяся и быстро перевоплощающаяся, то влюблённая, то негодующая! Сталину такой фильм, как и <<Веселые ребята>> Александрова не мог не понравиться!

                Трактористы

    После <<Трактористов>> появился упомянутый в начале этого рассказа о Ладыниной её портрет напротив портрета Сталина. Кажется, Пырьев понял, как надо снимать народный фильм. Простой народ далёк от голливудских фильмов, русскому крестьянину, мужику, постоянному труженику земли, выросшему на этой земле, мало что видевшего дальше своего родного села, не читавшего множества познавательных книг, – до такого человека режиссёр достучится, став таким же, как он! Посмотрите, как говорят, как смеются крестьяне между собой! Их развлекают, порой, самые простые вещи, иногда даже безнравственные, но для них смешные! В <<Весёлых ребятах>> Александрова – это стадо коров в дорогих покоях богачей. В <<Трактористах>> Пырьева – это издевающиеся над Климом (Николай Крючков) члены бригады Назара Думы (Борис Андреев), они и лежат, и поднимают вверх ноги, и поют несуразные песни, но всё это смешно для простых таких же крестьян – они хохочут! На них-то и ориентировался Пырьев, а не на критиков, нашедших всё это несуразным, глупым, не эстетичным и т.д. На народ ориентировался и товарищ Сталин, поддержавший этот фильм. Александров и Пырьев  опускались до уровня самого простого народа и поднимали его, учили! Так они шли от первых простых фильмов к другим – серьезным, заставляющим думать, а не только смеяться. Это <<Весёлые ребята>>, <<Волга-Волга>>, <<Светлый путь>> у Александрова и <<Весна>>, <<Встреча на Эльбе>>, <<Русский сувенир>> - его же!
    Это <<Богатая невеста>>, <<Трактористы>>, <<Свинарка и пастух>> у Пырьева и его же <<В шесть часов вечера после войны>>, <<Сказание о земле Сибирской>>, <<Кубанские казаки>>, <<Испытание верности>>, <<Белые ночи>>, <<Идиот>>, <<Братья Карамазовы>>!
    Вот такие сопоставления у обоих известнейших режиссёров!
    Фильм <<Трактористы>> наполнен предчувствием войны. Опять этот шквал желающих работать трактористок-женщин и их же, желающих обучаться тоже военному делу, как это делают мужчины в бригаде Клима Ярко (Николай Крючков). Этот Клим воевал уже на Дальнем Востоке, в его воображении то и дело несутся вперёд армады танков, а далеко ли трактору от танка, тем более гусеничному трактору ЧТЗ С-65? Фильм был прославлением танков в грядущей войне. Хотя, прежде, чем наши Т-34 ринулись в Европу, прошло, ой, сколько лет! Для того времени фильм был востребованным и современным. Наш зритель мчался на танке вместе с Климом Ярко! Резонанс от фильма был велик, молодёжь тысячами отправлялась работать в сельское хозяйство, в колхозы, деревни, МТС. Трактор, участвовавший в этом фильме, установлен при въезде в село Гурьевка (Новоодесский район Николаевской области), где происходили съемки. За роль Марьяны Бажан в этом фильме Ладынина была в 1941 году удостоена Сталинской премией СССР. В фильме впервые в кино снялся Борис Андреев в роли Назара Думы, с которым у Марьяны и с Климом любовный треугольник. Немного замысловато, немного надумано, но народ принял и понял. Опять, как и в <<Богатой невесте>>, борьба за трудовые показатели, трудовое соревнование. С помощью Крючкова Ладынина научилась падать с мотоцикла, ведь гонять на нём приходилось по необъятным засеянным украинским степям. К находкам Пырьева, несомненно, можно отнести запоминающийся образ письмоносца в этих степях на велосипеде. Опять любовь и трудовые подвиги неотделимы!

                Любимая девушка

    Следующий фильм Пырьева с участием Ладыниной вышел 1940 году – <<Любимая девушка>> по рассказу Юрия Нагибина. Это единственная семейно-производственная мелодрама Пырьева. Ладынина старается как может спасти этот фильм. Её взгляд, она верит в свою правоту! Санаев в роли Василия Добрякова пытается изобразить передового токаря, то глубоко любящим, то тираном, <<феодалом>>, с которым невозможно о чём-то договорится. Он ревнив. Это повторяется неоднократно. Все эти ссоры утомляют однообразностью. Но здесь ещё молодой Санаев, ему ещё 28 лет. Интересно смотреть токарный цех московского завода 1940 года. Некоторые из зрителей (в современных комментариях) считают, что <<как будто в нашем цехе вчера снимали, станки почти тех же моделей, новых станков лет 20 не видим!>>. Сам рассказ Нагибина (<<Варя Лугина и её первый муж>>) имеет совсем другую историю – Добряков женится на другой девушке, у Вари родилась девочка, но диалоги остались те же. Раневская, как всегда, бесподобна. Ладынина, как всегда интересна!
                Свинарка и пастух

    А вот фильм <<Свинарка и пастух>> в 1941 году снимался между бомбёжками на ВДНХ. Когда началась война, Пырьев и Зельдин (роль кавказского пастуха Мусаиба Гатуева) по зову сердца сразу пошли в военкомат и на фронт. Но фильм-то уже начали снимать! По приказу товарища Сталина все мужчины должны были вернуться и продолжить съёмки. Владимир Зельдин рассказывал, как его вызвали в военкомат и без особого восторга отправили сниматься. Пырьев требовал, как всегда, полной отдачи, съёмки часто шли между бомбёжками. Фильм говорил о дружбе народов, он был необходим для единения всех бойцов на фронте, Сталин был прав. Это сейчас некоторые критики считают, что как это неграмотный пастух прискакал с ВДНХ и отменил праздник-свадьбу всего колхоза? Спрашивают, где потом жила бы эта пара – в горах или в лесах? Ладынина превосходно сыграла роль передовой вологодской свинарки, она в отличии от некоторых других передовиков производства (конюх Кузьма), тщательно всё записывает на ВДНХ  в свою огромную книгу по наказу своей бабушки, добивается постройки тёплого свинарника для своих любимых свинушек, усовершенствует методы их кормления. В это время её возлюбленный Мусаиб сражаеся со своим преданным псом в горах Дагестана с тремя голодными волками, напавшими ночью на лучших и чуть ли не селекционных овец.  Здесь тоже, как и в предыдущих фильмах с Мариной Ладыниной, борьба за показатели, романтика производства, социалистический реализм. Уже потом Ладынина скажет: <<Глаша была моя. Я была ей>>. Толпы людей, одетых в национальные костюмы на ВДНХ, подчёркивают политику равенства и солидарности всех народов в СССР. Здесь Пырьев неизменен себе.

                В шесть часов вечера после войны

    В 1944 году, когда в Москве уже гремели салюты в честь взятых городов, на экраны выходит фильм с многообещающим названием – <<В шесть часов вечера после войны>>. За год до окончания этой войны сценарист и поэт Виктор Гусев указывает точно даже, в каком месяце она окончится. Это май 1945 года. Он сам не дождётся этого, уйдёт из жизни в 1944 году, оставив невероятно талантливый сценарий, который и доработает Иван Пырьев. По сценарию артиллеристы-лейтенанты Василий Кудряшов (Евгений Самойлов) и Павел Демидов (Иван Любезнов) получают в перерыве между боями посылку от детей детского сада Москвы, где есть и фотография воспитательницы сада с детьми с приглашением при случае посетить их. Будучи в однодневном отпуске в столице, они вспоминают о приглашении, знакомятся с воспитательницей Варей Панковой (Марина Ладынина) и другими девушками, оставшимися после эвакуации всех детей. В основном фильм рассказывает о романе Вари Панковой и Василия, потерявшего потом в боях ногу. По сценарию они ещё не раз встречаются и договариваются о встрече в 6 часов вечера после войны на Каменном мосту у Кремля. Однако после последней встречи Варя гибнет, пытаясь сбить немецкого асса из вращающейся зенитки. По сценарию Виктора Гусева её встреча на мосту у Кремля с Василием происходит в воображении смертельно раненой девушки. Но режиссёры решили придать концу более оптимистический характер. Влюблённые с опозданием на час, но встречаются. Салют Победы завершает фильм. Не стали показывать безногого Василия Кудряшова - он прихрамывает с палочкой.
    У Пырьева прекрасно показаны опять, как и в других фильмах, массовые сцены, только не женщин с граблями или с тракторами, но море женщин с лопатами на рытье оборонительных сооружений вокруг Москвы. Вообще, - это режиссёр, как многие считают, скорее, праздника, чем печали! Это фильмы-надежды, которые так были необходимы в те трудные и великие времена. Марина Ладынина была визитной карточкой этих фильмов, люди плакали от радости. Музыка Тихона Хренникова, сценарий и стихи Виктора Гусева, любимая артистка – всё вместе создавало ощущение скорой и неминуемой победы! Фильм-мюзикл помогал народу успокоиться после невероятных жертв и потерь, видеть эту скорую победу!

              Сказание о земле сибирской
 
    <<Сказание о земле Сибирской>> - один из первых цветных фильм о нашей Сибири, о людях Сибири, о её стройках. С войны приходит талантливый сибиряк-пианист в Московскую консерваторию, в которой он учился, приобрёл уже известность, но потом ушёл на войну. Здесь он снова встречает друзей, которые снова пророчат ему большое будущее, но… узнают, что после ранения у этого Павла Балашова (Владимир Дружников) повреждена кисть руки. Это ставит крест на его карьере пианиста. А вот его друзья и любимая девушка по консерватории идут вперёд в своём творчестве, а он… уезжает на родину в Сибирь, где снова встречает своих однополчан и устраивается чертёжником на одну из строек Сибири – бумажный комбинат. При этом Павел не может расстаться с музыкой, по вечерам играет на баяне и поёт в одной из чайхан района.  Однажды в этой чайхане оказываются застрявшие из-за непогоды столичные артисты, среди которых его друзья по консерватории и любимая Наташа Малинина (Марина Ладынина). Старая любовь захватывает Наташу и Павла. Но ей мешают любовные интриги и ревность между другими действующими лицами (Яков Бурмак – Борис Андреев и Анастасия Гусенкова – Вера Васильева). Но встреча с Наташей Малининой воодушевляет Павла Балашова на новые попытки искать себя в музыке. Ему давно уже хочется сочинять её! Расстроенный встречей с любимой, он бросает всё и уезжает в Заполярье. Там рождается музыкальное произведение о Сибири, которое Павел потом исполняет в Москве. Перед слушателями и зрителями рождаются необъятные просторы за <<камнем>> – Уральскими горами – этой Сибири, могучие исторические орды Ермака-завоевателя.
    Его друзья по консерватории, долго и не напрасно искавшие его, присутствуют на исполнении этого величественного произведения. Павел и, наконец, нашедшая его Наташа снова вместе! Их снова объединяет музыка, которая и всех захватывает, все верят в будущее нашей великой Сибири!

                Кубанские казаки

    <<Кубанские казаки>> - один из последних фильмов с участием Марины Ладыниной. Потом она порвёт со своим Иваном и уйдёт, практически, в сорокопятилетнее молчание. Всем известно, что кубанское казачество имеет огромную историю. Здесь не стоит говорить о всех его исторических этапах, это, наверно, займёт не один том. Была тут и своя Рада, и своя эмиграция многих казаков, которые до сих пор живут во множестве стран (при этом всегда стремясь к некой компактности и целостности), были  свои руководители этой казачьей массы, некоторых расстреливал Деникин, некоторые эмигрировали с Врангелем, многие становились на сторону красных, другие записывались в белую Добровольческую армию – всего не перечесть! Эти казаки всегда стремились быть в своих воинских частях, как ещё во времена Екатерины, так и после. Наши казаки, вставшие на сторону советской России и теперь, живущие, в основном, в Краснодарском крае, также имеют свои привилегии, своих атаманов, свою компактность, но без какой-либо территориальной автономии и, в основном, с подчинённостью местной администрации.
    В фильме рассказ идёт о послевоенных кубанских казаках, героически воевавших с фашистами, героически участвующих в борьбе за урожай. Колхоз-миллионер <<Кавказ>> в станице Курганская на Кубани гремел на весь СССР своими трудовыми подвигами. Съёмки Пырьева совпали со страдой. Чтобы добиться полной естественности игры актёров, режиссёр заставил их активно поучаствовать в работе колхозных бригад. Мужчины стали почти комбайнёрами. Многое было естественным, овощи с фруктами из колхоза, в массовках колхозники (правда, за 25 рублей в съёмочный день). Декорации пришлось всё же делать. Увидев такое изобилие (в стране ещё ощущался послевоенный голод), масса людей присылала письма – какой адрес и как устроится на работу в этот богатый колхоз? Недаром, после смерти Сталина Хрущёв потребовал запретить этот кинематографический миф, а всей рабочей группе не упоминать даже об участии в этом фильме. Только в 1969 году фильм доработали, переозвучили, вырезали повсюду Сталина – в таком новом виде он прекрасно живёт и до сих пор. Сбылась мечта труженика Ивана Пырьева о будущем, её теперь все увидели и поразились – как это всё здорово! Андрей Кончаловский говорил: <<Мы с Андреем Тарковским не выносили Пырьева. А теперь без слёз не могу смотреть <<Кубанских казаков>>.   
    <<А всё-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством>>, - заметил Сталин после просмотра этого фильма.
    Сюжет прост и даже без особых конфликтных ситуаций. Два председателя колхоза давно любят друг друга. Один из них Гордей Ворон вырастил и любит, как дочь, Дарью Шелест, очень хочет, чтоб она, передовик производства, и дальше оставалась в его колхозе. Но она любит другого передовика, Николая Ковылёва, работающего в колхозе председателя Галины Персветовой. Если состоится свадьба, то по традиции Дарья должна перейти жить и работать в колхоз Пересветовой, чего категорически не хочет Гордей Ворон – с передовиками и так дефицит! Он обижается на Пересветову, возмущается – как может она переманивать передового колхозника! Но всё кончается миром, в этом помогают и сами влюблённые и давняя любовь друг к другу обоих председателей. Все трудятся ещё лучше! Типичный соцреализм. Опять пырьевские поля с комбайнами и граблями, счастливые лица тружеников, но уже не мотоциклы на бескрайних полях, а небольшие маломестные кибитки, запряжённые одной лошадью. Казаки без лошадей не бывают. Здесь состоялись дебюты в будущем очень известных артисток Клары Лучко и Екатерины Савиновой. Первая выйдет замуж в жизни за артиста, игравшего роль Гордея Ворона (Лукьянов), а вторая, не уступив ухаживаниям любвеобильного режиссёра Пырьева, на много лет исчезнет из кинематографа. Это потом она сыграет роль Фроси Бурлаковой в фильме <<Приходите завтра>>, войдёт в историю кино. Ладынина играет превосходно, эти быстрые перевоплощения её в разговорах с Вороном, в которых она умело скрывает большую и давнюю любовь к нему, которая чувствуется в каждом слове и жесте. В разговорах со своими подчинёнными она несомненный председатель. Её все безоговорочно уважают и любят, чувствуют на себе внутреннюю силу этой женщины. Прекрасно исполнение песен: <<Ой, цветёт калина…>>, <<Каким ты был, таким ты и остался…>>, <<Будьте здоровы!..>>. Музыка Дунаевского наполняет весь фильм радостью, верой в будущее. Вот такие кубанские казаки!

                Испытание верности
   
    <<Испытание верности>> - фильм по пьесе Братьев Тур <<Семья Лутониных>>. 1954 год. Здесь поднимаются важнейшие для того времени вопросы- тема семьи и морали, человеческая порядочность, тема производства в жизни советского человека (соцреализм). Наконец, освоение целинных земель. В конце фильма старый потомственный рабочий Егор Кузьмич Лутонин остаётся один в огромной лутонинской квартире, где совсем недавно была и его дочка Ольга с мужем, и внучка Варенька со своим недостойным женихом и другими её поклонниками, и Алексей Бобров – давний поклонник Ольги. Всё это напоминает Фирса в <<Вишнёвом саде>> Чехова – было, и нет. Все разошлись, разъехались по нужным направлениям – Ольга с образумившимся мужем на Чукотку, Варя с кучей друзей по заводу на целину, другие тоже по всей стране.  Марина Ладынина в роли Ольги Егоровны – запоминающийся образ влюблённой в работу и мужа женщины, верной, принципиальной. В неё давно и безнадёжно влюблён Алексей, но она, как декабристка, готова на всё для своего мужа. Муж ушёл от неё к другой, но ему плохо одному строить дорогу века на этой Чукотке – та другая с ним не поехала, а ему плохо, он попал в катастрофу. Ольга по совету отца летит к Алексею и остаётся потом с ним в Заполярье. Актриса, как обычно, великолепно играет все эти переходы от одного состояния к другому, это её, фактически, последняя роль.

                Возрастная актриса
   
    Да, ссылаются на разлад режиссёра и актрисы, которые официально развелись в 1962 году, говорят, что Пырьев ушёл от неё к девятнадцатилетней Марченко, когда снимал <<Белые ночи>> по Достоевскому! Да, Марина Ладынина играла в <<Испытании верности>> себя! Похоже, она всё это уже предвидела. Правда, они пытались ещё жить вместе, но разогнавшийся локомотив уже остановить было нельзя!
    Возраст её чувствовался уже в этом фильме. Когда-то Пырьев сказал Александрову, у которого тоже снималась уже возрастная Орлова, и которую тот тоже снимал во всех своих фильмах: <<Замени женщину!>> Теперь это относилось и к нему самому. Да, он старался теперь вовсю заменять женщину. После спившейся Марченко появилась двадцатичетырёхлетняя Лионелла Скирда, которая стала его женой и которая сыграла у него в фильмах: <<Свет далёкой звезды>, <<Братья Карамазовы>>. После смерти Пырьева в 1968году она играла ещё в ряде фильмов, героически отстаивала права своего мужа на режиссерство в <<Братьях Карамазовых>>. Дело в том, что Лавров и Ульянов, доснимавших после ухода Пырьева последнюю часть этого фильма, поставили свое сорежиссёрство и в первых частях. Лионелла добилась справедливости, их сорежиссёрство стало только в последней части.
    После разрыва с Пырьевым Марина Ладынина по словам её сына, Андрея Ладынина, пробовала сниматься, но её часто не устраивали роли – старух она играть не хотела! Возможно, существовал и негласный запрет на неё (об этом много пишут) и со стороны влиятельного тогда Пырьева. Пишут, что он много поломал актёрских судеб, Андрей с этим не согласен, он считает, что мать сама часто не хотела играть, отказывалась, посмотрев свою пробу. Она предпочитала одиночество, часто примеряла туалеты, заменялась вокалом.
    Тем не менее, она никогда не была на могиле Пырьева. На его похоронах на вопрос корреспондента ответила: <<Я его и сейчас люблю.>>.
    Любовь Орлова, например, играла в театре до самой смерти. Ладынина после разрыва с Иваном обращалась в театры, но получала отказ (например, у Рубена Симонова). Когда-то на Канском фестивале во Франции она чувствовала себя первой красавицей, но когда это было? Много раз бывала и на Венецианском фестивале.
    Теперь небольшие театральные роли. Увольнение из театра: <<За прогулы без уважительных причин>>. Ссора с Лидией Смирновой. 50 лет прослужила в Театре-студии киноактёра. Первая на сцене читала Ахматову, Цветаеву, Бернса. Много пела. Давала концерты по стране. После развода у неё вместо огромной пятикомнатной квартиры, осталась маленькая двухкомнатная квартира, тёмная, без ремонта, но в том же доме на Котельнической набережной, где жили Лауреаты Сталинских премий. 23 года она была с Пырьевым, пережила его на 35 лет. Иногда ей помогали фанаты её творчества, Наина Ельцина регулярно помогала ей с санаторием. Почти в 95 лет здоровье не оставляет в покое! Сын Андрей, который тоже пошёл по стезе отца, говорил, что она часто жаловалась, мол, надоело жить! Не все доходят до этого возраста, не всем это понятно.
    Но два слова: <<Марина Ладынина>> - понятны всем!      


Рецензии