Михаил Лермонтов Для чего я не родился Комментарий
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной,
О! как страстно я лобзал бы
Золотистый мой песок,
Как надменно презирал бы
Недоверчивый челнок;
Все, чем так гордятся люди,
Мой набег бы разрушал;
И к моей студёной груди
Я б страдальцев прижимал;
Не страшился б муки ада,
Раем не был бы прельщен;
Беспокойство и прохлада
Были б вечный мой закон;
Не искал бы я забвенья
В дальном северном краю;
Был бы волен от рожденья
Жить и кончить жизнь мою!
Для чего я не родился
Этой синею волной?
Волна движется по воле ветра, послушная ему. Волна не действует сама по себе, но только выполняя волю ветра. Подобно этому человек, полностью предавшийся Богу, как и волна, полностью послушен воле Всевышнего. Почему мы не родились идеальными, полностью послушными воле Господа?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной,
Луна освещает весь мир своим серебряным светом, дарящим покой и прохладу. Подобно этому и Всевышний Господь незримо присутствует везде, повсюду, и видит, знает всё, что происходит в каждом уголке Его Творения. Как мячик катится, послушный силе тяготения, так и человек, чистый слуга Бога, всегда выполняет Его волю и, по воле Господа, способен совершить великие дела в распространении духовного знания и для исправления этого несовершенного мира. Подобно луне, дарящей прохладу от дневного зноя, Господь тушит пожар страданий душ, которые взывают к Нему о помощи.
О! как страстно я лобзал бы
Золотистый мой песок,
Волна послушно омывает золотистый песок, выполняя приказ ветра. Ей эта работа не в тягость, наоборот, она каждый раз с новой силой накатывает на берег. Подобно этому, слуга Бога с радостью служит Ему, выполняя Его волю.
Как надменно презирал бы
Недоверчивый челнок;
Недоверчивый челнок не хочет плыть по ветру, он противится воле волн и ветра. Подобны ему и люди, которые не слушают благое Слово Бога, они не понимают, что Господь желает им добра и счастья. Как Отец желает счастья своим сыновьям, но сыновья не слушают Его волю и противятся ей, подчиняясь своим страстям и похоти. Истинный слуга Бога любит всех живых существ, потому что все они дети Бога, его братья. Он не ненавидит грешника, он его любит, как своего больного брата, но ненавидит грех, невежество, по причине которого его брат стал грешником. И истинный преданный Богу человек всегда борется с этим невежеством, незнанием Бога, которое является причиной страданий людей.
Все, чем так гордятся люди,
Мой набег бы разрушал;
«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом,» - говорил Христос. Иногда мирские представления о том, что хорошо, а что плохо, прямо противоположны духовному истинному, божественному пониманию. Грех становится нормой поведения, а праведность высмеивается, и на такого человека смотрят, как на белую ворону и высмеивают его, а иногда и преследуют. Таков этот мир. Преданный Господу слуга, распространяя духовное знание, разбивает вдребезги ложные мирские стереотипы, даёт истинное понимание.
И к моей студёной груди
Я б страдальцев прижимал;
Страдания подобны огню, подобны раскалённой сковородке, страдания приходят за грехи, совершённые нами в этой или в прошлой жизни. И чистый слуга Бога, давая духовное знание, помогает людям избавиться от этих мук, сочувствуя, сострадая им своим чутким сердцем, как будто прижимает их к своей студёной груди, охлаждая их муки.
Не страшился б муки ада,
Раем не был бы прельщен;
Истинный чистый слуга Господа свободен от какой-либо корысти в своих отношениях с Богом, он служит Богу из любви, а не ради обретения рая, не из страха перед наказанием адом, не ради личной корысти. Большинство же людей поклоняются Богу, имея корыстные интересы. Это лучше, чем атеизм, но корысть в отношениях с Богом тормозит духовное развитие. Говорится, что стремиться развить любовь к Богу и стремиться к мирским, личным удовольствиям – это то же самое, что пытаться разжечь костёр, одновременно поливая его водой.
Беспокойство и прохлада
Были б вечный мой закон;
Весь мир погружён в беспокойство, все ищут личных удовольствий, радуются, получая желаемое и страдают, теряя то, что они желали. Но чистый преданный слуга Бога не обеспокоен личными, эгоистическими удовольствиями. Он обеспокоен тем, что люди находятся в незнании Бога, в невежестве, и он всегда стремится распространять духовное знание, он обеспокоен тем, как распространить Божье Слово, духовное знание. Он всегда холоден, равнодушен к мирским страстям, его не интересуют мирские удовольствия.
Не искал бы я забвенья
В дальнем северном краю;
Многие духовные люди, боясь падения из-за общения с мирскими людьми, уходят от мирской жизни, становятся отшельниками, монахами, и в уединении поклоняются Богу, иногда они принимают учеников, тех, кто приходит к ним, тоже становится таким же отшельником. Но тот слуга Бога, который остаётся среди мирских людей и, из любви и сострадания к ним, старается изо всех сил проповедовать, нести им Слово Бога, духовное знание, тот слуга Бога более совершенный, более дорог Господу. И, несмотря на опасность падения от общения с мирскими людьми, он не падает, потому что Господь защищает душу своего преданного слуги, даёт ему разум, духовный разум, с помощью которого он приходит к Нему. Фарисеи критиковали Иисуса Христа за то, что Он ест и пьёт с мытарями и грешниками. Христос сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Поймите, что значит «Милости хочу, а не жертвы».»
Был бы волен от рожденья
Жить и кончить жизнь мою!
Истинная воля, свобода – это послушание Богу, а свобода в удовольствиях, независимость от воли Бога – это прямой путь в ад, в рабство своей кармы. В соответствии со священными писаниями тот, кто ещё не обратился к Богу – всё равно, что мёртвый, а тот, кто пришёл к преданному служению Богу – ожил или родился для истинной, духовной жизни. По мирским же понятиям тот, кто посвятил себя Господу – умер для мирской жизни, всё равно, что умер. Но смерть для этого мира означает рождение для духовного мира, для духовной жизни. И тот человек, кто достиг высшего духовного совершенства, пришёл к бескорыстному служению Богу и развил любовь к Нему, тот после смерти этого тела, больше не рождается в этом мире и переносится в духовный мир, Царство Бога. В Евангелии Отец говорит послушному сыну про возвращение блудного сына: «Твой брат был мёртв - и ожил, пропадал - и нашёлся.»
Свидетельство о публикации №223041801447