Милуйим вокализации имени yhvh

(из книги Пинхаса Гиллера «Шалом Шараби и каббалисты Бейт-Эля»)

Система Лурии, помимо прочего, опирается на секрет милуйим или, как называл их Каллус, «наполнения Тетраграмматона». Эта традиция содержит имя YHVH, транслитерированного с вокализацией, выполняемой различными печатными буквами в качестве гласных, напоминая вокализацию идиш или ладино. Затем определяется числовая сумма полученных имен, которые обозначаются гематрией, то есть числовым коэффициентом имени, а также количеством букв или слов в тексте. Четыре милуйим следующие. Имя «72» основано на транслитерации с использованием буквы «йуд», а именно: YVD HY VYV HY. В имени «63» буква «алеф» используется при записи названия буквы «вав», что дает формулу YVD HY VAV HY, имеющую гематрию 63. В имени «45» используется вокализация HVH буквой «алеф», в результате чего получается YVD HA VAV HA. Итак, милуйим обозначаются гематрией, которую они производят, а не выбранной для их вокализации согласной буквой.

Эти имена применяются разными способами во время лурианского молитвенного ритуала. Различные благословения взывают к разным вокализациям или милуйим имени YHVH. Милуйим, которых четыре, естественно, связаны с четырьмя «ликами» лурианской системы – Аба, Има, Зеир и Нуква. Они также используются в качестве инструментов и указателей в одной из центральных практик лурианской молитвы – восхождении через четыре мира.

В литературе о каванот милуйим встречаются повсеместно. В своем недавнем обширном исследовании лурианской молитвы Менахем Каллус выделил один текст, который, по его мнению, проясняет и иллюстрирует использование имен в лурианской молитвенной системе. Отметим, что имя «63» наиболее характерно для медитативного аспекта каванот. Каллус подготовил сводную версию этого текста на основе различных версий. Текст устрашает своей сложностью, но все еще является лучшим окном в традицию каванот:

«Человеку надлежит всегда, а особенно перед учением и перед молитвой, иметь намерение сделать себя обиталищем и престолом для святой эманации. Ибо разве человек не создан по образу Божию? (Быт. 9:6). Так его молитва и Тора будут услышаны и приняты! Ибо через это можно связать все миры, позволив тем самым высшей святости почить на нем. Как [сделать это]? Он должен иметь намерение подготовить свою голову стать престолом для имени HVYH с огласовкой камац, а два своих мозга, Хохму и Бину, - для имени HVYH с огласовками патах и цере. А две руки его – сегол и шва, и тело его – холам. И две ладони его – куббуц и хирик, есод же озвучен с шурук, а диадема – HVYH без огласовки».

Первая секция этого поучения связывает различные огласовки иврита с частями тела. Адепт должен видеть себя проводником для энергий Божественного имени. Это имя наполнено силами еврейских огласовок. Патах и цере, которые обозначают звуки /a/ и /e;/, произносятся адептом в его уме, чтобы подготовить его сознание к наполнению присутствием имени HVYH.

По-видимому, визуализируя наиболее акустические аспекты практики каванот, ум вступает в психический резонанс со звуками огласовок. Каждая огласовка классического иврита играет свою роль в акте медитативной молитвы, поскольку связана как с физическим телом адепта, так и, вероятно, с подобным ему Божественным телом. Здесь традиция лурианских каванот наиболее близко подходит к практикам восточных мантр, поскольку каждая огласовка резонирует с частью тела, к которой она отнесена.

Текст продолжает:

«Как сказано в Тикуним (129а), он должен учесть, что «человек» - это имя 63… Он должен мыслить, что его ухо есть имя 63, за минусом «;», и, возможно, тогда он воспримет некую высшую святость в молитве и во время своей учебы. И нос его – имя 63, ибо это его гематрия, и, быть может, почувствует он какой-либо святой аромат. Также уста его – имя 63, и 22 буквы из пяти семей языка, и, быть может, [таким образом] он постигнет, что Дух Божий будет говорить ему, и слова эти будут на языке его во время  учебы и молитвы».

Даже отверстия являются сосудами для сил святых имен. Имя 63 (YVD HY VAV HY) особенно действенно при основной подготовке к молитве. Это имя связывается здесь с лингвистической теорией, впервые сообщаемой в древнем тексте Сефер Ецира, который пять семей согласных букв связывает с пятью основными энергиями творения Вселенной. Текст продолжается подготовкой к восхождению через четыре мира Творения:

«Все зависит от глубины его намерения и прилепления (хитдавкуто). И тайна очей: если он в царстве мира Асия, то пусть обратит намерение на пять HVYH, сумма которых равна «аин», пять раз по 26, пусть обратит намерение на имя с наполнением «хей». И в Ецира, что от молитвы «Благословен Тот, по слову Которого возник мир» до «Да будет восхваляемо имя Твое вовек, владыка наш» пусть обратит намерение на HVYHот с «алеф». И в молитве «Создающий Свет», которая есть мир Брия, пусть он обращает намерение на пять HVYH 63-х. И в молитве шепотом, которая есть Ацилут, пусть обращает намерение на пять HVYH 72-х. И если идет он по рынку, то должен мыслить, что две ноги его – это Нецах и Ход. И когда он смотрит, то должен мыслить, что два глаза его – это Хохма и Бина. И так далее со всеми отдельными вещами. Он должен обратить намерение на то, что он есть престол для высочайшей святости. Несомненно, если он будет выполнять это некоторое время, то сможет постигнуть все, что пожелает, и будет как один из ангелов, служащих на Небесах».
Этот текст представляет собой базовое наставление адепту и содержит ряд центральных аспектов теорий, лежащих в основе использования святых имен. К ним относятся Божественные имена, их вокализация и числовые коэффициенты (милуйим), а также Божественные лики. Поразительно, что текст, при всей его максимальной плотности, не обращается к теории ликов, столько характерной для лурианской каббалы, с ее непроходимым лесом соответствий. Естественно, не найти здесь и учения о Божественном удалении (цимцум), разбиении сосудов (швира) и исправлении (тикун), столь любимого читателями Шолема.

Каллус дает краткий анализ текста:

«Мы видим, что практикующий трансформирует себя в «обиталище» эманации Божественного проявления, чтобы эффективно молиться с каванот. Кроме того, дается совет интегрировать обычное использование чувств в служение Божественному присутствию. Созерцатель поднимается на различные уровни духовного существования и активизирует качества Божественного проявления, соответствующие разным конфигурациям созерцаемого Имени. Имя как бы дает человеку возможность увидеть Божественное проявление в своих собственных свойствах. Эта практика использует различные наполнения Тетраграмматона для призывания уровней общих для человека и Бога онтологических сфер., т. е. сфер Бытия, и преобразует человеческие способности через вызов Сфирот в зависимости от внутренней вокализации этого Имени. Успех практики напрямую связан с «силой каваны и двекута, намерения и мистического Союза».

Излагая этот основополагающий текст, Каллус отмечает слияние основных духовных традиций поздней каббалы (двекута, каваны и Союза) в обязанности практиковать каванот. Очевидно, что прежние практики считали этот текст важным, иначе бы он не получил столь широкого распространения. Каллус правильно подчеркивает центральную роль этого труда, и он остается одним из лучших указаний по поводу результата, на который направлено созерцание имен. Кроме того, текст зафиксировал, насколько в конце 16 века созерцание священных имен было связано с духовным и медитативным состоянием. В более поздних работах школы Бейт-Эля достижению такого состояния уделяется меньше внимания. 


Рецензии