Возвращение продолжается. К 85-летию поэта-земляка

К 85 - летию  со дня рождения поэта АЛЬБЕРТА АЗИЗОВА. ПЕСНЯ "СИНИЙ ИНЕЙ" НА ЕГО СТИХОТВОРЕНИЕ - это БРЕНД нашего городка.

     Во все века русские люди чтили поэтов. От них ждали слова правды, чести, совести. Поэт – певец жизни во всех её проявлениях: в чаяниях и надеждах, в скорби и радости. "История отдана поэтам," – есть такое понятие. Ёмкое слово поэзии ценится как никакое другое.
    Наш земляк поэт Альберт Азизов родился 21 ноября 1936 года в семье "двадцатипятитысячников". Его отец Азизов Сергей Маркович был родом из Дагестана (татарин-горец), а мама Александра Ивановна (1907-1987гг.) – русская. Встретились они на Курсах и поехали по назначению партии сначала в Иваново, а потом в Нею. Отец заболел туберкулёзом и умер в 1937 году, когда Альберту было всего 1,5 годика.
Когда ты ещё невелик, то мир, окружающий тебя, кажется огромным. Грохочущая проходящими поездами станция Нея была для маленького Альберта окном, открытым в большой неведомый мир, – жили они в маленьком домике неподалёку от железной дороги. Дом стоял примерно в том месте, где сейчас находится пустующее здание швейного ателье "Снежинка". Улицы Матросова ещё не было,были улицы Советская, Ленина, Лесная (ныне Любимова). На территории, где сейчас "Веснянка", суд и храм, в те времена была большая конюшня, не менее большая база райпо и два двухэтажных дома. Вокруг были разработаны участки под картошку. И ещё было много сараев и помоек. Это вспомнили С. Конухин и Т. Смирнова, которые более 70 лет живут в одном из этих домов. Второй же дом снесли, когда прокладывали улицу Матросова, а их нынешний красный двухэтажный дом, что стоит сейчас как раз рядом с заброшенным зданием "Снежинки", был перенесён с перекрестка ул. Советской и несуществовавшей ул. Матросова. Местные власти решили проложить кратчайший путь от ж/д путей до Риковского моста, разрезая поперёк длинные улицы Ленина, Советскую, Лесную и Набережную.
    Альберт с друзьями частенько бегали на станцию смотреть на проходящие поезда. На запад везли солдат. Иногда поезд останавливался, солдаты выпрыгивали из теплушек, обливались холодной водой у водокачки, плясали и пели. И ещё дарили ребятам всякие мелкие вещички, которые казались пацанам военного времени прекрасными.
Когда Альберту было 9 лет, закончилась страшная война. Много людей не вернулось домой... Тем не менее страна находила силы и восстанавливалась после разрухи. Люди жили одной семьёй: вместе налаживали быт и общественное хозяйство, вместе праздновали даты, насколько это было возможно, вместе горевали о погибших. Всю надежду и всю нерастраченную любовь люди интуитивно и естественно направляли на детей. В этой атмосфере всеобщего душевного подъёма вперемешку с горечью потерь проходило детство и отрочество Альберта, камертоном настраивая его внутренний мир на любовь и созидание.
    Рядом была любимая и заботливая мама, по характеру активистка и общественница, стоявшая горой за правду и справедливость. Она была председателем райсовета, в годы войны работала в госпитале. Позже, переехав в Ленинград к сыну, будучи персональной пенсионеркой и членом КПСС, она устроилась работать охранником на одном из заводов.  Когда однажды сам директор лично вывез с базы вместе с браком хороший пиломатериал,  Александра Ивановна на собрании коллектива выставила этот позорный факт на всеобщее обозрение. За это им, как вспоминала Людмила Ивановна Азизова, жена поэта, разбили в ленинградской квартире окно.
Сергей Конухин, которому уже за 70, рассказал мне, что в детстве он со своей мамой ходил летом через огороды помыться в дощатой баньке Амяльевой – под такой фамилией он помнит мать Альберта Азизова. Банька была ветхая, и зимой в ней не мылись... Альберт рос без отца и чувствовал себя с детства мужиком, ответственным за всё, что не под силу сделать женщине, потому, как мог, помогал маме.
Дворовые игры со сверстниками развивали чувство коллективизма. На территории, где стояли два двухэтажных дома, собиралось много детворы. Среди многочисленных сараев развёртывались военные баталии со штабами, разведчиками, армиями, которые охватывали и территорию больницы, где рос мелкий хвойник. Кто ты в дворовой команде: единоличник, боец, командир? – всё определялось на месте. Альберт был лидером.
    Когда ты идёшь в школу, то мир начинает расширяться и через иероглифы в виде буковок и цифр. Буквы складываются в слова, имеющие смысл, а цифры обозначают количество – например, можно посчитать звёзды на небе. Алик с радостью посещает школу. С 1944-го по 1954 год он учится сначала в начальной школе, потом в семилетней и средней. Учителя воодушевлённо посвящают своих учеников в возвышенный мир науки и искусства в противовес бездушной и страшной в своих злодеяниях войне. Альберт попал под влияние учителя Михаила Ивановича Шувалова и полюбил литературу. Он учится владеть словом не только на уроках, когда упражняется в написании сочинений или обязательном декламировании стихов – Алик ходит на репетиции школьного драмкружка, где ярко играет роли злодеев, хорошо танцует. Все думали, что он будет артистом. А школьные стенгазеты с карикатурами, нарисованными Альбертом, с его же стихами в тему вызывают бурный отклик у одноклассников и учителей. Он – член ВЛКСМ с 1950 года, а это означает, ни больше ни меньше , что ты – ответственный за всё, что происходит вокруг.
    "Жизнь начиналась в том прекрасном свете, который позже розовым зовут..." Юношеская любовь... Редко кого она обходит стороной! Не обошла и Альберта. Он пронесёт её, единственную, через всю свою короткую по современным меркам жизнь. (А проживёт он всего 46 лет. Его убьют в апреле 1982-го... и найдут два месяца спустя неподалёку от собственной дачи... Преступников так и не поймают.)
А пока он влюблён. Он полон вдохновения, он на взлёте. Никому не говорит о своей возлюбленной. Легко пишутся стихи.
"Родимой Неи сладкая вода,                                                                             
Любимый запах скошенного сена...
Что ты пока далёко – не беда!
Ведь жизнь прекрасна! Необыкновенна!
В руке дрожит привычный звон косы,
Последний луч в последних взмахах пляшет,
Но скоро солнце сядет за кусты,
На сено самым тёплым боком ляжет..."
     Людмила, в отличие от Альберта, родом была не из Неи. В деревне Раменье под Николой-Поломой с первых дней войны останется жить её бабушка, которая приедет туда, как всегда, на лето, собирать грибы-ягоды. И её дочь с детьми чуть позже убегут от войны к ней. В Раменье в школе было всего 4 класса, и жена А. Азизова вспоминает, как ходили они в 5-6 классы в соседнее село за 7 км. Нередко приходилось идти с факелами, чтобы отпугивать голодных волков. Тётушка Людмилы Паша пожалела её и взяла к себе в Ленинград, где та  и проучилась с 7 по 10 класс. А мама Людмилы в это время перевезла свой дом из Раменья в Нею.
По воспоминаниям друзей и бывших нейских соседей Людмилы Азизовой, сначала она жила на улице Чкалова у своего дяди. Потом переезжает в дом, что находится на углу улицы Любимова и 40 лет Октября. Это, надо полагать, как раз тот дом, который перевезла из Раменья её мама. 
        В 17 лет Людмила знакомится с Аликом. ("У меня талия тогда была 58 см," – вспоминает она.) По окончании школы Альберт уезжает в Ленинград и поступает в институт водного транспорта на кораблестроительное отделение. Он посещает занятия; осенью всем курсом студенты ездят в колхозы Ленинградской области на уборку урожая. Даже на целине Казахстана поработает Альберт! В институтской характеристике отмечено, что вначале он был недостаточно дисциплинирован, но затем исправился, принимал активное участие в общественной жизни и художественной самодеятельности института.
          Пять лет Людмила с Альбертом дружили и в 1959 году расписались. Было и белое платье, и застолье у тёти в комнате коммуналки, о чём свидетельствует фотография. Поначалу и жили там, пять человек комнатке! Людмила долгие годы проработает потом мастером в ателье № 3 "Ленинградодежда" и будет обшивать высокопоставленных особ, что говорит о её высоком профессионализме. Альберт много читает. Это не только художественная проза и стихи – круг его интересов обширен: например, его влекут звёзды и астрология как наука. Также они с Людмилой активно занимаются спортом: она помнит про лыжную секцию и занятия на байдарке. С друзьями они играют в волейбол, ходят в кино и театр. Жизнь до краёв наполнена смыслом и радостью. Это настроение передают и стихи.
            Первое стихотворение Альберта Азизова "Рыжик" публикуется в журнале "Смена" в 1956 году. С тех пор в центральных и ленинградских газетах, а также в журналах "Аврора", "Звезда" и "Смена" уже периодически печатаются его произведения. В апреле 1962 года А. Азизов будет удостоен высокой чести быть делегатом 14 съезда комсомола.  В 1970 году в апрельском номере журнала «Аврора» была опубликована поэма «Вторые». В 1972 году победительницей конкурса «Песня года» стала песня «На взлёт», созданная вместе с композитором Александром Морозовым, исполненная Эдуардом Хилем. Вторую книгу «Середина поля» Азизову дали издать только через 14 лет после первой, в 1978 году.

           По окончании института Азизова сразу же назначают на должность начальника снабжения Северо-западного речного пароходства, дают отдельную однокомнатную квартирку в Ленинграде. "Лучшие годы прожиты семьёй в этой квартире," – вспоминает дочь Марина. От неё мы узнаем, что папа мог запросто приготовить на ужин вкусные котлеты, красиво сервировать стол и гармонично завершить ужин танцами. На праздники в семье зачастую выпускается стенгазета с рисунками, фотографиями и заметками хозяина. Гости, собравшиеся по поводу новоселья, с радостью рассаживаются на нарисованную и вырезанную из газет импровизированную мебель. Песни, танцы, выдумки и общее веселье царят в квартирке Азизовых в праздничные дни. Друзья рядом с Альбертом и тогда, когда требуется конкретная помощь. Вот они с Людмилой задумали построить дачу. И уже на перрон пригорода сходят с электрички его товарищи, порой друг с другом не знакомые. "Азизов позвал," – девизом звучат слова. Кто общается с ним, тот попадает под удивительное обаяние этого человека-оптимиста.
В это время Альберт Азизов напишет стихи к известной теперь повсюду песне "Синий иней". В их квартирку на огонёк заглядывают творческие и одухотворённые люди: Анатолий Васильев – руководитель ВИА "Поющие гитары", Богдан Вивчаровский и Вениамин Плаксин – музыканты, певцы и актёры, Виктор Максимов – поэт, Глеб Горбовский – поэт и прозаик. В какой-то момент со словами: "Это не стихи!" Азизов дарит текст ныне не менее популярной песни "Для меня нет тебя прекрасней" малоизвестному тогда Юрию Антонову.
         Будет Альберт Азизов работать корреспондентом в журнале "Судостроение", позже – на киностудии "Леннаучфильм". Он изъездит почти всю страну, напишет очерки как для массового чтения, так и статьи, закрытые для общего пользования. Он увидит то, о чём не писали тогда в газетах и от чего болело его сердце. Творческие люди будут постоянно окружать его. 48 стихов лягут в основу известных в те времена песен.
В 2006 году представителям Неи довелось присутствовать в Санкт-Петербурге в окружном Доме офицеров на праздновании 70-летии поэта. С того дня начался сбор видеоматериала для документального фильма о нашем знаменитом земляке, который запечатлел воспоминания его родных и близких, а также наших современников, бережно подхвативших эстафету памяти о нём. В фильме «Синий иней», сделанном нашей землячкой Ниной Веселовой, кроме неизвестных фактов из жизни  поэта, звучат многие песни на его стихи в исполнении знаменитостей, а некоторые исполняются талантливыми учениками и учителями Нейской музыкальной школы.

В районной библиотеке есть книжечка стихов Альберта Азизова «Не умирай, любовь», которую выпустили на свои средства родные поэта. В краеведческом музее  частью постоянной экспозиции является уголок, где собраны фотодокументы и письма знаменитого земляка. И вместе с тем не всем знакомо это имя. Когда я рассказала одному нейчанину,  мастеру по ковке металла, человеку, нашедшему своё призвание в жизни и ценящему истинные моменты счастья, о том, что поэт, написавший стихи к столь популярной песне "Синий иней", жил и учился у нас в Нее, собеседник в первый миг обомлел, а потом качнул головой и произнёс: " Надо же! А я и не знал..." Знакомая из Шарьи, дед с бабушкой которой в Нее работали в леспромхозе, узнав о нейском поэте такой величины, воскликнула: " Какие талантливые люди у нас жили!"

Значит, кому-то ещё предстоит открыть для себя это имя, и пусть тому помогают мероприятия вокруг юбилейной даты поэта. Каждый заинтересовавшийся может прийти на вечер памяти Альберта Азизова в Дом культуры  .... ноября в... часов.
"Вербуй меня, верба, Вернуться вербуй, На станцию Нея, За станцией Буй», - писал поэт. И возвращение это продолжается!


Рецензии