Нищие духом. Евангелие. Комментарий
2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Нищий – это человек, у которого нет средств к существованию, нет еды, нет денег, одежды. Он нуждается в пище, нуждается в одежде, в деньгах. Он просит обычно у Бога пищи, средств к существованию, богатства. Но здесь говорится о нищем духом. Кто такой нищий духом? На самом деле, каждый из нас является нищим духом. Если бы мы не были нищими духом, не были бы лишёнными духовного знания, то не были бы здесь в этом мире, полном страданий, в этой исправительной колонии Бога для взбунтовавшихся против Него душ. Духовная нищета – это отсутствие духовного знания о Боге и Его законах. Духовная нищета – это гордыня, когда человек мнит себя великим, превозносит себя над другими людьми, хочет быть выше других по положению, хочет наслаждаться богатством властью, насилием над другими людьми, это все греховные, демонические качества, это отсутствие духовных качеств, качеств праведности и преданности Богу. Здесь Христос называет нищим духом того, кто осознал, что он нищий духом, свою духовную нищету, кто осознал свои грехи пред Богом, искренне раскаивается в них и хочет исправиться, кто встал на путь служения Богу. Также, как в мирском понимании нищий жаждет пищи, изнемогает от голода, стремится к богатству. Так и нищий духом, тот, кто осознал, что он духовно нищий, жаждет духовной воды, духовного знания, жаждет духовной пищи служения Богу, общения с Ним, он стремится к духовному богатству, а не к материальному. Хотя внешне и материалист и человек, преданный Господу, стремятся к плодам своей деятельности, но духовный человек действует бескорыстно, для удовольствия Бога, а материалист для собственного удовольствия. У преданного слуги Бога удовольствие заключается в угождении Господу, а у материалиста цель – угождение собственной похоти, каме, желанию эгоистического, личного наслаждения. Нищий духом здесь – это тот, кто осознал свою духовную нищету и стремится к духовному знанию, тот, кто встал на путь исправления. О них говорит Иисус, что они достигнут Царства Бога.
Как только человек возгордился своими духовными достижениями, познаниями, как только в его ум прокралась гордость и высокомерие, то это значит, что он тут же упал. Истинно духовный человек всегда обращается к Богу, как духовно нищий, как нищий с протянутой рукой вымаливает у прохожего кусок хлеба, так и нищий духом, преданный Господу человек, с протянутой рукой вымаливает у Бога крупицу Его милости, чтобы Господь одарил его Своей милостью, духовным знанием и пониманием, чтобы вразумил его жить по воле Бога. Как говорится, чтобы вёл прямым путём.
Обыкновенный нищий просит материальной пищи, материального богатства, а нищий духом – это тот, кто испытывает духовный голод, кто ищет духовной пищи, жаждет духовной пищи, духовного богатства. Только тот нищий, кто хочет удовлетворить свой духовный голод, ищет духовную пищу, может достигнуть Царства Небесного.
У Бога нужно просить, прежде всего, духовной пищи, не материальной. Материальную пищу, Иисус учит, нужно просить так: «О, Господь, Хлеб наш насущный на сей день дай нам!» Хлеб насущный, а не с жиру беситься просить надо. Девиз духовной жизни – «Жить просто и мыслить возвышенно». Ведические писания, как и учение Иисуса, учат человека основные усилия тратить на обретение духовного богатства, а не материального. Насущные потребности человеку, конечно же, тоже нужно удовлетворять, но в соответствии с ограничениями священных писаний, по принципу «ешь, но не переедай». Если мы переедаем, то потом болит живот, в первую очередь, и приходят болезни, расплата за грех чревоугодия. Подобно этому и все остальные сферы жизни. Таков закон, установленный Богом.
Мера удовлетворения насущных потребностей у всех разная. Она зависит от желания человека, от того насколько он хочет продвинуться к Богу, также от его призвания к тому или иному виду деятельности, от его конституции, телесной и психологической. Но в удовлетворении этих потребностей есть грань, когда человек переступает за эту грань, то он начинает духовно деградировать. Цель духовных предписаний - чтобы человек духовно прогрессировал от воплощения к воплощению в теле. Если же человек лишь наслаждает свои чувства, не служит Богу, то он деградирует из жизни в жизнь. Если же человек достиг высшей степени своей преданности Господу, то он переносится в царство Господа, духовный мир. Но даже, достигнув высшего духовного совершенства, такой человек всё равно считает себя нищим духом и продолжает просить милости Бога, подобно нищему бродяге. Чем более духовно богатый становится человек, тем с более страстной силой он просит у Всевышнего Господа Его милости, духовной милости. В другом месте Евангелия Иисус говорит: «Просите! – и дано вам будет, стучите – и вам отворят!». Конечно же, здесь, в первую очередь, имеются ввиду духовные просьбы, а не материальные.
Свидетельство о публикации №223041801498