4-й Гвардейский бомбардировочный авиационный Стали

4-й Гвардейский бомбардировочный авиационный «Сталинградский» Краснознамённый полк

(вч пп 45076)

(краткая историческая справка)

Директивой Генерального штаба № Орг/10/315706 от 26 декабря 1944 года 4-й Гвардейский авиационный «Сталинградский» Краснознамённый полк Дальнего Действия переименован в 4-й Гвардейский бомбардировочный авиационный «Сталинградский» Краснознамённый полк.

Нахождение в строю:

С 26 декабря 1944 года по 1945 год.

В составе действующей армии:

С 26 декабря 1944 года по 9 мая 1945 года (135 дней). Перечень №12.

В составе Видов Вооружённых Сил

С 26 декабря 1944 года по 1945 год – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 26 декабря 1944 года по 1945 год – в составе 18-й Воздушной Армии Военно-Воздушных Сил Красной Армии.

В составе корпусов:

С 26 декабря 1944 года по 1945 год – в составе 3-го Гвардейского Бомбардировочного Авиационного «Сталинградского» Корпуса.

В составе дивизии:

С 26 декабря 1944 года по 1945 год – в составе 9-й Гвардейской бомбардировочной авиационной «Донбасской» дивизии.

Командир полка:

Гвардии подполковник Дьяков Иосиф Илларионович – с 26 декабря 1944 года по 1945 год.

Заместитель командира полка по политической части:

Гвардии подполковник Селезнёв Дмитрий Варфоломеевич – с 26 декабря 1944 года по 1945 год.

Начальник штаба полка:

Гвардии майор Ботанов Алексей Яковлевич – с 26 декабря 1944 года по 1945 год.

Участие в операциях и битвах:

УТОЧНЯЕТСЯ

Потери:

УТОЧНЯЕТСЯ

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего 18-й Воздушной Армией Военно-Воздушных Сил Красной Армии №033/н от 20 февраля 1945 года. Голованов+Перминов. Москва.

Шерстнев Александр Степанович. Гвардии старший лейтенант. Адъютант эскадрильи. Орден Отечественной Войны II степени.
Бахвалов Александр Алексеевич. Гвардии старший техник-лейтенант. Начальник аэрометеорологической станции. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего 18-й Воздушной Армией Военно-Воздушных Сил Красной Армии №081/н от 6 апреля 1945 года. Голованов+Перминов.

Воинов Максим Игнатьевич. Гвардии лейтенант. Командир корабля. Орден Красного Знамени.
Гончаров Николай Николаевич. Гвардии лейтенант. Штурман корабля. Орден Красного Знамени(1)
Залогин Павел Фёдорович. Гвардии старший техник-лейтенант. Бортовой авиационный техник. Орден Красного Знамени(2)
Лазов Игорь Алексеевич. Гвардии лейтенант. Командир корабля. Орден Красного Знамени.
Плотников Александр Георгиевич. Гвардии лейтенант. Командир корабля. Орден Красного Знамени.
Селезнёв Сергей Павлович. Гвардии лейтенант. Командир корабля. Орден Красного Знамени(1)
Терпугов Сергей Иванович. Гвардии младший лейтенант. Штурман корабля. Орден Красного Знамени.
Кучерявый Тихон Васильевич. Гвардии старшина. Воздушный стрелок. Орден Славы II степени.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

Вооружение:

Ли-2

Дислокация:

УТОЧНЯЕТСЯ.

В связи с нахождением в составе Военно-Воздушных Сил 4-го бомбардировочного авиационного «Новгородского» полка в 1945 году 4-й Гвардейский бомбардировочный авиационный «Сталинградский» Краснознамённый полк переименован в 220-й Гвардейский бомбардировочный авиационный «Сталинградский» Краснознамённый полк.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку (4)

Верняев Анатолий Яковлевич – с 26 декабря 1944 года по 1945 год.
Воропаев Василий Николаевич – с 26 декабря 1944 года по 1945 год.
Глушков Николай Николаевич – с 26 декабря 1944 года по 1945 год.
Рассохин Леонид Васильевич – с 26 декабря 1944 года по 1945 год.

Версия от 18 апреля 2023 года.

Верняев Анатолий Яковлевич

Родился 6 мая 1920 года в деревне Ушаково (ныне — Вашкинский район Вологодской области) в семье служащего. Русский[1]. В 1939 году он окончил педагогическое училище, после чего работал учителем. В том же году Верняев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1940 году он окончил Челябинское военное авиационное училище лётчиков-наблюдателей. С 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны[2].
Принимал участие в бомбардировках Кёнигсберга, Данцига, Берлина, Будапешта, Сату-Маре, Зволена, Свинемюнде. В звании гвардии старшего лейтенанта Верняев был штурманом отряда 4-го гвардейского авиаполка 9-й гвардейской авиадивизии 6-го авиакорпуса дальнего действия. В мае 1942 года, возвращаясь с боевого задания, Верняев был сбит, но вместе с экипажем без потерь смог вернуться в расположение своей части. К марту 1944 года он совершил уже 264 боевых вылета на бомбардировку скоплений войск противника и объектов военно-промышленного комплекса[2].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии старший лейтенант Анатолий Верняев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 3373[2].
После окончания войны Верняев продолжил службу в Советской Армии. В 1955 году он окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей дальней авиации. В 1960 году в звании подполковника Верняев был уволен в запас. Проживал в Киеве, работал старшим диспетчером аэропорта. Умер 23 июня 1997 года, похоронен на Лесном кладбище Киева[2].
Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также рядом медалей.

Воропаев Василий Николаевич

Родился 1 января 1913 года в Севастополе в рабочей семье. Окончил шесть классов школы. В 1934 году Воропаев был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1936 году он окончил Ворошиловградскую школу пилотов, после чего служил в 250-м тяжёлом бомбардировочном авиаполку, летал на «ТБ-3». В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе. 25 июня 1941 года полк Воропаева начал передислокацию на запад СССР и к 9 июля сосредоточился в районе Ворошиловграда. С 3 августа 1941 года Воропаев принимал активное участие в боевых действиях. Участвовал в доставке грузов окружённым армиям Юго-Западного фронта, бомбардировке важных целей во вражеском тылу. С 16 апреля 1942 года полк Воропаева входил в состав АДД СССР. Участвовал в Сталинградской битве.
К началу 1944 года командир отряда 4-го гвардейского авиаполка дальнего действия, 9-й гвардейской авиадивизии дальнего действия, 6-го авиакорпуса дальнего действия гвардии капитан Василий Воропаев совершил 260 ночных боевых вылетов на бомбардировку стратегических объектов противника в его тылу, скоплений его боевой техники и живой силы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии капитан Василий Воропаев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 3374[1].
В конце войны Воропаев участвовал в бомбардировках Берлина. Всего же за время войны он совершил 295 боевых вылетов. После окончания войны он продолжал службу в Советской Армии. В 1953 году в звании майора Воропаев был уволен в запас. Проживал в Виннице. Скончался 16 декабря 1981 года, похоронен на Центральном кладбище Винницы.
Был также награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, а также рядом медалей.

Дьяков Иосиф Илларионович

Родился 20 апреля 1906 года в деревне Дьяковка (ныне - Краснокутский район Саратовской области). До призыва в армию батрачил. В 1928 году Дьяков был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. С 3 августа 1941 года - на фронтах Великой Отечественной войны. Первоначально воевал заместителем командира эскадрильи 250-го авиационного полка 50-й авиационной дивизии Авиации дальнего действия СССР. Отлично владел техникой ночных и слепых полётов. Бомбил скопления войск, переправы, важные объекты противника в Кременчуге, Днепропетровске, Запорожье, Каховке, Мариуполе, Дериевке, Бериславе, Лубнах, Брянске, Орле, Хельсинках, под Сталинградом, ни разу не имея случаев потери ориентировки. В результате проведённых Дьяковым бомбардировок противник понёс огромные потери. Неоднократно посылался командованием также на воздушную разведку. В декабре 1941 года вылетал на специальное задание по сброске десанта на Крымский полуостров. Во время этого задания самолёт Дьякова обледенел, приборы отказали, но лётчику удалось успешно приземлиться вне аэродрома, что позволило спасти жизни 28 человек, находившихся на борту. Летал также на транспортировку грузов и людей из Краснодара в Керчь и Багерово. Активно занимался обучением молодых лётчиков. Впоследствии стал командиром эскадрильи 4-го гвардейского авиационного полка дальнего действия, а в июне 1944 года как один из лучших командиров был выдвинут на должность командира этого же полка. К 4 сентября 1944 года совершил 183 ночных боевых вылета. После окончания войны продолжил службу в Советской Армии. В 1954-1955 годах командовал 20-й отдельной гвардейской транспортной эскадрильей. Был уволен в запас в звании гвардии подполковника. Проживал в Смоленске. Умер 3 июля 1984 года, похоронен на Гурьевском кладбище Смоленска. Был награждён орденом Ленина (1953), тремя орденами Красного Знамени (05.11.1941, 19.04.1942, 1948), орденами Александра Невского (04.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (28.08.1942) и Красной Звезды (1944), медалями "За отвагу" (13.11.1939) и рядом других медалей.

Глушков Николай Николаевич

Родился 26 декабря 1920 года в деревне Бобыли[К 1] в семье крестьянина. Окончил десять классов. В 1939 году Глушков был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1941 году он окончил Челябинскую военную авиационную школу стрелков-бомбардиров. С июня того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. Был штурманом воздушного корабля «ТБ-3», затем самолёта «Ли-2». Участвовал в боях под Киевом, битве за Москву, снабжении крымских партизан, Сталинградской битве.
К июлю 1943 года гвардии лейтенант Николай Глушков был штурманом воздушного корабля «ТБ-3» 4-го гвардейского авиаполка 62-й авиадивизии 6-го авиакорпуса дальнего действия. К тому времени он совершил 225 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных центров в глубоком тылу противника, нанеся ему значительный ущерб.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии лейтенант Николай Глушков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1750.
Всего же за годы войны Глушков совершил 312 боевых вылетов. После окончания войны он продолжал службу в Советской Армии. В 1963 году в звании подполковника он был уволен в запас. Проживал в Виннице, до выхода на пенсию работал заместителем председателя объединённого комитета профсоюза авиационных работников. Скончался 22 января 1992 года, похоронен на Центральном кладбище Винницы.

Рассохин Леонид Васильевич

Родился 23 августа 1921 года в посёлке Чусовая (ныне город Чусовой Пермского края) в семье рабочего. Русский. Образование 7 классов. До призыва на военную службу работал фрезеровщиком на заводе в Перми. В РККА с 1939 года. В 1940 году окончил Пермскую военную школу лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны Л. В. Рассохин с июня 1941 года. К ноябрю 1943 года командир корабля 4-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (9-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия, 6-й авиационный корпус дальнего действия) совершил 274 ночных боевых вылета на бомбардировку военно-промышленных объектов и войск противника. Доставил партизанам 51 тонну военных грузов.
Звание Героя Советского Союза присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1976 гвардии полковник Рассохин — в запасе. Жил в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Работал в аэропорту Пулково. Умер 21 ноября 1998 года. Похоронен на Южном кладбище города.

220-й гвардейский бомбардировочный Сталинградский Краснознамённый авиационный полк — воинское формирование Вооружённых Сил СССР в Великой Отечественной войне.
Наименования полка
• 250-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк (250 тбап) (1940—16.04.1942)
• 250-й авиационный полк дальнего действия (250 ап ДД) (16.04.1942—18.08.1942)
• 4-й гвардейский Сталинградский Краснознамённый авиационный полк дальнего действия (4 гв. ап ДД) (18.04.1942—26.12.1944). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждён Орденом Красного Знамени.
• 220-й гвардейский бомбардировочный авиационный Сталинградский Краснознамённый полк (220 гв. бап)(26.12.1944—04.1946)
• 220-й гвардейский транспортный Сталинградский Краснознамённый авиационный полк (220 гв. трап)(04.1946—1953)
• 177-я отдельная гвардейская транспортная авиационная эскадрилья (1953—??.09.1991)
• 456-й отдельный гвардейский авиационный полк, в/ч 45076 (??.09.1991—??.2003)
• 456-я бригада транспортной авиации имени Дмитрия Майбороды, в/ч А1231 (??.2003—н.в.)
История полка
До 1941 г.
До начала Великой Отечественной войны 250-й тяжёлый бомбардировочный полк базировался в городе Чита. На вооружении имел самолёты ТБ-3.
1941—1945 гг.
25.06.1941 г. всем составом (48 или 49 самолётов) полк вылетел на запад и к 09.07.1941 г. прибыл в район Ворошиловграда. Вошёл в состав 50-й дальнебомбардировочной авиадивизии. В начале августа 1941 г. привлекался для доставки грузов окружённым войскам 6 и 12 армий. После этого одна эскадрилья приступила к ночному бомбометанию по ближним тылам противника, продвигавшегося к Киеву. С этого момента и до конца войны боевые вылеты полком совершались преимущественно ночью.
В январе 1942 г. составил основу транспортной авиагруппы особого назначения майора Поликарпова, которая до мая 1942 г. совершала вылеты для снабжения партизан Крыма.
С 6 по 21 марта 1942 года полк входил в состав 22-й авиационной дивизии, на основе которой 21.03.1942 была сформирована новая 62-я авиационная дивизия дальнего действия (позже преобразована в 9-ю гвардейскую авиадивизию дальнего действия, затем в 22-ю гвардейскую бомбардировочную авиадивизию). В её составе полк находился до конца войны.
В связи с созданием Авиации дальнего действия полк вошёл в её состав и с 16.04.1942 г. стал именоваться 250-м авиационным полком дальнего действия (250 ап ДД). Однако есть сведения, что наименование «250 ап ДД» применялось и ранее.
Приказом Наркома обороны СССР № 250 от 18.08.1942 г. полк удостоен гвардейского звания и преобразован в 4-й гвардейский авиационный полк дальнего действия (4 гв. ап ДД).
В сентябре 1942 г. устаревшие тяжёлые бомбардировщики ТБ-3 были заменены в полку самолётами Ли-2, которые использовались в качестве дальних ночных бомбардировщиков.
В феврале 1943 г. за отличия в Сталинградской битве полку присвоено почётное наименование «Сталинградский».
В 1943 г. полк принимал участие в боях за Донбасс. За вклад в освобождение Донбасса дивизии, частью которой он являлся (9 гв. ад ДД), было присвоено наименование «Донбасская».
В 1944 году совершал полёты на бомбардировку объектов в Эстонии (Нарва), Белоруссии, Украине (Чоп), Словакии (Прешов, Зволен) Румынии (Сату-Маре) и др.
В связи с упразднением Авиации дальнего действия как структуры центрального подчинения и с образованием на её основе 18-й воздушной армии, директивой Генерального штаба № Орг/10/315706 от 26.12.44 г. полк был переименован в 220-й гвардейский бомбардировочный Сталинградский Краснознамённый авиационный полк (220 гв. бап).
Последними боевыми вылетами полка в марте — начале мая 1945 г. стали полёты на бомбардировку городов Гдыни, Данцига, Пиллау, Свинемюнде, Кенигсберга и его окрестностей, пригородов Берлина.
После 1945 г.
После окончания Великой Отечественной войны до 04.05.1946 г. полк оставался в 22 гв. бад, затем был выведен из её состава. Из бомбардировочного был преобразован в транспортный, сохранив номер (220 гв. трап) и матчасть (самолёты Ли-2). Во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг. базировался в Виннице.
Позже переформирован в 177-ю отдельную гвардейскую транспортную авиационную эскадрилью.
В 1991 году преобразован в 456-й отдельный гвардейский авиационный полк (456 огвап), в/ч 45076.
После распада СССР войсковая часть перешла под юрисдикцию Украины.
В 2003 году - переформирован в 456-ю бригаду транспортной авиации имени Дмитрия Майбороды (456 брта), в/ч А1231.
Периоды вхождения в состав Действующей армии
В составе действующей армии:
• 02.08.1941 — 16.04.1942 (250 тбап)
• 16.04.1942 — 18.08.1942 (250 ап ДД)
• 18.08.1942 — 26.12.1944 (4 гв. ап ДД)
• 26.12.1944 — 09.05.1945 (220 гв. бап)


Рецензии