Отчего Всемогущий Творец наших тел. Комментарий

Отчего Всемогущий Творец наших тел
Даровать нам бессмертия не захотел?
Если мы совершенны – зачем умираем?
Если не совершенны – то кто бракодел?

Бхагавад Гита является самым известным и авторитетным священным писанием Индии. Ответ на эти вопросы нужно искать в Бхагавад Гите, потому что в ней слова Самого Бога.
Душа вечна и никогда не умирает – это самое первое наставление Гиты. Временно лишь наше тело, оно подобно одежде, которую меняют, когда одежда изнашивается. То, что мы отождествляем себя с временным материальным телом – это влиянии иллюзии, майи, благодаря которому наша совершенная, изначально чистая и полная знания душа покрывается толстым слоем невежества. Лишь невежество, отсутствие духовного знания, заставляет нас отождествлять себя с материальным телом.
Мы подобны актёру, который вошёл в роль настолько, что полностью забыл о том, кто он есть и живёт в этом спектакле. И этот спектакль, под названием жизнь, длится многие и многие миллионы жизней в разных телах, в различных видах жизни и на разных планетах. Это колесо самсары, рождения и смерти, в котором душа вращается с бесконечно давних времён.
Для чего же Бог, Всемогущий Творец наших тел и наших душ, создал нас смертными. Омар Хайям в своем вопросе сам отвечает: Творец наших тел. То есть мы не тела, мы — души, вечные души. А наши тела – это наша одежда, и любая одежда когда-либо изнашивается рано или поздно. Если мы совершенны – зачем умираем? Ответ уже был дан – умираем не мы, а лишь наша одежда, материальное тело. А мы, наша душа, в действительности совершенна, но для того, чтобы стать совершенными нужно добиться успеха в духовной практике, в йоге (йога — это путь воссоединения со Всевышним), вернуть нашу душу в её изначальное естественное состояние вечного слуги Бога. Самсиддхим парамам – нужно достичь высшего духовного совершенства, и тогда мы обретаем жизнь в вечности, знании и блаженстве в духовном мире, в царстве Бога.
«Придя ко Мне, великие души, махатмы, никогда не возвращаются в этот временный, полный страданий мир, потому что достигли высшего совершенства».Б.Г.(8.15.)
Если несовершенны – то кто бракодел? Кришна в Бхагавад Гите говорит (15.16.):
«Имеется два вида существ: подверженные ошибкам (кшара -уничтожимые) и непогрешимые (акшара – неуничтожимые). В материальном мире каждое живое существо подвержено ошибкам, а в духовном мире каждое – непогрешимо».
Мы являемся в действительности кшара, подверженными ошибкам (непослушными Богу и потому смертными, уничтожимыми), но, послав нас в этот материальный мир Бог, Кришна, дал нам инструкцию в виде ведических писаний (и других священных писаний), как выбраться отсюда, как вернуться обратно в духовный мир и снова стать Акшара, неуничтожимыми, совершенными, непогрешимыми.
Почему же Бог послал нас в этот временный, полный страданий мир? В ответ на этот вопрос приводится пример тюрьмы: когда правительство или царь строит город, то вместе с городом, домами, зданиями для жителей города, строится и тюрьма. Город ещё не заселён, жителей ещё нет, но правительство знает, что преступники появятся, всё равно определённый процент жителей будет нарушать закон. А закон нужен, и тюрьма нужна, чтобы этот процент преступников не мешал жить счастливо другим законопослушным гражданам. Поэтому тех, кто нарушает закон, изолируют от праведных граждан (кшара изолируют от акшара, погрешимых изолируют от непогрешимых). Также, как на дороге, существуют правила дорожного движения, чтобы люди не мешали ездить друг другу и соблюдали безопасность. А тот, кто не следует правилам дорожного движения, будет представлять опасность для других водителей, и поэтому должен быть изолирован.
И также, как в тюрьме даётся шанс исправиться и выйти на свободу с чистой совестью, также и в царстве Бога, тем душам в материальном мире, которые исправились и стали вновь послушными Богу, им даётся возможность вернуться на свободу, в духовный мир, в царство Бога.
Тому, что мы оказались кшара, несовершенными, причина в том, что мы имеем свободную волю. А свободную волю мы имеем потому что являемся личностями, являемся неотъемлемыми частичками Бога, Его детьми.
Будучи неотъемлемыми частичками Бога, мы имеем все те же качества, что и у Бога, но в несравнимо малом количестве. Качественно мы подобны Богу, но количественно безгранично малы по сравнению с Ним, как крупинка золота из золотого рудника или капля океанской воды из океана. Одно из этих божественных качеств – свободная воля, независимость. Только у Бога полная, безграничная независимость, а у нас частичная независимость, мы находимся всегда под контролем Бога. Наша независимость подобна независимости ребёнка, который всегда находится под контролем родителей. Он может играть в комнате, передвигаться, но его не пускают к розетке или одного на улицу, он всегда под контролем родителей. И наша частичная независимость проявляется в том, что у нас есть выбор — подчиняться Богу или действовать по собственной воле.
Как у отца есть дети, и каждый ребёнок является личностью, обладает своей неповторимой индивидуальностью, имеет свою индивидуальную волю. Так и в царстве Бога, как в семье у отца, мы имеем свободную волю и можем ей правильно воспользоваться, а можем ей и злоупотребить. Сын в семье может слушаться своего любящего отца, а может и злоупотребить своей свободной волей и, сам себе назло, отказаться слушаться отца и поступать самовольно. Если бы Бог не давал нам свободной воли, то мы не были бы Его детьми, мы были бы рабами, и Бог не был бы любящим Отцом, а был бы злым Хозяином. Тогда невозможно было бы говорить о любви к Богу, если бы Он был злым, жестоким хозяином раба. И также, как отец иногда может наказывать сына, для его же блага, из любви, так же и Бог посылает нас в этот мир на исправление.
Притча Христа о блудном сыне очень хорошо описывает причину падения нас в этот мир: У богатого отца было много сыновей, и один сын стал непослушным, взял свою долю наследства и ушёл от отца. Потом он быстро прокутил всё своё наследство, т.к. не слушал советов своего мудрого отца, и стал нищим. Там в чужой стране, будучи нищим, ему пришлось пасти свиней, и его так плохо кормили, что он рад был есть пищу вместе со свиньями. Но, однажды, он вспомнил о своём любящем отце и решил: пойду к отцу, повинюсь перед ним, может быть он примет меня обратно в свою семью. И когда он возвращался к отцу, отец, увидев его издалека, побежал к нему навстречу и с радостью обнял его и все простил.
Поэтому то, что мы оказались несовершенны, непослушны нашему Отцу, Богу – это наша собственная вина. Если бы не было нашей свободной воли, то не было бы возможности отношений любви с Богом. Бог создал нас для счастья: каждая душа стремится к счастью. Но счастье возможно лишь в состоянии любви, и высшая любовь в мире – это любовь к Богу, Он высший, совершенный объект любви. В отношениях любви должна быть свободная воля, нельзя заставить любить насильно. Поэтому то, что мы несовершенны – это наша вина, а не Бога. Бог – совершенный Творец, но Он дал нам возможность быть несовершенными для того, чтобы мы были личностями, были сыновьями, а не бессловесными рабами. Между жестоким хозяином и рабом невозможны отношения любви.
Как отец может не вмешиваться в свободную волю непослушного сына: пусть идёт, набьёт шишки, со временем всё поймёт, поймёт, что отец был прав и старался для его же блага, и научится ценить добро. Так и Господь создал этот мир и мир духовный, чтобы мы могли исправиться, побыв в этом материальном мире и настрадавшись в нём, чтобы могли вернуться в царство Бога, в наш истинный дом, в духовный мир и ценить истинное счастье.
Придя ко Мне, великие души, махатмы, чистые преданные слуги Бога, никогда не возвращаются в этот временный, полный страданий мир, потому что достигли высшего совершенства (самсиддхим парамам гатах). Б.Г.(8.15.)
Бог нам даёт возможность стать совершенными, всё зависит от нас, как мы используем свою свободную волю. Господь не бракодел, это мы бракоделы. Сам вопрос Хайяма : Кто бракодел? Подразумевает вопрос: Кто бракодел? Бог или мы? Он совершенный, но мы не должны превращать нашу жизнь в этом теле в брак, не должны забраковывать свою жизнь. Рождение в человеческом теле – это величайшая удача для души и бесценный дар, мы должны правильно распорядиться этим бесценным даром и использовать нашу жизнь для осознания Бога и своих взаимоотношений с Ним, т.е для того, чтобы достичь чистой преданности, любви к Богу, высшего совершенства жизни.
«Всегда занимай свой ум мыслями обо Мне, стань моим бхактой, чистым преданным слугой, выражай Мне почтение, падая ниц передо Мной (кланяйся Мне — намаскуру), и поклоняйся Мне (служи — мад йаджи). И так, полностью погружённый в Меня, ты, несомненно, придёшь ко Мне». Б.Г. (9.34.)
Отчего Всемогущий Творец наших тел
Даровать нам бессмертия не захотел?
Если мы совершенны – зачем умираем?
Если не совершенны – то кто бракодел?


Рецензии