На волне моей памяти - 54

Сегодня я хочу выложить в ОК еще несколько маминых писем,  написанных в 1967  - 1969 годах,  чтобы мы могли вспомнить такой тяжёлый, но почетный труд сельского труженика в советские годы.

Фотографии оригиналов   моих студенческих писем и писем моей мамы   Ястребовой  А.М. опубликованы на моей странице  в Одноклассниках  в альбоме " Это было недавно, это было давно..."
А я,  как обычно,  напечатаю отрывки из маминых писем и мои комментарии


         1  ПИСЬМО МАМЫ
             Ноябрь 1968г

...  С махоркой дела к  концу.   В  этом году сдали 105 тонн сверх плана и осталось 105тонн  на следующий год, как переходящий остаток. Только сохранить  бы,  чтоб не сгнило.

Начисляют премию за урожай махорки.  Премия  и доплата по центральной усадьбе без первого отделения  105 тыс  руб,  в среднем 500 руб на человека. - это хорошо,  может быть и нам начислят в этом году,  Ведь все абсолютно показатели выполнены.
Будем ждать, а как надо и очень.
140 человек махорочницам
  присвоили звание мастеров высокого урожая,  в том числе и мне.

       МОЙ КОММЕНТАРИЙ

Кто- то,  наверное,  прочитав наши письма
 может сказать - а зачем это надо было  матери  писать про какие-то гектары - центнеры, а  дочери  писать  про лекции и предметы,  которые она изучает .
А нам, представьте, это было надо.
Я  знала всё,  чем живёт моя мама,  она всё знала обо мне, и мы совершенно искренне радовались  друг за друга, если было что -  то хорошее, а также и  переживали друг за друга в случае неудач.

        2 ПИСЬМО МАМЫ
         
           Ноябрь 1968 г

.....  Урожай махорки в этом году 35 центнеров с гектара при плане 25 ц.
Такого урожая у нас никогда не было. Можно  за такие показатели начислять 5 окладов месячных , если за что-то не удержит.   А то у нас  так бывает  -  рабочие получают,  а специалистам кукиш. Всё найдут причину не дать

       МОЙ КОММЕНТАРИЙ
 
Были же времена,  когда   премии начислялись  в первую очередь простым рабочим, а специалистам по остаточному принципу,  да и то если утвердят в министерстве.
Максимальная пенсия в те годы составляла 132 руб , их них  - 100 руб сама пенсия и 32 руб доплата за ветеранство
Помню,  папа говорил, что сумму такую назначили очень мудро, потому что 2 руб берёшь,  добавляешь 10 коп и за 2 руб . 10 коп. покупаешь бутылку водки с пенсии "для расслабона" .
А крупная круглая сумма  остаётся в семье на ведение хозяйства.
Помню,  что когда мама подводила итоги работы махорочных бригад за месяц,  на ту работницу,  которая уходила на пенсию в текущем году закрывала наибольшее количество нарядов,  чтобы к концу года обеспечить ей максимальную заработную плату для начисления максимальной пенсии.
И так было с каждым человеком .
Все махорочницы выходили на пенсию с этой максимальной суммой 132 руб, но  думаю, что и в механическом цехе было то же самое.

              3 ПИСЬМО МАМЫ

.... Дома всё в порядке. Сегодня 20 декабря 1968г .  Скоро Новый год,  а на дворе  идёт дождь.
Но это даже лучше,  хоть не так холодно работать махорочницам.
Сколько труда в этом году с махоркой,  ведь почти всё время работают на улице и в морозы.
 Но до чего же хорошо работают и девчата и домохозяйки ежедневно работает 60 - 70 человек.
Уже сдали 644 т.
Плохо идёт сдача,  потому что махорка
 последней уборки сырая и не сохнет.
Поросёнок вроде привыкает,  ест плохо, залезет в солому и его совсем не видно.

          МОЙ КОММЕНТАРИЙ

Мама пишет,  что на работу даже зимой ежедневно выходят 60-70 человек. Это махорочницы, а ещё ведь есть полеводы,  механизаторы,  есть животноводческий хутор .  Вот сколько народу работали в совхозе,  получали достойную зарплату,  могли спокойно содержать свои семьи.
А сейчас в посёлке ни одного работающего сельскохозяйственного подразделения,  да и в Алатыре  работы нет. Нормально живут только те,  у кого кто-то из членов семьи ездит на работу в Москву.
Вот что стало с нашей деревней,  и  это похоже по всей России

         4   ПИСЬМО МАМЫ

           20 марта 1969г

... Ездили в Чебоксары на совещание.
Едем обратно и пишу тебе с Канаша.  Взяли билеты на Киевский поезд
Ездили :  Лидия  Лексина,   директор,  Бойко, Иван Фёдорович,  Юков.
Теперь совхозы разделили по трестам,  а колхозы остались в  министерстве сельского хозяйства. Наш совхоз относится к молочно  -  овощному тресту,  но махорка как была , так и остается ведущей культурой.
Директор треста подписал приказ на премию за 1968 год по 4, 7 месячного оклада. Так что скоро получим премию.

             5  ПИСЬМО МАМЫ

.
.....  По телеку смотрели фильм  " Еще раз про любовь". Собираюсь в клуб на фильм           "Бабье царство".
Перечитываю повесть "Ранний снег ",  а отец читает "Мёртвые души" Гоголя.
Отец с бабушкой смотрят хоккей.
Соседа дядю Мишу Говрилова назначили рыбинспектором,
он постоянно ездит на лошади на озеро Молебное. Тётя Настя, его жена, боится,  как бы он там не замерз.
Юленька совсем ушла от мужа. Живёт у бабушки. Девочка у неё чудесная,  живёт с нею.  Юленька говорит -   с ним  ( Маркиным) пьяницей не буду жить,  все нервы и здоровье угробил
У  Славки Юрлова  родилась дочь.
А Галя Ларина родила двух девочек - двойняшек

В субботу были на банкете у  Бойко. Провожали в армию их Ивана , он приезжал на побывку.
Он служит во Владивостоке. Приезжал на проводы  из Чебоксар  Николай  Зинов.

        МОЙ КОММЕНТАРИЙ

Надо сказать,  что в те годы все читали очень много и я, и братья,  и родители.

Если бы не это письмо, я и не вспомнила бы,  что Иван Бойко служил на Тихоокеанском флоте.
В те годы от службы в армии не "косили".
Служба в армии считалась почетной обязанностью каждого советского молодого человека.

      6 - е  ПИСЬМО МАМЫ

... Сегодня ездили из совхоза в Стемасс 40 человек на предвыборное собрание.  Голосуем мы  за второго секретаря обкома КПСС   Чичикина Н.К.  Был там концерт, мне понравился. Пела  Маруся   Румбаева, неплохо надо сказать.
Сидели в президиуме рядом с Марией Ивановной  она передавала тебе привет.

    МОЙ  КОММЕНТАРИЙ

Мария Ивановна Парфёнова  -  учительница русского языка и литературы,  наш классный руководитель.
 Прекрасный человек...
 Прекрасный педагог...
 Учитель с большой буквы ...
Светлая память...

С Марусей Румбаевой учились в параллельных классах

          7 - е ПИСЬМО МАМЫ

            16 апреля 1967г

...  Доченька я сейчас  опишу,  как отметили мы день рождения братцев.
 Я тебе уже писала,  что с Чебоксар привезла печенье,  сыр,  колбасу, сардельки, конфеты, торт.
 В  субботу накануне делали семейный ужин.  На закуску истратила 10 руб -  ещё пришлось брать 0,5 л вина отцу.
Сели за стол .  Всё приготовили  братцы сами,  я  только делала салат.
Жаль,  что не было тебя, хорошая наша,  родная доченька.
Братцы  остались довольны . Они теперь взрослые  ,-  всё-таки им уже по 15 лет.

         8- е  ПИСЬМО  МАМЫ

           16 апреля 1969 г

... Вчера отметили день рождения Толи,  ну и Вити,  заочно.
 В общем, доча,  закатили банкет что надо,  глядя на других людей.   Сейчас все отмечают дни рождения десятиклассников. Приглашать он хотел мальчишек десятый класс,  а потом новостроевских, ещё девчонок,  а потом стемасских из класса и так далее.
В общем набралось наверное 30 человек, еле  уселись.  Ставили столы от трельяжа до шифоньера,  сидели плотно как сельди в бочке .
Стол собрали на мой взгляд хороший.
 Я заказала в Алатыре по торту Толе и Вите  с надписями, как тебе на 18 лет .
Очень жаль,  что не было Витёчка . Тебе-то эта компания ни к чему,  а для  Вильки - это его стихия.
Но  знаешь,  Лида, я должна сказать -  веселиться они не умеют  -  только танцуют под магнитофонные записи   и  всё .
Вобщем приедешь -  расскажу все подробности.

        МОЙ КОММЕНТАРИЙ

Мои братья Анатолий и Виктор двойняшки на 4 года младше меня

          9 -  е   ПИСЬМО МАМЫ.

... Сегодня  воскресенье, с утра истопила печку,  потом немного отдохнула и стирала. Скоро у нас весенний сев  - ответственная пора.
Много грязи особенно у нашего двора и дома дяди Миши Гаврилова. А так уже пробиваются тропки .
Завтра наверное начнётся подкормка посевов  с самолёта.
На Суре  лёд ушёл неделю назад.  В нашем овраге,  что на второй хутор,  ушёл в субботу. Много воды ожидали,  потому что было много снега,  но получилось наоборот - вода ушла в талую землю.
Дома  всё в порядке. Скорей бы подсыхало,  чтобы сделали в сарае гараж для мотоцикла. В огороде ещё ничего не делали  - сыро. Сегодня я просто замучила отца -  отбрасывали снег от колодца,  там его нанесло так много, что он и до мая  не растает.

         МОЙ КОММЕНТАРИЙ

Мама пишет,  что готовятся проводить подкормку посевов  с самолёта .
Да,  и такое было в жизни сельских тружеников в советские годы
Самолётики малой сельской авиации АН - 2 успешно использовались  для распыления удобрений,  пестицидов,  гербицидов на селькохозяйственные культуры на наших  совхозных полях.

На таких же самолётах (кукурузниках) мы летали в Чебоксары,  Шумерлю,  а колхозники из Засурских деревень перелетали на них через реку Суру , чтобы побывать в Алатыре на базаре , в магазинах, в больнице.
Как в фильме "Мимино" везли в самолёте для продажи на базаре  кур поросят,  коз,  яйца, молоко и так далее.
Билет стоил 1 руб.


Рецензии
Очень душевно написано.

Людмила Ильина 3   15.08.2023 20:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за добрый отклик!
С уважением

Лидия Гончарова Ястребова   16.08.2023 09:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.