Ордос и его многонациональная история

По одной из версий, Ордос считается прародиной тюрков (есть альтернативные версии).
Однако, относительно Туранской (Южносибирской) расы уже доказано её смешанное происхождение. Для такого суждения есть достаточно антропологических данных по древним эпохам. Первые черепа с признаками смешения европеоидов и монголоидов в евразийских степях достаточно точно датируется серединой I тыс. до н.э., но в основном образование южносибирского расового типа пришлось на период Средневековья (IV — XV вв. н.э.), что связывается с происходившей в несколько этапов экспансией тюркских и монгольских племён с территории Монголии и позднее Казахстана на юг и запад. Начиная с этого момента можно провести непрерывную линию преемственности до современных групп южносибирского расового типа. С территории Ордоса так же происходило расселение в Монголию, Алтай и в Казахстан.

Ордос — пустынное плато в Северном Китае. С запада, севера и востока пустыню окаймляет П-образный изгиб реки Хуанхэ. На юге плато Ордос переходит в Лёссовое плато.
Наибольшая высота плато Ордос 2535 м (г. Синьчжаошань). Климат умеренный, в пустыне - резко континентальный. Средняя температура января -10°С, июля +23°С. Осадки от 100 мм(от северо-запада) до 400 мм в год (к юго-востоку). Основная часть из них - в виде гроз. В регионе много бессточных солёных озёр.
Растительность скудная, пустынная: полынь ордосская, копеечник, солянки, карагана. На северо-западе - полупустынная: ива желтоватая, облепиха, полынь. Ковыль - на юго-востоке. Начиная с высоты 1600 м в горах произрастают леса, с богатым животным миром, особенно много птиц. На соляных озёрах также гнездятся редкие виды, в частности около четверти популяции реликтовой чайки. Наличие крупных млекопитающих в настоящее время неясно, но в прошлом пустыню населяли дикий верблюд, лошадь Пржевальского, дзерен, снежный барс.

Пески Кузупчи занимают около половины площади плато. При наличии значительных осадков барханные пески возникли в результате уничтожения растительности людьми и скотом - перевыпас.

В начале I тысячелетия регион был заселён хунну. Хунну (лат. hunni, согд. hwn, кит. - сюнну,) — древний кочевой народ. С 220 года до н.э. по II век н.э. племена хунну населяли ковыльные степи Ордоса к северу от Китая. Для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди начал с севера строительство Великой китайской стены.
Хунну  консолидировались в единую державу, подчинив племена соседних кочевников. И вели активные войны с китайской империей Хань.
Предки китайцев  не прекращали при этом войн с племенами "жун" и "ди". В степях, что примыкают к южной окраине пустыни Гоби, севернее жунов, обитали племена предков хунну - «хунь-юй» и "хань-юнь".
На китайском языке глагол "хун" означает «впадать, вливаться», а существительное "х" - «река» = Хуанхэ. Ху - означает соотнесённость с рекой Хуанхэ - в определённой территории.
  Установлено, что ханьюнь (сяньюнь) объединяла племена: жун, шань-жун, цюань-жун (цюаньи, хуньи), ди (бэйди, байди, чиди). Общность хуньюй (сюньюй) объединяла племена: чуньвэй (шуньвэй), гуйфан. 
Общность "хань-юнь" объединилась с общностью "хунь-юй" для защиты своих племён "жунов" и "ди" от набегов китайцев империи Хань.

В X веке до н. э. хунну начали постепенно переселяться с южной окраины Гоби к северу. Нет худа без добра: Л.Н.Гумилёв считал, что хунну самостоятельно освоили кочевое скотоводство и научились пересекать пустыни.
За 300 лет без войн, с момента переселения на север, число хунну выросло настолько, что они напали на Чжоу в 822 г. до н.э. Китайцы отбили набег, и о хунну не упоминалось в течение пятисот лет.

В это время в степях Восточной Монголии и Забайкалья сложилась
культурная традиция, которую назвали по месту обнаружения. Ордосская бронзовая культура датируется XV — VIII вв. до н.э. Сформировался новый тип захоронения -  плиточные могилы. Это её отличие от способов захоронений в других традициях. Прослеживается она со времён Верхнего палеолита и до конца Бронзового века. Территориально определяется в пустыне Ордос, на юге автономного региона Внутренняя Монголия примерно в 300 км к северу от Пекина.

До эпохи династий Цинь и Хань предки хунну создали генетический субстрат, по оценке скелетных останков, смешанной европеоидо-монголоидной расы), так как имели обширные контакты.
За время (с 50 000 по 35 000 гг. до н.э.), произошли изменения: окаменевшие останки Ордосского человека из Салаусу (Salawusu), имеют ярко выраженные монголоидные черты (в особенности передние зубы и затылочная кость).
Скелетные останки в гробнице Таохунбала (Taohongbala), датируемой VII—VI вв. до н.э., в целом уже считаются относящимися к культуре хунну бронзового века, и в них тоже хорошо выражены монголоидные черты.
Скелетные останки VII в. до н.э. восточно-монголоидного и северо-монголоидного типа (117 погребений) — встречаются в находках из Маоцингу и Иньнюгоу.

В ходе раскопок в 1983 г. в Госиньяоцзы было обнаружено 31 погребение VI—V в. до н.э. с ярко выраженными северо-монголоидными чертами.

Погребение плиточных могил, обнаруженных ранее (1979 г.) близ города Баян-Нур, датируется V—IV вв. до н.э. Погребение считается единственным памятником культуры хунну, расположенным на северном склоне Иньшаня. Здесь обнаружены в основном бронзовые артефакты, керамика и 27 скелетных останков лошадей.

Монголоидные черты убывают по направлению к Китаю. И Ордосское бронзовое вооружение во многом сходно с китайским.
Люди Ордоса, как правило, имеют прямые волосы. Эта черта особенно ярко выражена в археологических находках в Баотоу, Этоке, Сихаокоу, низовьях Воэртухао и в Мэнцзяляне.

В VI—II вв. до н.э. территорию Ордоса занимала группа восточных скифов, которые поселились к востоку от племени юэчжи. Монголоидный тип племён Восточной Монголии и Забайкалья резко контрастируют с европеоидным типом скифских кочевников Западной Монголии и их предшественников бронзового века (по мнению Я.Лебединского). Известны они в основном по скелетным останкам и артефактам. Из Ордоса скифов и изгнали хунну.

Скифы-кочевники контактировали, а нередко и воевали, с доханьским и ханьским населением Китая. Территорриториально располагались непосредственно у Великой стены (к северу) и на южном побережье реки Хуанхэ (северная излучина).
«Европеоидные лица на некоторых изображениях из Ордоса… следует объяснить их происхождением от скифов», - полагал Я.Лебединский. Характерными изделиями Ордоса являются пряжки ремней, лошадиная сбруя и оружие с изображением животных, нередко сражающихся. Оружие, обнаруженное в захоронениях в степях Ордоса, весьма сильно напоминает оружие скифоязычных народов, особенно саков.

К западу от Ордоса обитали  юэчжи. Они мигрировали в Южную Азию из Восточного Ирана. Юэчжи известны по образованию Кушанского царства, так как терпели поражения от хунну.
Скифы были также культурно связаны на востоке с кочевым племенем "дунху", которые имели похожее «степное искусство», но были, вероятно, монголоидами.
Также ордосская культура могла быть связана с народом "ди" или «западными варварами».

Согласно китайским источникам, хунну (сюнну) впервые появились в Ордосе в период, когда были написаны трактаты «И чжоу шу» (Yizhoushu) и «Шань хай цзин», в период Сражающихся царств. Это случилось до того, как Ордос заняли пракитайцы и образовали государства Цинь и Чжао. Считается, что Ордос был родиной хунну. Как показывают археологические находки, хунну появились в Ордосе намного раньше, чем появились первые упоминания о хунну в китайских летописях.

Около 160-х гг. до н.э. хунну пошли на юг под предводительством Модэ и вторглись на территорию юэчжи. Юэчжи, в свою очередь, вторглись на территорию скифов или саков. Скифы или саки отошли к озеру Есик (Иссык)*. Предполагается, что хунну   сначала вступили в контакт с китайцами в Ордосе. Затем изгнали их и уже из Ордоса нападали на Китай: 167, 158, 142, 129 гг. до н. э.

Во II в. до н. э. император Хань Уди из династии Хань начал войну против хунну. И его полководцу Шофану в 127 г. до н. э. удалось колонизировать Ордос. Однако ещё до этой кампании на их территории основывали свои военные поселения династии Цинь и Чжао, пока их не уничтожили хунну к 209 г. до н.э. Претендентов на Ордос со стороны Китая стало трое: Цинь, Чжао, Хань.

Переселение саков (в китайских источниках - "племена сэ") было частью перемещения кочевых народов, запущенного вытеснением юэчжей племенем сюнну (хунну) около 175 г. до н.э. Саки, вынужденно покинули бассейн реки Или и двинулись на Фергану и Согдиану. Около 145 г. до н.э. они вторглись в Греко-бактрийское царство и сожгли Александрию Оксианскую. При продвижении на юг саки в середине II в. до н. э. заселили южные области современного Афганистана — так называемый Сакастан.

Антропологически носители культуры плиточных могил принадлежали к палеосибирскому типу монголоидной расы, к которому антропологи также относят хунну, дунху и сяньби. Хунну Западной Монголии, Алтая и Синьцзяна характеризуются небольшой европеоидной примесью.
Позже в результате войн с Китаем и племенами сяньби, а также междоусобиц, хуннская держава распалась.
Прямые предки хунну не могли быть носителями культуры плиточных могил, так как после исчезновения плиточников и до появления хунну прошел значительный период времени. Можно предположить, что хозяйственный уклад плиточников практически не отличался от образа жизни кочевых монголов.

В X в. до н.э. хунну начали постепенно переселяться с южной окраины Гоби на северную и самостоятельно научились пересекать пустыни, не прекращая конного скотоводства.
Территория расселения плиточников была необычайно широка: от Ордоса и предгорий Нань-Шаня (возможно, и Тибета) на юге и до Байкала, на севере; от предгорий Алтая на западе до Хингана на востоке. Культура плиточных могил была самой восточной из значительных степных культур Южной Сибири.
Как полагали исследователи, племена плиточников (дунху и хунну) вышли из единой этнокультурной общности и имели генетическое родство между собой. Авторы, поддерживающие версию их общего происхождения, считают, что они были протомонголами. При этом, в отношении хунну наряду с монгольской версией существуют тюркская, енисейская и другие версии происхождения.
Большинство исследователей относит плиточников, как и дунху, к числу предков монголоязычных народов.

Захоронения

Плиточные могилы встречаются как отдельно, так и группами до 8 оградок. Крупные могильники до 350 оградок имеют чёткую планировку. В Агинском Бурятском округе зафиксировано более трёх тысяч отдельных плиточных могил. Большая часть артефактов являются захоронениями, но иногда встречаются в виде ритуальных сооружений — кенотафов.

Размеры оградок от 1,5 м до 6-9 м. Высота камней от 0,5 м до 3 м. Внутри имеется насыпь из камней. Под насыпью лежат плиты перекрытия, часто крупных размеров. Глубина могильных ям от 0,6 м до 2,5—3 м.
В глубоких захоронениях боковые плиты наращивались и устраивалось перекрытие в несколько рядов. В оградках иногда устанавливались оленные камни — отдельные плиты с изображениями на поверхности оленей, реже — лошадей, солярных знаков, предметов вооружения.

Ритуальный комплекс на горе Ламийская (около Нерчинска) состоял из плиточной могилы длиной около 30 метров, разделенной перегородками на 4 части. Неразграбленная оградка была перекрыта несколькими плитами каждая весом до полутонны. Под перекрытиями находился погребальный жертвенник, где были найдены черепа лошадей, коров, овец. Ниже располагались пять погребальных камер для людей.

Могилы ориентированы по оси запад-восток. Покойники укладывались на спину, головой на восток. В Восточном Забайкалье антропологический тип монголоидный.
Искусство культуры плиточных могил получило название «звериный стиль». Изображаются домашние животные и дикие звери, быт людей и их основные занятия.
В единичных могилах находятся предметы конской сбруи, рукояти плетей. Встречаются вещи из бронзы, реже - из железа и благородных металлов.

Древние тюрки

Этнос формировался в  Алтае. До прихода рода Ашина основное население Алтая составляли телеские племена. По версии Л.Н.Гумилёва, какого бы происхождения ни были те «пятьсот семейств», которые объединились под именем Ашина, между собою они объяснялись по-монгольски, но до тех пор, пока они не оказались на Алтае. Он полагал, что к середине VI в. и члены рода Ашина и их спутники были совершенно отюречены. Слияние пяисот семейств Ашина с местным населением (телесцами) оказалось настолько полным, что к 546 г. они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью или тюркютами.
Древнетюркские языки — обобщённое название тюркской устной речи и ряда письменных источников с V века н. э. до разделения тюркских (без булгарских) на современные группы. Общей классификации не существует: как правило, в древнетюркские записываются тюркские языки, использовавшиеся до X—XIV вв., хотя рамки не точные.
Общепризнанным является включение в древнетюркские языки тюркской устной речи, письменных орхоно-енисейского (тукюйского), древнеуйгурского и древнекыргызского (енисейско-кыргызского) соответствующих эпох.

Территория распространения погребений с конём входит в предполагаемый ареал расселения телеских племён. Теле было тюркоязычным населением алтайского происхождения, входившее в состав конфедерации "теле", обладавшее культурой древнетюркского типа.

Памятники первой половины I тысячелетия н.э. на Горном Алтае исследованы хуже, чем во всех остальных районах Южной Сибири. Такие памятники как Катанда I, Берель, Кокса и Яконур были объединены А.А. Гавриловой под названием берельского типа и датированы IV—V вв. н.э. Главной особенностью берельских погребений является устойчивый обряд захоронения с конём, с ориентировкой восток-запад. Наиболее ярко это фиксируется в могильнике Кудыргэ (V—VI вв. или VI—VII вв.) Исследователи делят развитие культуры алтае — телеских тюрок на четыре этапа (по векам):
кудыргинский (VI—VII),
катандинский(VII-VIII), туэктинский (VIII—IX), кара-чогинский (IX—X).

Антропологические материалы из раннескифских могильников Алтая показывают, что здесь были захоронены люди разнообразного расового типа:
монголоиды, брахикранные европеоиды, представители восточноазиатской (дальневосточной) расы в составе тихоокеанской ветви монголоидов (сходство с северными китайцами),
метисный — европеоидный тип с монголоидной примесью.

Считается, что алтайская языковая семья формировалась в регионе Алтая, Восточной Сибири, Прибайкалья и Монголии. «В то же время севернее и восточнее Байкала в основном расселялись тунгусо-маньчжурские народы, южнее и юго-восточнее — монголы, поэтому древнейшие тюркоязычные племена, как и их потомки, должны были расселяться западнее, то есть не восточнее Алтая, а скорее всего в степной и лесостепной зоне между Алтаем и Уралом». Получается, что если сейчас тюрков нет восточнее Алтая, значит, их там и раньше не было. Именно на территории Казахстана, как считает А.Х.Халиков, были отюречены хунны, «полностью утратившие свой древнемонгольский язык».

Монгольский язык

Монгольские языки — языковая семья, включающая в себя несколько достаточно близкородственных языков Монголии, Китая, России и Афганистана. Появились из прамонгольского языка в XIII в. н.э. Сторонниками алтайской гипотезы он включается в состав гипотетической алтайской макросемьи. По другой гипотезе - восходят к сяньбийскому праязыку.
Характерной чертой монгольских языков является значительное количество тюркских заимствований, что при влиянии монгольского языка на тюркские в историческое время значительно усложняет проблему изучения языковых связей.
По сей день в Монголии и Китае существует ряд этнических групп тюрко-монгольских билингвов (хотоны, жёлтые уйгуры). Вероятно, ранее такой билингвизм был более распространён.
Могольский язык — язык моголов, относящийся к монгольской семье языков. Считался исчезающим уже в 1950-е годы; в настоящее время на нём, по имеющимся данным, говорит около 200 человек (представителей старшего поколения). Распространён в Афганистане в двух селениях около Герата: Кундур и Карез-и-Мулла. Носители могольского языка владеют также новоперсидским, пушту, дари. Этнические моголы на севере Афганистана говорят на пушту. Моголы считают себя потомками осевших в Афганистане монгольских воинов, посланных в начале XIII века Чингисханом для охраны земель в Афганистан. Язык бесписьменный; используется в семейном кругу и отчасти как тайный язык. Имеются записи на могольском языке арабским письмом:
налаженная система специфического внутригруппового общения, основная цель которой — скрыть смысл коммуникативных намерений от чужаков. Секретные языки могут иметь языковой, неязыковой (жесты, знаки, рисунки), а также смешанный характер. Известны с давних времён.
Секретные языки могут вырабатывать дети с целью скрыть свои намерения от взрослых (детские тайные языки).

К такой же тактике часто прибегают взрослые, с целью скрыть смысл сообщаемого от детей. Например, слова произносятся не целиком, а по буквам. В условиях языкового сдвига, взрослые могут пользоваться отмирающим языком с целью сделать сообщаемое непонятным для детей. Так, например, в британском Тринидаде в начале XX в. взрослые пользовались постепенно вытесняемым французским языком с целью скрыть сообщаемое от детей, с которыми обычно употребляли лишь английский.

Межэтнические

В принципе, любой малоизвестный в данном регионе язык может быть использован как секретный. Таковы, например язык гератских евреев, также мугатский язык, который выработали среднеазиатские цыгане-люли. Трансвеститы в Джакарте используют в качестве секретного языка нидерландский (язык бывшей метрополии), который постепенно угас после обретения независимости.

В военных целях секретные языки используются довольно часто. Так, повстанцы Восточного Тимора использовали португальский язык, которым почти не владели их главные противники — индонезийцы. Повстанцы Западной Сахары используют испанский язык, которым слабо владеют марокканцы. В XX веке армия США использовала в качестве секретного язык навахо. Во время Великой Отечественной войны связисты Красной армии — выходцы из малых народов СССР — часто использовали с теми же целями свои родные языки, зная, что на другом конце линии связи находится их земляк, а прослушивающий их переговоры связист вермахта не владеет малоизвестным ему языком.

В китайской летописи Таншу о происхождении рода Ашина говорится следующее: Среди племён, побеждённых тобасцами при покорении ими северного Китая, находились «пятьсот семейств» Ашина. Эти «пятьсот семейств» возникли «из смешения разных родов», обитавших в западной части Шэньси. Когда в 439 г. тобасцы победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, то князь «Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев».
Текст повествует о происхождении не всего народа древних тюрок, а только их правящего клана.

Ещё до открытия древнетюркских надписей, первый русский синолог Н. Я. Бичурин (1777—1853), основываясь на древних китайских хрониках, заметил, что народ именуемый в китайских хрониках как «тукюе», являлся монгольским и был известен под народным названием "дулга".

Дом Тугю, по-монгольски называется, как ниже увидим, Дулга [Тукюе]. Ориенталисты западной Европы пренебрегли уверением китайской истории, а обратили внимание на созвучность [тугю] с [тюрки], и приняли в основание, что монголы (с народным названием "дулга") были тюрки. А раз Дом хуннов был предком Дома Дулга (Тугю), то и хунны были народ тюркского же племени. Сие-то смешение монголов с тюрками повело ученых западной Европы к превратным понятиям о народах монгольского племени, обитавших в Средней Азии в древние времена.

Как полагает А.С. Сальманов (канд. ист. наук, младший научный сотрудник ИИЯЛ УФИЦ РАН, представитель организации «Кук буре» («Голубой волк») - «с мнением о монгольском происхождении, или точнее с монголоязычностью, этнического ядра тюрков-тукю можно согласиться».

Термин «тюрк» несколько раз менял значение. Изначально так называлась орда, сплотившаяся вокруг рода Ашина. Позже тюрками в арабских источниках называли всех кочевников Средней и Центральной Азии без учёта языка.
Пеллио использует форму «тюркют» (а не "тюрки"), в котором «ют» представляет собой монгольский суффикс множественного числа. Как полагает Л.Н.Гумилёв, оформление  политических терминов в древнетюркском языке монгольским суффиксом ("ют") говорит об их привнесении в тюркскую языковую среду извне. Извне, как мы попытались достоверно выяснить, это из Ордоса, где монголы, хунну, китайцы, скифы долгое время взаимодействовали, периодически 
вытесняя друг друга. Сейчас Ордос - это автономное объединение Внутренняя Монголия в рамках Китая.
--------
*


Рецензии