Ты всё сможешь

    Сегодня я еду в гости к брату, на Родину, в страну моего детства. За окном  рейсового автобуса мелькают сёла, деревушки, скошенные поля. Да, сенокос теперь не тот. Вместо копён, стогов по стерне  разбросаны большие валы, перевязанные бечёвкой. Я наблюдаю, как стогомётчик  лихо укладывает их  в огромные гурты.  Два - три дня, и сено дома. Раньше косили неделями. А если погода была дождливая, то и месяца не хватало. Всё вручную. Сенокос в сельской местности – это  большое испытание для всей семьи. На луга выходили и стар, и млад. Всем находилась работа. Ребятишки не хотели оставаться дома, боялись, что засмеют, лодырями обзовут. Косить  начинали рано, где-то с четвёртого - пятого класса. Чуть позже уже стояли  на стогу.   Это было ответственное дело, годовое, как говорил папа. До сих пор помню, сколько же я страху  натерпелась, когда  меня первый раз поставили на стог…               
- Ну, отец, слава Богу копны свезли, можно и чай попить.
- Мать, какой чай! Видишь,  тучи из-за леса идут!  Как бы дождь нам всю картину не испортил,- возражает отец.
- Пап, не переживай, успеем сметать. Копны рядом, сено сухое, мигом перекидаем,- успокаивает сын.
- Не говори гоп, пока не перепрыгнешь,- ворчит отец,- а ты, мать,  прикрой клеёнкой продукты, чтобы дождём не намочило. Бережёного Бог бережёт!
- Что ты, отец, паникуешь! В табуны  на галошах  роса была. Значит,  дождя не будет.
- У меня свой барометр и ни разу ещё не подводил,- не сдаётся отец,  поглаживая колени.
- Не бери в голову, дочка. Отец ворчит так,  для порядка. Всё будет хорошо, - успокаивает  мама, заметив  моё волнение, - надевай рубашку с длинным  рукавом.
- Мам, зачем с длинным, жарко ведь!
- А чтобы сено не кололось.  И лепёшки в карман  положи. Стоять  тебе сегодня  на стогу часа четыре придётся, если не больше. Вон сколько копён-то!
Папа вместе с братом закладывают  стог. Эта работа  не просто  тяжёлая, но и ответственная.
 - Каков фундамент- таков и дом,- приговаривает отец и аккуратно кладёт первый пласт. Брат идёт следом и бросает  навильник за пласт, иначе сено сползёт. А потом они вместе набивают сеном середину. Мы с мамой растаскиваем копны на небольшие кучки, чтобы мужчинам было сподручнее брать навильники.
- Ну, вот, дочка, считай  на шесть копён  стало меньше!
- А как ты посчитал?
- Как, как, - улыбается папа, - стог заложили на трёх копнах. А потом между них по копне накидали! Вот тебе и шесть. А это значит, тебе пора наверх лезть!
  Папа подсаживает меня на стог. Я хожу по кругу, топчу сено, пристукиваю граблями,  чтобы не было ям. Сухое сено сильно колется.  Вот и рубашка с длинным  рукавом пригодилась!  На стогу жарко, как  на раскалённой сковородке. Пот катит градом, сильно хочется пить. Подцепив  вилами чайник,  папа подаёт его на стог.
- Водой-то не напьёшься, дочка. Ты чай попей, он хорошо жажду утоляет!  А нам, сынок, некогда чаи распивать.  Слышишь, как за лесом громыхает. На Бога надейся, а сам не плошай.  Набивай плотнее  середину. В такую погоду она  должна  быть выпуклой, как макушка  яйца.  Если вдруг пойдёт  дождь, то вода будет скатываться со стога,- наставляет отец.
  Я ловлю навильники, подтаскиваю их к середине,  пристукиваю граблями и снова в  который раз иду по кругу. Уже устали руки, ноет спина, но думать об этом некогда. Зловещие тёмные тучи двигаются прямо на нас.  Надо торопиться!  Мужчины уже отложили в сторону пол стоговые вилы и взялись за стоговые. Значит, скоро начнём вершить.  Ширина стога сужается с каждым кругом. Ловить навильники становится всё труднее. Ноги дрожат от усталости и напряжения. Весь стог  ходит ходуном. К краю подходить нужно  осторожно. Можно  свернуть  макушку стога, и  тогда вся работа пойдёт  насмарку.
- Терпи, дочка, терпи! Осталось чуть – чуть,- подбадривает папа,- вершить будем, теперь навильники  подбивай под ноги. Я подставляю грабли, чтобы поймать очередную порцию сена, и вижу, как чёрная туча  насекомых  с белыми  крыльями летит прямо на меня.  Они моментально  облепляют всё тело, лезут в глаза и больно кусают.  Поймать навильник не удаётся.
- Ты чего там ворон ловишь? - возмущается  отец.
- Снимите меня отсюда, снимите,- кричу я в истерике!
-  Не бойся! Это же не слоны, а всего  лишь обыкновенные маленькие муравьишки! – успокаивает отец.
- Нет, они не обыкновенные, а с белыми крыльями,- реву я, закрыв лицо руками.
- Отец, да там целый рой над ней,  откуда они взялись?
- Это я, мать,  нечаянно вилами подковырнул земляной муравейник и подал вместе с сеном.
 - Съедят девчонку! Перед дождём они злющие! Снимай, отец,  её оттуда!
- И думать так не смей! Стог ещё не завершили.  Вот – вот дождь ливанёт, тогда вся работа коту под хвост.
- Мама, неси скорее клеёнку, которой продукты  закрыли. – кричит брат. Он переворачивает её белой стороной  наверх и бросает на крышу машины. Чудо! Рой срывается со стога и садится на машину. В считанные секунды она становится  похожа  на огромный  муравейник. Слава Богу, я спасена!   И вдруг прямо над моей головой раздаётся  треск, а потом такой гром,  что я от страха приседаю,  закрыв голову руками. Огненная дуга,  распрямившись как пружина, бьёт  в землю.
-  Не бойся,  дочка, это далеко, – успокаивает  папа, - ты всё сможешь, и мы обязательно успеем!  Руки дрожат от страха и совсем не слушаются. А в голове височные молоточки отстукивают, как телеграф: « Ты всё сможешь! Успеем, обязательно успеем!»  Ещё несколько навильников,  и стог свершён! Заготовленные заранее  берёзовые переметены  накрепко прижимают  макушку стога.
- Слава Богу, - крестится мама, - успели! А стог- то получился на загляденье!
   Как же хочется поскорее оказаться внизу, на земле! Папа  кидает мне  верёвку. Я ловлю её граблями и опускаю один конец вниз, строго через  середину макушки стога. Там, на земле,  его  крепко держат мужчины. Ухватившись за второй конец верёвки, я начинаю спускаться со стога. Дождь, от которого мы старались  весь день убежать, догнал  всё-таки нас  и  ливанул как из ведра! Только теперь  он  совсем не страшен. Ещё момент, и  ноги  касаются  земли. Как же на земле-то хорошо! Меня встречают как победителя! Мокрая, искусанная, но счастливая я оказываюсь в объятиях родных мне людей и только сейчас начинаю по-настоящему осознавать, как же семья  переживала за меня!
- Молодец, дочка, молодец, ты справилась!  Я сажусь  на землю, трогаю её руками и рыдаю  от нахлынувших чувств!  МЫ смогли!  МЫ сумели! МЫ успели !
 10.04. 2023г.


Рецензии
Как здорово понимать, что родные люди в очень трудном деле были рядом, переживали за тебя, а сейчас гордятся тем, что ты победила и усталость, и страх, и саму себя!
- С уважением и теплом, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   19.09.2023 15:33     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв. От него крылья вырастают.Хочется оставить потомкам, чтобы знали какое было у нас детство и ещё раз сказать спасибо моим родителям за уроки жизни. Вдохновения и счастья вам,Ольга.

Валентина Кузнецова 7   16.10.2023 07:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.