Гл. 6 Кунгур и Кронштадт помнят...

БЛАГОДАРЯ НАШЕЙ ЗЕМЛЯЧКЕ ТАТЬЯНЕ ИВАНОВОЙ СТАЛИ ИЗВЕСТНЫ ИМЕНА МОРЯКОВ КРОНШТАДТСКОГО ПОЛКА, В ПАМЯТЬ О КОТОРЫХ ОДНА ИЗ УЛИЦ КУНГУРА В 1923 ГОДУ БЫЛА НАЗВАНА МАТРОССКОЙ

Как мы уже сообщали («Искра», 25.02.2023), в городе Кронштадте прошла презентация изданной в Кунгуре книги Афанасия Ковалёва (1904-1952) «Я из Кронштадтского полка». Во время презентации состоялась неожиданная встреча редактора этой повести кунгурячки Людмилы Порозовой с жительницей Кронштадта Татьяной Ивановой, которой удалось найти списки моряков Кронштадтского полка. В ноябре 1918 года моряки жили в Кунгуре, и многие из них были зверски убиты белогвардейцами в декабре 1918 года и покоятся в братской могиле между деревнями Верхние и Нижние Исады современного Берёзовского района.


РОДОМ ИЗ КУНГУРА
Рассказывая мне о встрече с Татьяной Ивановой в Кронштадте, Людмила Порозова упомянула, что автор сенсационной находки списков моряков - кунгурячка.
- Да, как ни удивительно, но я родом из Кунгура. Правда, когда мне было два года, родители переехали, и я почти ничего не помню из того раннего детства, - ответила Татьяна Николаевна на мой вопрос о родстве с нашим городом.
Лаконичную справку о себе Татьяна Николаевна разместила на своей страничке портала «Проза.ру», где она, являясь членом Российского союза писателей, публикует прозаические произведения:
«Я родилась в Пермском крае в 1955 году. Окончила библиотечный техникум. Работала некоторое время в библиотеке, затем в НПО «Парма», в отделе стандартизации. 6 лет занималась бегом в Пермском КЛБ «Вита», участвовала в соревнованиях. Создала в клубе библиотеку спортивной литературы, признанной на совещании в Минске самой большой среди всех библиотек КЛБ в Союзе. В 1990 году приехала в Кронштадт. Работала в редакции, издательстве и типографии «Морская газета». Публиковалась во всех местных СМИ. Разыскала место гибели 2-х тысяч человек 1-го Кронштадтского полка в 1918 году на Урале, фамилии бойцов которых были преданы забвению 90 лет. Книги и документы, где опубликованы списки погибших, ныне находятся в музеях и библиотеках Кронштадта, а также в Пермском крае. В 2010 г.в Санкт- Петербурге окончила Институт культурных программ по специальности «Литературное творчество». В 2014 году принята в Российский союз писателей».


ЗНАЕМ ВСЕХ ПОИМЁННО
О сенсационной находке Татьяны Ивановой я впервые узнал из публикаций журналиста Ильи Козлова, а потом прочёл в изданной на средства жителей Берёзовского района «Книге Памяти моряков 1-го Кронштадского полка» (авторы-составители И.Н. Козлов, Т.Н. Иванова, г. Пермь, 2008 год. Издательство «ОТиДО»). Как рассказано в этой книге, в Центральном военно-морском архиве г. Санкт-Петербурга краевед, внештатный корреспондент «Морской газеты» г. Кронштадта Татьяна Николаевна Иванова проработала месяц и сумела найти сведения о полке, в том числе списки моряков. О том, как шли поиски, Татьяна Иванова подробно рассказала и на своей страничке портала «Проза.ру», но некоторыми интересными подробностями о поисковой работе она поделилась и в переписке со мной:
«Конечно, когда я начинала свои поиски, то понимала, что профессиональные журналисты (я имею в виду в «Морской газете», военной, где я работала в Кронштадте) этим заниматься не будут, и никто мне помогать не станет. Поэтому я, как гончая собака, шла по следу, искала, где списки могут находиться. В конце концов Илья Николаевич Козлов подсказал, чтобы я съездила в Военный морской музей. А они тогда переезжали, и заведующая сказала, чтобы я искала сама (там были горы каталожных ящичков). Не помню, сколько дней я приезжала только на поиски нужной информации, и в последний день мне сказали, что такой информации у них нет, но я вытащила последний ящичек с карточками и увидела, что написано о 1-м Кронштадтском полку, даже слёзы покатились. Ну а потом сколько времени сидела в зале и переписывала, ведь все документы были на микроплёнках. И чтобы никто не занял аппарат (их было мало), то целый день сидела голодная, ой, столько всего хватило тогда - целая эпопея.
Я выписывала тогда списки фамилий моряков полка всех частей и подразделений, но там были и другие карточки, например, информация о Кисёлеве - командире полка, он остался жив и умер в 1961 году. Там было много интересных документов, и некоторые можно было получить в хранилище специальной библиотеки, но у меня уже не было времени: мне и так редактор ставил рабочий день, когда я уезжала в архив. Что смогла, то и сделала. Наверное, это судьба, что я родилась в Кунгуре, и я очень рада, что смогла что-то сделать для людей».


ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО ВЫЖИЛ, -
МОРЯК АЛЕКСАНДР САВОСТЬЯНОВ
Благодаря Татьяне Ивановой мы знаем, из каких частей и соединений комплектовался Кронштадтский полк. Это, в частности, отряд балтийских моряков, учебно-минный отряд, команды: сапёрная, подрывная, разведчиков, связи, машинной школы и другие. Знаем имена моряков, год их службы, из каких частей призваны. А чуть позже Татьяна Иванова опубликовала на портале «Проза.ру» уникальные воспоминания моряка Кронштадтского полка Александра Тимофеевича Савостьянова, участника тех трагических событий.
О том, как эти воспоминания попали к ней в руки, их содержании и судьбе автора я рассказал в статье «Мы жестоко сражались, но…» («Искра», 21.12.2019). Когда готовил эту статью к печати, я ещё не был знаком с Татьяной Николаевной, но после презентации в Кронштадте контакты установлены. В ходе переписки узнал, что у Татьяны Николаевны есть книжечка Натальи Савостьяновой о своём деде Александре Савостьянове - «Память» (Павловский Посад, 2013 год), где, наряду с его воспоминаниями, напечатан ряд снимков. Откликнувшись на мою просьбу, Татьяна Николаевна отсканировала и выслала их мне. И таким образом мы теперь ещё больше знаем о жизни одного из моряков Кронштадтского полка.
Очень тепло рассказывает внучка о своём деде Александре Тимофеевиче Савостьянове, который 42 года прожив без ног, «никогда не считал себя инвалидом». Отмечает она и его литературный талант, который нельзя не заметить и в его воспоминаниях:
«Дед был очень хорошим рассказчиком. Он сочинял для меня сказки. Они никогда не повторялись, и всегда следовало продолжение. Да, это были и не сказки, ведь никаких «колобков» там не было. Это были удивительные истории, которые хотелось слушать бесконечно… И, наверное, не случайно я с 7 лет начала писать стихи, а литература стала моим любимым предметом.
Вот одно из стихотворений Натальи Савостьяновой, посвящённое любимому деду:

Старый сквер, поворот за углом.
Годы детства давно пролетели.
Добрый низенький дедушкин дом,
И качели, качели, качели!..

Сказки. Их сочинял сам мой дед
Своим слогом изысканно-русским.
И они начинались с побед,
Только мне было чуточку грустно.

Я сижу и почти не дышу
И внимательно слушаю деда,
А теперь и сама я пишу -
Это главная в жизни победа.

Книга «Память» проиллюстрирована уникальными снимками из семейного архива. На них мы видим Александра Савостьянова в молодости и зрелые годы, на одном фото запечатлен госпиталь, где он лежал в годы Гражданской войны


ПАМЯТНИКИ МОРЯКАМ
Воспоминания Александра Савостьянова, как и изданная в Кунгуре повесть Афанасия Ковалёва «Я из Кронштадтского полка», - своеобразные памятники морякам-кронштадтцам, трагически погибшим в декабре 1918 года. Удивительно схожи и судьбы авторов: оба работали над произведениями до самой смерти - Афанасий Ковалёв ушёл из жизни в 1952 году, Александр Савостьянов - в 1961. И судьбы их произведений тоже схожи: изданы родственниками (воспоминания Александра Савостьянова в 2013 году, книга Афанасия Ковалёва - в 2022). Ещё есть общие черты у воспоминаний моряка и автора повести - в описании трагических событий, убийств моряков нет вымысла, и это отнюдь нелёгкое чтение.
«Тяжело читать про ужасы Гражданской войны», - такими словами, например, откликнулся Олег Каминский, прочитав мою статью «Мы жестоко сражались, но…», опубликованную на портале «Проза.ру».
Да, тяжело… И вдвойне тяжелее было авторам, один из которых сам пережил эти ужасы, а другой - узнавал о них из уст очевидцев, а потом нашли в себе силы переложить на бумагу всё то, о чём пережили или узнали. Большое спасибо и всем тем, кто помог авторам донести до нас правду о трагических и страшных событиях Гражданской войны.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
У этой истории наверняка должно быть продолжение. Татьяна Николаевна Иванова сделала большое дело, отыскав списки моряков Кронштадтского полка, которые были опубликованы. Но обсуждался ли вопрос о размещении этих фамилий на стеле рядом с памятником, установленном на месте братской могилы?
- Да, вопрос обсуждался, - ответила Татьяна Николаевна, - но, как я понимаю, ничего до сих пор не сделано. Видимо, не было средств…
С момента публикаций воспоминаний моряка Кронштадтского полка Александра Савостьянова прошло несколько лет. Были ли отклики, в том числе от родственников других моряков Кронштадтского полка?
- К сожалению, откликов нет, - возможно, слишком сложным показался материал. Но я рада, что люди все-таки читают...

На снимках:
В Кронштадской морской библиотеке (слева направо): наша землячка Татьяна Иванова, разыскавшая списки моряков Кронштадтского полка, редактор книги «Я из Кронштадтского полка» Людмила Порозова, руководитель литературного общества имени Н. Гумилёва в Кронштадте Надежда Кузнецова
Фото: архив Ольги Чудиновой

Моряк Кронштадтского полка Александр Савостьянов в молодости (1910-е годы) и в зрелом возрасте (конец 1950-х годов)
Фото: книга Натальи Савостьяновой «Память», 2013 год

(«Искра», 16.03.2023)


Рецензии