Инсайт. Психолог-да! Клиент?

Большинству имеющих достаточный опыт практической работы психологов известно такое загадочное явление, как Инсайт (insight). Причиной его возникновения принято считать определённый и достаточный объём мыслительной деятельности направленной на решение той или иной проблемы. То, что данное уникальное явление существует, подтверждают множественные открытия, изобретения и шедевры в науке, промышленности, искусстве и культуре. Поэтому, в настоящее время основной интерес в исследовании данного феномена представляет поиск или создание рационального механизма для вызова, активации и  управления инсайтом.

   Рассматривая данную проблему с точки зрения практической психологии, особенно интересен следующий момент. В случае, когда психолог, работая с конкретной ситуацией, встречает инсайт и находит искомые неизвестные - всё понятно, даже можно сказать, что закономерно. Однако, в этом случае основная задача остаётся всё еще не решённой. Далее специалисту предстоит трансформировать своё озарение в свою оперативно-тактическую политику взаимодействия с клиентом и успешно это реализовать, чтобы поставленные цели были достигнуты.

   Эволюционно возникает вопрос, располагает ли современный инструментарий психолога действенными средствами стимулирования возникновения инсайта у клиента? Ведь, если располагать и владеть такими методиками, эффективность работы специалиста возрастёт в геометрической прогрессии, а синергетичская составляющая результата контактов психолога с клиентом обеспечит мегаположительный психологический турбо-эффект.

   Очевидно, что задача представляется очень сложной. Ввиду индивидуальной изменчивости, люди имеют разный уровень когнитивных способностей, обучаемости, физического состояния и иных элементов Homo sapiens. Выход на инстайт через катарсис выглядит наиболее близко стоящим к решению данной проблемы, но содержит определённые сомнения, касающиеся технологии, динамики и направления иннервации психологических процессов. Так, в случае катарсиса энергия движется изнутри вовне, а в случае инсайта озарение приходит извне вовнутрь. В первом случае происходит освобождение, избавление, но во втором приём, получение.

   Подводя итог этому рассуждению, сделаем следующий, достаточно очевидный вывод. Создание методик, с помощью которых психолог может вызвать ситуацию инсайта у клиента – это одна из наиболее актуальных задач современной практической психологии.


Рецензии