И приходит поэзия прежде, чем свет

Так сложилось (а вернее, так было заведено нашим покойным редактором Александром Григорьевичем Раковым), что на 7-й полосе газеты мы, как правило, размещаем подборку стихов.

И в сущности, это очень странно!

Странно потому, что любителей, ценителей настоящей поэзии в России становится год от году всё меньше.

Странно потому, что большинство читателей уверено: писать стихи просто, это несерьёзное занятие, и вообще любая мысль будет куда понятнее и проще, если выразить её прозой, не ломая голову над этими странными парными созвучиями, называемыми рифмой.

«Я вас люблю – чего же боле?» - вот именно, чего же боле? Зачем подбирать рифму на слово «боле», если и так всё понятно? Любит он её – вот и все дела. Не надо усложнять.

Или всё-таки надо?

Я задам вам такой вопрос: если несчитанные тысячи лет поэзия была непременной составной частью человеческой культуры, если несмотря на все перипетии мировой истории, на войны, неурожаи, эпидемии, революции и т.д. человек не бросал лиру, но сочинял и сочинял – и ведь сочинял-то он не сухие отчёты, не хронологические таблицы, не доклады, а именно стихи, - то это значит… Вот что, собственно, это значит?

Уж не то ли, что человечество не может не писать стихов?

Уж не то ли, что поэзия – это непременная функция человеческого существования?

И если сейчас поэзия пришла в упадок, - то это вовсе не признак прогресса, а совсем на оборот – признак расчеловечивания? Один из важнейших видов деятельности человеческой души отмирает, а вы хотите, чтобы я этому радовался?

Человек без стихов становится в меньшей степени человеком, - вот так, ни больше, не меньше.

Вспомним снова Александра Григорьевича Ракова. Он любил повторять: «А вы знаете, что даже Библия написана стихами!»

Я сомневаюсь, что так можно сказать обо всём Священном Писании, но, как минимум, половина его – это поэзия самой высокой пробы, даже несмотря на то, что ни одной рифмы вы на его страницах не найдёте. В самом деле: «Псалтирь» и «Песнь Песней», «Книга Иова» и «Откровение Иоанна Богослова», притчи Господни и пророческие книги… Это, друзья мои, ни что иное, как поэзия!

А песнопения Православной Церкви?

Нет, нет, - если уж без поэзии не обходится и Слово Божие, то мы просто не имеем права говорить о поэзии, как о чём-то маловажном, как о бессмысленной завитушке, архитектурном излишестве на небоскрёбе земной цивилизации.

Нет, это, если и не фундамент такого небоскрёба (хотя - как знать?..) – то уж во всяком случае – одна из несущих опор.

Человек – это ведь не более, как словесное животное (так и в Библии говорится: «словесное стадо»). Следовательно, язык – это то основное, что делает нас людьми. И соответственно, чем язык лучше развит, сложнее и грамотнее организован, чем он богаче и красивее, - тем более мы люди.

А что есть наивысшая форма развития языка, как не поэтический язык? Тут его организация доведена до виртуозности, его богатство неисчерпаемо, его способности к саморазвитию безграничны.

Боюсь, что собственно языком является только поэзия, а всё остальное – либо сырой материал, либо отходы поэтического производства.

Нет, вы вправду думаете, что все эти «Привет – Пока…», «Ну как? – Да так…», «Короче…», «Значит… это…», «Прикинь…», «Дык, пык, мык…» и т.д. и т.п. – вся та жвачка, которой заполнены наши рты с утра до вечера, ЭТО - ЯЗЫК?

Нет, должен вас огорчить, это не язык. На таком уровне общаются и животные.

Язык – это вот:

- Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

Или вот:

- Если умру – по мне
Не зажигай огня!
Весть передай родне
И посети меня.

Где я зарыт, спроси
Жителей дальних мест,
Каждому на Руси
Памятник – добрый крест!

Или это:

- Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Вот это – язык, а не ваши «пык-мык», «зашкварный лайфхак» и «в целях повышения качества принимаемых решений».

Поэзия – это и есть человеческий язык. Это язык в его идеальном, небесном образе, - но ведь нам и заповедано стремиться к небесам – верно?


Рецензии
Поэзия – это и есть человеческий язык. Это язык в его идеальном, небесном образе, - но ведь нам и заповедано стремиться к небесам – верно?

Верно!

Леся Лель   09.07.2023 09:44     Заявить о нарушении