Богочеловек Христос и свобода личности

 Дмитрий Мережковский в 1906г. в статье «Грядущий хам» писал: «Христос открыл людям, что Бог – не власть, а любовь, не внешняя сила власти (внешняя ложная власть), а внутренняя сила любви. Любящий не желает рабства любимому. Между любящим и любимым нет иной власти, кроме любви; но власть любви уже не власть, а свобода. БОГ – СОВЕРШЕННАЯ ЛЮБОВЬ, и, следовательно, СОВЕРШЕННАЯ СВОБОДА».
«В первом царстве – Отца, Ветхом завете, открылась власть Божия, как истина; во втором царстве – Сына, Новом завете, открывается истина как любовь; в третьем, и последнем завете – Духа, в Грядущем завете, откроется любовь как свобода (от себя добавлю – свобода созидания!). Имя Господа Грядущего – Освободитель.   Со Христом – против рабства, мещанства и хамства »(!).

Богочеловек Христос как Личность
 В Православии личность понимается как Ипостась, Божественное Лицо, эмпирический же человек не является личностью, он как духовное существо в становлении, нецелостен еще, не развил в полной мере все свои созидательные способности (грех как неполнота, по Андрею Кураеву), но в каждом есть Личностное начало, и через стремление быть самим собой, к Универсальному Единству, через «героическое самоопределение изнутри» (по Бердяеву Н.А.), через процесс обретения личного бытия человек получает причастность к Божественному.
Виктор Аксючиц, современный религиозный философ, публицист, по убеждениям - конституционный монархист, автор работ по христианскому персонализму пишет, /из ст. «Свобода образ Божий и сущность личности»:  «Сущность личности и есть свобода… Личность - это субъект свободы, человеческий индивидуум, самоопределяющийся в свободе. Таким образом,  личность и свобода неразделимы, единосущны, личность выражается только в акте свободы, а свободный акт выражает и утверждает личность».

Единая сущность, неделимость и неслиянность – три принципа единства Мира. Восстановление Единого Целого
 В Православии Единое возможно только в триипостасности. Три ипостаси Божественной троицы в Православии – это принципы бытия единства: единственное и неделимое скрытое вечное Единое (Отец); Оно порождает единство многообразия текущих пространственно-временных форм, определяя их уникальную сущность и качество (выражает собой Сын, уничижая себя в множественности и тварности); в Нём есть движение, жизнь - динамическое стремление к органичной целостности, исхождение Божественного Единства к многообразию своего содержания и восхождение каждой индивидуальности к Отчему Единству (Дух).

Герцен и первоначальное христианство
Герцен Александр Иванович. который о себе говорил: «С 13 лет я служил одной идее — война против всякой неволи во имя безусловной независимости лица» в 1864 г. в статье «Концы и начала» пишет, что «христианство обмелело». «В молодости Герцен, как и Анри Сен-Симон (франц. философ, основатель школы утопического социализма), из ст. Архангельской Н.О. «Герцен и первоначальное христианство», трактовал первоначальное христианство как любовь к людям, создание братских общин. Но высоко оценивая первоначальное христианство, Герцен никогда не распространял этой оценки на последующие периоды его истории, здесь также заметно расхождение с Сен-Симоном. Из всей истории христианства выбирается только тот период, когда оно соответствовало интересам трудящихся низов общества. Остальной период  – это искажённое учение, ставшее на защиту господствующих слоёв, именно его (а также проповедовавшую его церковь) и критиковал Герцен».

Смысл любви в контексте глубинной экологии (эко-софии)
 Глубокое экологическое  осознание видит мир как Единое Динамическое Целое, где всё взаимо-связано, взаимо-зависимо, взаимо-соответственно, взаимо-дополняемо и взаимо-действует, всё во всём: в каждом текущем моменте проявляется скрытое неделимое единство, и бытие каждой, условно отдельно взятой, части мироздания, включая элементарные частицы, поддерживается «развертыванием из целого и свёртыванием в целое» (Бом Д.).
Таким образом,
-развитие частей согласуется с развитием целого;
- разрушение гармонии взаимодействия ведёт к деградации участников взаимодействия.
Смысл любви в контексте эко-софии: признание и утверждение безусловной ценности – уникальности всех видов живых существ, человеческих культур, индивидуальностей людей.

Путь к вполне человеку
Извечно стремление вочеловечиться в той степени, какая необходима для подлинного человеческого существования. Вне искренней устремлённости к целостности бытия - к общечеловеческим культурным ценностям, к согласованному взаимодействию с единым мировым Целым, к любви, к свободе и истине, к достоинству, к солидарности, к восстановлению своих личных и коллективных корней, к гуманному отношению к природе, к познанию сущности вещей, к творчеству, к наиболее полной реализации своих сущностных сил, возможностей, к определению своей особой роли в мире как едином вселенском «макрокосме» происходит деградация человека, его обезличивание и растворение в рутине повседневности – обыденщине. «Жить - значит быть в Духе». «Жить - значит творить».
«Человек – это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости» (С. Кьеркегор). Человек вобрал в себя противоречивое единство своих природного и надприродного начал. «Человек отплыл от животного берега, но пока не приплыл к берегу подлинно человеческому, на котором диалог и ответственное сотворчество с миром станет его повседневной нормой» (Сагатовский В.Н.).
Человек – особая форма бытия – духовное деятельное существо с разумом, свободой воли и универсальным творческим потенциалом, призван к созиданию. Духовный человек, в широком смысле, это человек, живущий по нравственным принципам, с пониманием свободы не как вседозволенности, а как свободы созидания, с реальной персональной ответственностью за Жизнь, любит свою Родину, руководствуется в своей деятельности понятием общего блага.
Личность,  целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором душа и тело подчинены духу, одухотворены и этим соединены с сверхличным и сверхчеловеческим всеобщим бытиём – в данный момент в становлении.
Пробудить человеческую сущность, человечность – значит обрести самого себя, стать личностью, относительно самостоятельным субъектом бытия через культуру, через усиление своего личностного духовного начала, преодолевая инфантильную зависимость, безответственность, узость «винтичного» потребительского и обыденного существования, развивая самосознание.
Полностью состоявшаяся гармонично развитая личность целостна, внутренне свободна, способна к самостоятельным ответственным решениям, независимым от внешнего давления (авторитета, стереотипов, преходящих обстоятельств, произвола власти); открытая всему происходящему, достигшая порядка (качественности) внутреннего бытия, освободившись от эгоцентризма; с целостным сознанием, объединившим интеллект и духовность; с собственным широким мировоззрением; творчески активная, т.е. духовная индивидуальность – средоточие единства универсального и уникального, неделимая единица, «микрокосм», духовно зрелый человек – «вполне человек» - самореализирующийся, проявляющий свой дух в мире в свободной созидательной деятельности на общее благо.
Духовная индивидуальность соборна, не исключает себя из мира, но вбирает, вмещает в себя этот мир. Через единичное самобытиё-«духовную индивидуальность осуществляется желанное всеединство и цельность жизни личности, общества и природы, восхождение к надвременному - причащение к Универсуму». Человек вписывается в бесконечность- становится Богочеловеком.
Нет альтернативы спасительному выбору: становлению будущего ненасильственного мира как Единого целого! От зверочеловечества к духовному человечеству!


Рецензии