Казахи и Молоко
Я вообще заметил, что теперь, как только начинаю читать что-нибудь философское, - сразу же обнаруживаю глубокое несогласие с написанным. Деградирую в пса, не иначе.
То, что казахи были зациклены на скоте, было - и есть - если есть - абсолютным благом. Упрекать их за это глупо и даже безнравственно.
Забавно, но мне самому пришлось лично пережить упреки в подобной безнравственности незадолго до приезда в Казахстан.
Я пришел с женой на субботнюю службу в церковь рядом с нашей дачей. Было много народа и машина с грузом двести. Отпевали бойца.
Для меня самая интересная часть любой службы - это проповедь. Если я правильно помню, она происходит перед таинством причастия. С детства полюбил проповеди - лучшего способа узнать, что у человека в голове, если речь идёт о публичных выступлениях, почти не осталось. На сей раз смысл проповеди свелся к рассказу о том, как это паскудно посвящать свою жизнь заботам о заработках; те, кто в девяностые бегали прыгали занимались бизнесом и так далее - презренные козлы, а самое важное понимать свое место в общей иерархии мироздания, быть рабом этого порядка, и быть готовым бескорыстно отдать свою жизнь за други своя, если так велит церковь и государство, а всем нам стоит об этом задуматься и поучиться этому у погибшего бойца.
Вот ведь какой поворот - подумал я о своём двоюродном брате, бегавшим-прыгавшим да так и не сумевшим выйти живым из девяностых, - ты, оказывается, презренный козёл.
Обдумывая проповедь, я пришел к выводу, что самый порядочный образ жизни - это быть гос. служащим, который получает вознаграждение за свое служение, а всё остальное - это погоня за наживой и жуткая духовная безнравственность.
Зацикленность на скоте у казахов позволила мясу и молоку на этой земле быть самыми дешевыми и вкусными на просторах всей российской империи. А если говорить о молочных продуктах - то вот неполный список того, что казахский язык и культура готова предложить человечеству:
Айран – разновидность кефира из молока кобылы, овцы или козы;
Катык – густая кисломолочная масса из овечьего, коровьего или козьего молока, которое кипятят квасят;
Бал каймак - варёная сметана с мёдом и мукой;
Ак каймак - видимо, разновидность бал каймака, описания не нашёл;
Килегей - сливки;
Шубат – жирный напиток из кисловатого верблюжьего молока;
Ак иримчик - белые творожные шарики;
Кызыл иримчик - красные творожные шарики;
Койыртпак - айран, разбавленный молоком один к одному;
Иркит - Это простокваша, из которой обычно готовят курут;
Иркит готовится на закваске, сделанной из кипяченного молока, смешанного с сырым;
Курут - сухой кисломолочный продукт из сушёной сузьмы;
Сузьма - подсоленный кисломолочный продукт, по внешнему виду похожий на творог. Изготавливается путём удаления сыворотки из айрана или сметаны;
Сарысу - сыворотка желтоватого цвета, оставшаяся после изготовления творога. В сарысу добавляют сахар по вкусу и кипятят до получения густой массы красноватого цвета;
Таскорык - он же корыктык - в летние жаркие дни, когда камни сильно нагреваются на солнце, чабаны находят камень с углубление и кипятят в нем надоенное овечье молоко;
Шалап - айран, разбавленный водой один к одному с солью и зеленью;
Аклак – белый творог, готовится из овечьего молока;
Уыз - молозиво, первое молоко после окота. По казахским обычаям новорожденные дети и приплод животных должны отведать уыз, чтобы быть крепче и выносливей. Тех, кто не пробовал молозива, называют «уызына жарыма;ан» (ненасытившийся молозивом);
Сирне - не нашел;
Курт - Для приготовления курта кислое молоко несколько дней сливают в деревянную бочку (кеспек). Затем іркіт (свернутый творог из кислого молока) переливают в большой казан, ставят на огонь и непрерывно мешают, пока оно не загустеет;
Ежигей - разновидность курта, красно-коричнего цвета, нежный, кисловатый на вкус;
Сыкпа - видимо, не отжатый творог из молока какой-нибудь кобылицы;
Торта - после получения топленого масла на дне посуды остается густая масса «торта» (вытопки), имеющая кисловатый своеобразный вкус. Торта вызывает аппетит, ее едят в охотку. Гостей торта не угощают;
Сузбе - (цедить) – это разновидность творога. Для его получения кислый айран выдерживают некоторое время, затем переливают в полотняный мешок и подвещивают. Когда жидкость стекает, в мешке остается густая масса, которую солят по вкусу и тщательно перемешивают;
Акта - напиток, получаемый путём смешивания айрана с овечьим молоком и постоянного взбалтывания
Корыктык - овечье молоко, вскипяченное на раскаленных камнях.
И отдельная песня про кумыс, он же пенный напиток из кобыльего молока:
Уыз кымыз – густой, квашеный кумыс первой дойки.
Бал кымыз – хорошо взбитый кумыс с добавлением вяленого казы. По сравнению с другими видами, он гуще, имеет желтоватый цвет, тонкий сладковатый вкус, легко воспринимается организмом.
Тай кымыз – кумыс однодневного квашения.
;;нан кымыз – 2-3х дневный, выдержанный, квашеный кумыс.
Д;нен кымыз – 3-4х дневный, крепкий кумыс.
Бесті кымыз – 4-5ти дневный, полностью перебродивший кумыс.
Сары кымыз (желтый) – готовится осенью. Это целебный, крепкий кумыс.
Кысырдын кымызы – кумыс из молока яловой кобылы, взбивается зимой.
;ысыра;ты; кымызы – кумыс кобылы первой жеребости, очень калорийный.
Т;немел кымыз – заквашеный кумыс с добавлением саумал (парное молоко).
;орабалы кымыз – кумыс, который хранится несколько дней, с добавлением свежего кобыльего молока.
Сейчас озадачу свою гостеприимную хозяйку вопросом о том, где купить кысырдын кымыз. Хочу кысырдын кымыз. А яловая кобыла - это наверняка такая кобыла, которая очень очень красивая...
Конечно, лексическое разнообразие в именовании молочных продуктов совершенно не является доказательством существования реального разнообразия. При желании, в русском языке мы могли бы называть коровье и козье молоко разными словами - а также все производные стадии, связанные с выпариванием молочного жира и закислением. Но даже при поверхностном взгляде на молочные продукты в магазинах или ресторанах Алматы, становится понятно, что видов этих продуктов больше, чем в Москве. Также, желание приудмывать новые имена молочным составам, в зависимости от периода их отстаивания - два дня, три дня, четыре, неделя - говорит об особенной культуре их употребления, которая чуть более сложная, чем наша - в которой мы ограничиваемся только двумя понятиями свежий-несвежий.
Всё это конечно не могло бы сформироваться, если бы казахи не были зациклены на скоте, в чём их так несправедливо упрекал Абай. Чтобы чего-то добиться и создать что-то ценное - на этом нужно быть зацикленным. Абай, наверное, об этом не думал и видел своим долгом расширить кругозор казахов за пределы молочных и мясных изысков. Но необходимость кидать упреки в безнравственности тем, кто только и был занят приумножением мясных и молочных богатств, не помышляя ни о чём другом, не является чем-то очевидным и необходимым. Призыв продать свой скот, чтобы на вырученные деньги дать образование сыну, хорош только при предоставлении детализированного расчета - с учётом необходимости продолжать кормить оставшихся членов семьи. Без этого он является не более чем эмоциональной демагогией.
Через тридцать лет после смерти Абая казахам выпала участь пережить свой голодомор. К тому времени их было уже порядка пяти миллионов, из которых погибло два. Коллективизация и раскулачивание заставили по-новому посмотреть на ценность мяса и молока - и не только казахов. Следующие сорок лет казахской истории - это не только период поиска мяса и молока, но и своих детей, распиханных по дед-домам - сначала после раскулачивания и голода, потом после войны. Следующие десять лет истории Украины будут посвящены попыткам отыскать своих детей, вывезенных в Россию. Презрение к стяжательству как чему-то безнравственному и борьба за духовные ценности давно стали инструментом истребления всего живого. Часть общества должна быть зациклена на скоте - в этом нет ничего аморального, а главный инструмент поддержания морали общества - это банковский кредит, а не церковь или художественная литература.
Абай был неправ.
Свидетельство о публикации №223041800731