Казахи и Абай Кунанбаев

Подумалось мне, что нужно влиться в культуру народа, приютившего меня в изгнании. Почти в каждом районе Алматы есть место или улица, названное в честь Абая Кунанбаева. Это местный Пушкин. Его очень любят. Поэтому - дабы сэкономить ваше время - я решил пробежаться по его программному философскому труду, который называется "КНИГА СЛОВ", и вытащить из него самое важное. Теперь мне есть, что обсуждать с казахами из их культуры, кроме гор и лошадей. Чего и вам настоятельно рекомендую.

***

Слово первое. Состарился я (хотя он, наверняка, был моложе меня, когда это писал, а мне только 46), ничего делать не умею и больше не хочу. Во всём разочаровался. Какой-же выход? --> Стану писателем.

Слово второе. Все народы кругом молодцы, даже русские, только казахи хернёй маятся.

Слово третье. Казахи сволочи - воруют друг у друга скот, не ценят русское образование, а нашу судебную систему пора менять.

Слово четвёртое. Все казахи, как помешанные, ищат, над чем бы поРжать или посрАться. Какой из этого вывод? Тут я не понял: Веруй в Бога и полагайся на самоотверженный труд. (Я думаю, Абай перепутал листы, когда писал это слово, да и плюнул - поскольку последний абзац сам по себе звучал красиво.)

Слово пятое. Казахские пословицы и поговорки - говно. Они лишний раз подтверждают, что казахи - безнравственные сволочи.

Слово шестое. Все казахи, которые думают только про скот, сами таковыми и являются. Казахи - включите мозги и не будьте безнравственными идиотами.

Слово седьмое. Казахи ужасно невежественны и гордятся этим. Нужно стремиться не к умножению скота - а к умножению знаний.

Слово восьмое. О том, что и богатые и бедные, и добрые и злые казахи - все думают только про скот. Разницы между ними никакой нет.

Слово девятое. А сам то я кто? Я - казах. Но я умер как казах и душа моя пуста (от казашности). Если я и казах - то я мёртвый казах. Потому что все живые казахи - мудаки. Я так сказал, а если вас, казахов, это задевает - идите нахер.

Слово десятое. Казахи относятся к своим детям, так же как к скоту - надеются, что дети - это знак богатства и успеха. Скоты рождают скотов. Если у тебя есть сын (почему-то Абай дочерей не упоминает) - продай свой скот и дай сыну хорошее образование, а не делай из него такого же скота, как ты сам.

Слово одиннадцатое. Тут он ставит нерешаемую задачу: Правители - это воры и мошенники, прочий народ - безнравственные животные. На кого же нужно положиться, чтобы изменить общество к лучшему?

Слово двенадцатое. Если ты религиозный проповедник - это тебя не освобождает от необходимости учиться и получать образование, а скорее наоборот - обязывает.

Слово тринадцатое. Человек, лишенный Имана (а Иман - это твёрдая вера в Создателя) - вредный мудак, будь он проклят. А казахские пословицы - говно.

Слово четырнадцатое. Казахи героями (батырами) как правило считают полных мудаков. И стоит задуматься, являются ли они сами - людьми.

Слово пятнадцатое. Умный - тот, кто всегда учится, совершает ошибки, никогда ничем не кичится и не останавливается на достигнутом знании. А казахи глупы.

Слово шестнадцатое. Казахи так помешаны на скоте, что считают, будто и с Богом рассчитаются коровами. Идиоты.

Слово семнадцатое. Наконец казахам предоставляется возможность перевести дух. Речь про Волю, Разум и Сердце. Воля и Разум должны повиноваться Сердцу (крайне спорное утверждение – не должны ни в коем случе, тут будьте осторожны).

Слово восемнадцатое. Тратить деньги нужно на образование, а не на красивую одежду.

Слово девятнадцатое. Человек должен вникать в суть сказанного и задавать вопросы.

Слово двадцатое. Очень странное. Человек пресыщается всем, умные люди пресыщаются жизнью быстрее остальных (ну, блин, с какого это переляку?). Блажен глупый и беспечный. (Вообще не понял. Двадцатое слово вставлено как будто ниоткуда и противоречит всем предыдущим девятнадцати. Возможно, это какая-то традиционная мантра по мотивам Корана).

Слово двадцать первое. Вообще ни о чём – можно не читать. В потоке творческого морализаторства глядишь и пролетит какая-нибудь пустышка, из серии – мойте дети руки перед едой, потому что так велит Аллах.

Слово двадцать второе. Ура, обратно к казахам. Ну или не ура. Сейчас он их опять распатронит. Ну, так и есть. В общем, все казахские начальники - говно. Уважать и молиться нужно только за БАЕВ - тех, которые скромные и порядочные (баи - это такие помещики). (Тут я не понял - получается, всех остальных - не баев - уважать не надо, даже если среди них есть кто-то тихий и порядочный?)

Слово двадцать третье. Если казах считает допустимым делать что-то, что делают все остальные, даже если это противоречит Корану и совести, - он мудак.

Слово двадцать четвёртое. На свете живёт два миллиарда человек. Из них казахов - два миллиона. Эти казахи - скоты и ищут способов поубивать друг друга. Это нужно остановить.

Слово двадцать пятое. Русский язык откроет казахам глаза на мир. (Фига се!) А Персидский и Арабский позволит скопить богатство. Совет казахам - обязательно учить русский язык, потому что дух и знание превыше материальных благ. (Да блиииин, опять нестяжательство - я сильно против нестяжательства, по моему мнению оно ведёт к лицемерию и пороку, только разумная забота о капитале может сделать человека нравственным или безнравственным.)

Слово двадцать шестое. Чем больше человек невежественен - тем больше даёт волю эмоциям, и тем меньше способен меняться.

Слово двадцать седьмое. Пересказывает какой-то диалог Платона - разговор Сократа с Аристодемом. Очень длинная часть - пока длиннее всех предыдущих слов. Лень вникать, сорян. Видимо, он так решил познакомить казахов с диалогами Платона. Молодец.

Слово двадцать восьмое. Бог создал добро и зло, богатство и бедность, болезни и здоровье - но не он ТВОРИТ их. (Ничего не понял - кроме того, что это крутой риторический замут.)

Слово двадцать девятое. Опять про пословицы. Есть пословицы, которые заслуживают внимания (то есть такие, которые можно терпеть), но большинство - полное говнище. Он их приводит. Дает совет - пословицы идут в задницу. (Кто б мог подумать, что казахские пословицы были одной из главных преград на пути к прогрессу общества. Прикольно.)

Слово тридцатое. Тут ничего интересного. Опять поносит казахов, которые любят хвастаться.

Слово тридцать первое. Даёт советы по тренировке памяти.

Слово тридцать второе. Даёт советы, как правильно заниматься изучением наук и получением новых знаний. Знания самоценны.

Слово тридцать третье. Хочешь быть богатым - овладей в совершенстве каким-нибудь ремеслом.

Слово тридцать четвёртое. Казахи - очень плохие мусульмане. То, что имеет истинную ценность в глазах Бога, они готовы променять на ещё одну корову. Козлы. Без хорошего образования всем будет жопа.

Слово тридцать пятое. Аллах покарает тех, кто молится ему из корысти.

Слово тридцать шестое. Казах, не испытывающий чувство стыда, лишён Имана (см. выше).

37. Приводит двадцать три афоризма, с каждым из которых можно поспорить. (Терпеть не могу афоризмы, так же как Абай не выносил казахские пословицы.)

38. Длиннющее завещание детям. Честно - читать не стал. Но так, пробежался глазами - упор на образовании, всевышнем, важности бескорыстной тяги к знаниям, что значит быть истинным мусульманином и т.п.

39. Вот тут опять становится интересно. Он задвигает тему, что предки были достойнее теперешних казахов. Предками нужно дорожить. Ел басы - значит "глава народа". (Вопрос! А стоит ли дорожить казахам теми предками казахами, которых поносил Абай при своей жизни? Мне вот легче - у меня есть претензии к родителям - а у кого их нет, к дедушкам и бабушкам претензий уже нет точно - но всё равно, и теми и другими можно дорожить, но я уже с трудом могу докопаться до пра-пра-дедушки. И так вот нагло утверждать, что из предков до пра-пра дедушки были какие-то достоинства, которых нет у меня - это демагогия, не основанная на фактических данных никак, за их отсутствием. А что, если из предков, которых вы не знаете, кто-то был опричником или нквдэшником? В общем - тридцать девятое слово крайне спорное.)

40. Список риторических вопросов на тему, почему казахи ведут себя как скоты. С толстым намёком на потому, что дорожат коровами больше, чем всем остальным.

41. Да блин, как же он казахов мочит! Просто безжалостно топит в дерьме. И задается вопросом, как же этих долбаных у*е*б*а*н*о*в вывести на путь истинный. С каким-то подспудным ощущением, что с этой сранью жить придётся ещё очень долго. Я в шоке.

Я В ШОКЕ!

ЯЯЯЯ ВВВВ ШШШШ-ОО-ОО-КККЕЕЕ!

Слово сорок второе. Все либо стремятся к безделью, либо ищат схемы, как выйти в дамки и обмануть соплеменников к своей выгоде.

Слово сорок третье. Без постоянного пополнения знаний, почерпнутых извне, человек превращается в каз... опасного безумца.

Слово сорок четвертое. Все к чему-то стремятся. Но стремиться нужно только к книгам. (Не согласен! Еще нужны женщины - но про них во всей книжке НИ СЛОВА!!!!)

Слово сорок пятое. Доказательством существования Бога является то, что о нём говорят все. Даже в том, как жеребец овладевает кобылицей, проявляется любовь. (Сильно бессвязное слово – видимо, опять перепутал страницы. Или набросал кучу афоризмов на потом - да так и оставил в неразобранной кучке. Либо редактор напортачил).

***
ЭПИЛОГ

Подумалось мне - ну пожалуйста! - ну чисто из зависти! - примерить и на себя самого роль Абая Кунанбаева.

Поэтому, послесловие толкователя прозвучит так:

"Замените выше слово КАЗАХ на свою национальность - И ИДИТЕ НАХЕР, КОЗЛЫ!
Я так сказал."

Всем мира!

P.S. А если вам интересно продолжение моей полемики с Абаем Кунанбаевым – обязательно прочитайте статью “Казахи и молоко”.

P.S2. С некоторым опозданием стоит упомянуть о том, что казахам с Абаем действительно повезло. Потому что он, видимо, не занимался херней, связанной с поиском каких-то националистических фишек, как это - например - делали всякие немецкие философы - дабы найти повод возвыситься над другими народами. Ну, по крайней мере, не в этой книге слов - которая, на самом деле, без названия, потому что вообще любая книга - она книга "слов". У немцев, например, Вебер любил "попердеть" про то, что подлинная суть немецкости - это умение воевать, без которого, типа, немец не мыслим. Примерно тоже самое наш Александр третий утверждал про русских. Ну или японцы времен экспансии.  Ну и там всякие заходы про специфическую миссию - хм - всего народа. Что - не более чем натягивание совы на глобус, чтобы подрочить на свою исключительность, которая всегда оказывается проходным местом у кого ни попадя и всех подряд.

Жизнь человека не выводится из духа нации - и тем более наоборот. Работаешь, растишь детей, учишься, воюешь - и нет в действительности никакой особой миссии, кроме как той, чтобы всё это делать хорошо. Конечно, можно иногда послушать всякую воодушевительную херню про миссию или духовность - у кого на что стоит. При этом, отсутствие возможности поймать дух нации за хвост ошибочно связывают со стремлением отказаться от своей культурной идентификации - как будто эта идентификация зависит от того, что по её поводу напишут политические философы. Даже если она и зависит - то примерно также, как индивидуальность вашей родной матери от заметок иностранца, описывающих характерные особенности в поведении и жизненном укладе людей страны, которую он посетил.

Какая миссия у казахов, по их собственному мнению? По мнению Абая - учитесь, сукины дети. И это однозначно Хо-ро-шо. А по мнению тех казахов, мужиков-строителей, с которыми я разговаривал, основная идея - "какой казах не любит понтов". Это тоже хо-ро-шо. В этом смысле сами казахи послали Абая нахер - мол, не хотим учиться, а хотим понтоваться. Всё это значит, что у них есть шанс не вы*бывать свой мозг всякой хернёй про дух нации, дасайн и прочую ***тень. Получилось что-то выучить - хорошо, а нет - значит обосратушки - остаются понты.

Надежда есть.


Рецензии